Он стал прообразом Геракла в Греции, Геркулеса у римлян и даже святого Георгия в средневековой мифологии. Ему пять тысяч лет. Но его послание не потеряло актуальности.

Сенсацией XIX века стало открытие англичанами погибшей и давно разыскиваемой столицы Ассирии Ниневии, царского дворца, а самое главное, огромной библиотеки. Ассирийский правитель Ашшурбанапал (библейский Сарданапал!) в VII веке до н.э. предпринял грандиозную экспедицию по сбору со всей Месопотамии древних текстов Шумера, Аккада, Ассирии и Вавилона и создал первую крупную библиотеку, сохранившуюся до наших дней.

«Книгами» этой библиотеки были клинописные глиняные таблички, представляющие собой несметные сокровища знаний о древних народах: династические своды и хроники, политические трактаты, астрономические исследования, мифы, религиозные гимны и стихи, среди которых находилась древнейшая в истории человечества эпическая поэма о Гильгамеше. История расшифровки и перевода клинописного текста учеными-энтузиастами в библиотеках и музеях Европы заслуживает отдельного рассказа. Здесь скажем о результатах, опять же — сенсационных. Джордж Смит, сотрудник Британского музея, в 1872 году объявил о том, что на одном из обломков глиняной таблички из Ниневии нашел текст древнего ассирийского предания о всемирном потопе. Немецкий историк Керам писал: «Стало очевидно, что существуют сказания древнее библейских, которые связывают Библию с языческой ассирийской и вавилонской, а может быть, и с более древней традицией. Это было потрясающее открытие. Издатель лондонской газеты «Дейли телеграф» предоставил неимущему Смиту средства для экспедиции в Ниневию, где Смит должен был отыскать недостающие таблички с ассирийской версией о всемирном потопе».

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

На солнечном острове Сицилия, у подножия вулкана Этна, величественного каменного исполина, царствующего над всем восточным побережьем, во множестве бухт есть огромные глыбы застывшей лавы, которые разбросал в гневе циклоп Полифем, когда понял, что его перехитрили Одиссей и его команда. Великан-гора, великан-Полифем, великаны-камниѕ Мы вслушиваемся в старинные мифы, а сами не перестаем удивляться: какую же красоту создает природа, какими живыми кажутся камни! А легенды и мифы? А могучий циклоп? Ну, это же сказки!
Но есть много, очень много мест на нашей планете, где огромные камни-великаны, будь то непонятные нагромождения, или хорошо организованные комплексы, или даже отдельно стоящие громады, не вызывают сомнения, создано ли это природой, или это творение рук человека. Стоунхендж, Карнак, дольмены Кавказа, кромлехиѕ Эти древние сооружения (некоторые из них часто называют циклопическими) стали свидетелями событий, происшедших тысячи лет тому назад. Их со-старило время, они вросли в землю. Но тайны и загадки продолжают окутывать мегалитические сооружения, разбросанные по разным континентам.
И загадка из загадок — кто их создал, когда и, конечно, зачем.

0
0
0
s2sdefault

Во многих странах Европы посреди полей и лугов, на высоких холмах, около старинных храмов, в лесах, часто прямо посреди дорог и на лужайках около домов, где живут люди, возвышаются огромные длинные камни — менгиры (менгир так и переводится — «длинный камень»). Иногда они стоят поодиночке, иногда выстраиваются в кольца и полукруги или образуют длинные ряды и целые аллеи. Некоторые устремлены прямо вверх, другие наклонены, и кажется, что падают. Но это «падение» длится уже пять, а то и шесть тысяч лет: столько времени, как предполагают сегодня, существуют самые древние из них. Бретонцы называют их пельванами, что значит «столб-камни», а англичане стоящими камнями. Наука считает их первыми достоверно рукотворными сооружениями, сохранившимися до наших дней.

