1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Как заставить ребенка читать?

Он вообще ничего не читает. Он не любит книги! Он все свободное время просиживает у компьютера. Как заставить его читать?! Ну, хоть Вы скажите ему, что читать — это полезно! Он читает сплошную фантастику. Он вообще нас не слушает.  Ну, как мне заставить его прочесть «Войну и мир»?! 

Наверное, вы уже догадались, кто этот таинственный и непокорный «он». Конечно же, подросток четырнадцати-шестнадцати лет.

Я преподаю литературу в старших классах. И водопад подобных вопросов и восклицаний обрушивается на меня почти на каждом родительском собрании. К сожалению, звучит это все так риторически, что вряд ли все мои слова, сказанные в ответ, бывают услышаны. Вот так же зачастую ребенок уже не вслушивается в назидательные речи родителей...

Ребенок вырос и стал совсем неуправляем...

И это правильно, и это не болезнь. Это признак здорового развития личности. В пятнадцать лет совершенно естественно спорить с родителями, не принимать ничего на веру, хлопать дверью...

Подростка невозможно заставить читать!

Эти слова так часто произносят обеспокоенные родители.

Родители, которые по вечерам, отправляя ребенка за уроки, остаются у телевизора смотреть любимый сериал, новости или футбол. Или заняты на кухне приготовлением ужина. Или говорят по телефону. Или работают (работают?) на компьютере...

Подростка невозможно заставить читать!

А взрослого?

У взрослых уважительные причины не читать. Они заняты. Они в свое время прочли всю школьную программу и, быть может, даже больше. А теперь им кажется, что они имеют право...

Ребенок вырос. Он взрослый. Он равный нам в праве на чтение и нечтение.

Подростка невозможно заставить читать!

Подростка? Заставить? Эти два слова в принципе не уживаются рядом. С приучением своего ребенка к чтению, дорогие родители, вы опоздали лет на пятнадцать... Заставить полюбить нельзя. Кажется, это понимает каждый. Но почему же мы все время пытаемся заставить подростка читать, если на самом деле мечтаем о том, чтобы он полюбил книги...

Его нельзя усадить за книжки...

 

Сборник «Отцы + дети»

В сборник вошли статьи, посвященные разным граням педагогики: взаимопониманию разных поколений; ответст­венности взрослого перед ребенком; раскрытию внутренних потенциалов детей; проблеме взаимодействия родителя, ребенка и школы; вопросу приучения ребенка к чтению и подбора литературы для разного возраста; музыкального воспитания ребенка и т. д.

Статьи эти на протяжении более чем 10 лет публиковались в журналах «Новый Акрополь» и «Человек без границ» и неизменно вызывали огромный читательский интерес. Авторы статей — педагоги, психологи и философы, имеющие большой практический опыт.

Эту книгу вы можете приобрести прямо сейчас за 59.90 руб.

Сборник Отцы + дети

 

А какие книги любите вы? Какую прочли на прошлой неделе? Она захватила вас? Если захватила, попробуйте поделиться своим впечатлением! Не назиданием, а вдохновением своим... Попробовали? Получилось?

К сожалению, чаще всего нечтение подростка — это проблема нечитающей семьи.

Он читает какую-то фантастику. Недавно засыпал с «Метро-2030» какого-то Глуховского.

 Со­вре­мен­ные под­рост­ки при­сталь­но сле­дят за мо­дой, в том чис­ле и за мо­дой на чте­ние. Они обя­за­тель­но про­чтут бест­сел­лер, о ко­то­ром го­во­рят, или лю­би­мую кни­гу сво­е­го ку­ми­ра, по­то­му что им очень важ­но ощу­щать собст­вен­ную ком­пе­тент­ность.

Ребенок, увлеченный книгой, — это замечательно. Не все книги хороши? Того, кто увлечен тем, что складывается из букв в слова, а из слов в предложения, можно направить в дальнейшее путешествие по страницам книг. Важно, чтобы направляющий сам знал верное направление и чтобы не слишком увлекался, направляя и поучая. С подростком это чаще сработает с точностью до наоборот.

Сначала нужно прочесть школьную программу, а потом уже фантастику.

с книгойЗнают ли родители, сколько страниц, сколько слов нужно современному школьнику прочесть в течение учебного года? Дело не только в программе по литературе. Есть еще история, биология, география, алгебра... Вы видели ту нелегкую стопку книг, которую в начале учебного года каждый школьник получает от своего классного руководителя? Материализуйте в печатное издание каждую из списка для летнего чтения. Возможно ли это осилить за 9 месяцев учебного года, если еще нужно и важно общаться с друзьями, играть в футбол, ходить на концерты, смотреть кино?..

Тем более вредно читать фантастику.

У меня есть вопрос. А читали ли родители те книги, которые понравились их детям? Врага (или конкурента) нужно знать в лицо. Если вам важно понять ребенка, «читающего какую-то ерунду», обязательно нужно прочесть эту ерунду самим. А если ребенок днями играет в компьютерные игры, вам непременно стоит посидеть пару часиков за той игрой, которая не отпускает в уроки вашего ученика. Быть может, без лишних слов вы поймете своего ребенка, быть может, наконец найдете слова для разговора по душам...

Но как же школьная программа?!

Скажите, а вы помните, о чем думал Андрей Болконский, глядя в бездонное небо Аустерлица? Знаете, каким вопросом задавался Обломов, проводя дни на своем любимом диване? Отчего скучал Евгений Онегин?

Вы давно перечитывали классику?

Дети считают ее скучной. Они это делают, невольно подражая своим родителям. Если вы искренне хотите того, чтобы подросток зачитался произведениями из списка школьной программы, перечитайте параллельно со своим ребенком «Войну и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети». Поговорите с ним о том, что вы открыли, что поняли. Поделитесь своим восторгом, если вы в который раз пережили этот восторг. Или посочувствуйте, если вашему сознанию, привыкшему к клиповому мерцанию бесконечных рекламных роликов, было невыносимо трудно продираться сквозь сложноподчиненные предложения Льва Николаевича.

Классику читать трудно тому, кто плохо знает историю и детали быта (то есть подавляющему большинству). Подростку уже не очень понятно, что такое пятилетка, кто такие комсомольцы... А про реалии девятнадцатого века уже и родители не все понимают. Необходимы бесконечные комментарии. Между современным школьником и классической литературой почти непреодолимый временной барьер.

Подростку хочется узнавания себя в тексте, «вживания» в произведение. Чтобы полюбить книгу, в ней нужно увидеть себя или найти ответ на давно волнующий вопрос. Как помочь современному молодому человеку понять молодого человека девятнадцатого века? Как провести знак равенства между чаще всего закрытой душой подростка двадцать первого века и переживаниями Чацкого, Онегина, Печорина?

Вам кажется, эти вопросы для урока литературы? Конечно, они поднимаются и в стенах класса, но если вы мечтаете, чтобы ваш ребенок вырос знатоком классической литературы, попробуйте ввести в круг семейных тем для разговора и разговор о литературе. Без наставлений и назиданий, без стремления заставить, приучить...

 

А может быть, стоит пересмотреть программу по литературе? И вместо классики побольше изучать современную литературу?

Программу по литературе усовершенствовать, конечно, можно и нужно. И современную литературу в школьную программу нужно вводить, но обязательно продумав, какие именно произведения взять, что они воспитывают, чему учат, как построить беседу на уроке...  К сожалению, современная литература не всегда заботится о душе читающего. В ней много спорного, неоднозначного. Так что без чтения классики не обойтись. Именно классика закладывает в нас критерии нравственности, учит отличать фальшивое от настоящего, учит думать, чувствовать. Литература девятнадцатого века — это литература Служения и Верности. Служения идеалам, народу, искусству. Верности своему слову. Она помогает правильно взрослеть...

Когда человек становится взрослым? Тогда, когда начинает заботиться о старших. Это и к чтению может иметь непосредственное отношение.

Что бы мне почитать, сын? Не посоветуешь? Что там сейчас интересного пишут?

Такие вопросы вы задавали своему ребенку-подростку?

Я задаю их в тех классах, где работаю. Читаю книги, которые мне приносят ребята, высказываю свое мнение, выслушиваю их комментарии. Занимаю в классе очередь за очередной «Марусей» из литературного сериала «Этногенез» или вампирскими «Сумерками», не стесняюсь сказать, что начала читать, но не понравилось, не пошло, как не стесняюсь своего увлечения фантастикой и своей влюбленности в литературу девятнадцатого века. Может быть, поэтому очень часто слышу от ребят: «Что бы мне почитать? Не посоветуете?»

Дайте нам список литературы «на лето». Какие внепрограммные  произведения нужно читать подростку?

Этот вопрос — один из моих самых любимых. Ибо за ним следует обычно короткий ответ — «Читать уже можно все! И не только летом...» Предлагайте вашим уже почти совсем взрослым детям все, что любите и цените сами, все, что считаете жемчужинами литературы. Герман Гессе и Антуан де Сент-Экзюпери, Ричард Бах и Эрих Мария Ремарк, Михаил Булгаков и Стругацкие...

И не забывайте о стихах. Ведь поэзия — это душа литературы. Она отразила столько переживаний и надежд, столько радости и боли, любви и одиночества, что сможет помочь человеку, который еще только входит во взрослую жизнь, учиться любить, учиться понимать других, учиться быть счастливым.

Спросила у пятнадцатилетней девочки Насти, что же посоветовать родителям, мечтающим о читающем ребенке. И получила вот такой ответ:

«Насчет читающих подростков... Разве в какой-то момент люди перестают читать? Если этот момент где-нибудь есть, то, наверное, после пятнадцати... J 

Ну, первое, что в голову приходит, это... во-первых, все зависит от отношений. Если ребенок к родителям относится предвзято и не отвечает на их заботу (и ласку) так, как было бы, если он хотел этого, то нельзя слишком часто об этом говорить и тем более напирать (слишком часто — это, скажем, каждый день, даже раз в неделю, наверное, часто...), стоит просто иногда говорить о каких-то конкретных книгах, но не в поучительном тоне... Иногда в силу духа противоречия действует что-то вроде: «Умберто Эко почитай... если ты до него дорос».

А если ребенок открыт и доброжелателен с родителем, то тогда легче поговорить и понять, почему дитенок не хочет читать, и там уже самим думать, какие ошибки совершил мир и как их исправить...

А еще часто, если ребенка отпустить и пустить в ход только редкие напоминания, то скорее всего под влиянием общества само когда-то читаться начнет... Хотя это, наверное, я в слишком хорошем обществе... J»

В подростковом возрасте важнее всего на свете — человеческое общение. Поэтому так притягивает компьютер с его социальными сетями, где практически каждый подросток проводит массу времени в переписке с виртуальными друзьями.

Хорошо, если ребенок растет в читающем обществе, хорошо, если у него есть взрослые друзья, советы которых он ценит.

А еще хорошо читать дома вслух. Мы привыкли так читать малышам-дошкольникам. Но стоит читать всем! Красота и сила звучащего слова открывает новые грани и для читающего, и для слушающего. Трудно представить, сколько времени может занять совместное чтение длинных романов? Можно зачитывать фрагменты. Пересказывать книги, расставляя акценты в тех местах, которые могут затронуть за живое.

Если почти нет времени на совместное чтение, можно порекомендовать аудиокниги. Они и в этой форме остаются книгами. А если учесть мастерство профессиональных актеров, которые их исполняют, то удовольствие тому, кто слушает, обеспечено.

Новую жизнь чтению сейчас дарит электронная книга, которую так легко носить с собой, но в которой помещается весь книжный шкаф, а если нужно — то и вся школьная библиотека.

Когда появилось кино, все предрекали смерть книгам. А они не умерли. Потом был телевизор, теперь — компьютер. А книги выжили... А книги выживут! И наши дети, став такими же беспокойными родителями, тоже зададутся вопросом: «Как же заставить подростка читать?» Впрочем, вопрос «Как передать свою любовь к чтению?» мне нравится гораздо больше...

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Комментарии   

 
+1 # vvkarelin 01.03.2011 17:25
Эх, еще было бы хорошо, чтобы родители сами не забывали читать - читать нормальные книги.
Ответить
 
 
+1 # rossinant 02.03.2011 10:54
В моей жизни появлялись интересные книги благодаря маме. Помню как однажды она мне "подсунула" Валентина Пикуля "Честь имею". Многими принципами живу до сих пор, хотя читал ее лет 20 назад. И много не понимал, конечно. Но взял для себя один важный принцип "Честь имею" - как тот стержень по жизни или внутренний кодекс, на который можно опираться и благодаря которому можно решать многие внутренние противоречия...
И даже сейчас, благодаря просто произнесенной "про себя" этой фразе, происходит чудо - ты встаешь "над" проблемой и решения происходят быстро и, что весьма "удобно", ОДНОЗНАЧНО. Главное вовремя вспомнить об этом! ;)
Честь имею!
Спасибо, Валентин Пикуль!
Ответить
 
 
# RE: Как заставить ребенка читать?Guest 02.08.2014 05:11
А вам не кажется что сама тема "Как заставить" несколько.... вам что, ребенок, собачка чтоли чтобы его заставлять?
Ответить
 
 
# RE: Как заставить ребенка читать?vvkarelin 02.08.2014 12:07
Конечно, кажется. Собственно, вся статья именно об этом. А название такое лишь потому, что оно отражает столь популярное порой в родителях желание "заставить".
Ответить
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Реклама


Купить журнал

Форма входа

Здесь вы можете подписаться на электронную версию журнала, чтобы раз в месяц получать анонсы новых статей и новости о самых интересных событиях в науке и культуре, произошедших в мире за месяц. Подписка является бесплатной.