0
0
0
s2sdefault

Исследователи мегалитов кроме колоссальных размеров отмечают два еще более поразительных факта — точность привязки к сторонам света и точность древних календарей. Человек, живший 4000–5000 лет назад, обладал знаниями о пространстве и времени, не уступающими тем, которыми оперирует современная наука! Если он занимался земледелием и скотоводством, зачем ему был нужен календарь с точностью космического масштаба, созданный на основе данных наблюдения за Солнцем и Луной в течение нескольких тысяч лет?! Откуда такие знания, непонятно. Но видимо, это было очень важно.
Если мы будем следить за восходом Солнца весной, то увидим, что с увеличением продолжительности дня точка восхода будет смещаться все дальше и дальше на юг и в день летнего солнцестояния достигнет своей южной границы. Похожие процессы происходят и с точкой заката. Соответственно, в день зимнего солнцестояния точки восхода и заката Солнца достигают своих северных границ. В день равноденствия Солнце всегда появляется в одной и той же точке горизонта, а заходит в ровно противоположной. Эти шесть направлений на Солнце присутствуют в мегалитических сооружениях, поэтому исследователи склонны считать их древними обсерваториями. Самой известной из них считается Стоунхендж.

0
0
0
s2sdefault

«Существуют глыбы, разбросанные по всему земному шару, глыбы, при виде которых воображение смущается и обозначение которых словом материалы кажется лишенным смысла; их следовало назвать именем, соответствующим этим громадам» — такую запись оставил в XIX веке один археолог, увидевший загадочные качающиеся камни. Эти огромные валуны были поставлены один на другой так, что никто не мог сдвинуть их с места, но легкого прикосновения хватало, чтобы они начинали раскачиваться. Говорят, их называли камнями истины и использовали для предсказаний. Говорят еще, что кое-где они стоят до сих пор...

0
0
0
s2sdefault

Если вы немного интересуетесь мегалитами, то, может быть, слышали историю о том, как в 1960 году во двор сухумского музея перевозили дольмен из Эшери, — ее археолог Александр Александрович Формозов рассказал в своей книге «Памятники первобытного искусства на территории СССР». Дольмен решили перевезти, видимо, для того, чтобы экскурсантам не надо было ехать куда-то далеко, чтобы посмотреть на уникальные кавказские «каменные столы», а именно так с бретонского переводится слово дольмен. Некоторые из этих мегалитов действительно напоминают гигантские столы: горизонтальная плита, положенная на четыре или три плиты, стоящие вертикально. Хотя классические дольмены, в том числе и кавказские, — это «домики» с крышей, стенами и полом.

0
0
0
s2sdefault

К оружию во все времена относились с уважением. Его обожествляли. Ему приписывали магические свойства. Почитали как величайшую ценность. Оно символизировало душу воина, было неотделимо от него. С оружием связано множество легенд, поверий, мифов.
Отдельную страницу в истории оружия занимает самурайский меч.

0
0
0
s2sdefault

Наследие кельтов изучают давно. Но они не спешат открывать все свои тайны. Один из самых волнующих вопросов — как возник этот народ, откуда пришел? И здесь история встречается с мифом.

0
0
0
s2sdefault

Давным-давно, в незапамятные времена... Так начинаются многие сказки. А ведь на самом деле — давным-давно, в незапамятные времена, тысячи лет тому назад, жили люди. Наша планета сохранила очень много следов древнейших культур (Шумер, Египет, Китай), но все же какое-то особое место среди всех этих «посланий из незапамятных времен» занимают «письмена» на камнях, скалах, сводах пещер.
Заглянув в любую энциклопедию, мы легко находим место этим памятникам — неолит, палеолит, а читая о жизни человека той культуры, по большей части сталкиваемся с приставкой НЕ. Конечно же, это НЕ цивилизация, имеющая НЕ письменность (это всего-навсего художественный прием — называть наскальные рисунки летописью, книгой), НЕ искусство, НЕ города, НЕ государственность, даже еще НЕ религию. Одно слово — первобытный человек.
И все-таки именно эти кусочки чьей-то очень давней жизни волнуют нас, может быть, даже тревожат. Оставленные на камнях рисунки: незатейливые человечки, сложные, запутанные нагромождения фигур, искусные, порой изысканные изображения животных, а где-то — потрясающие своей монументальностью и масштабностью «полотна». Они продолжают оставаться загадкой. О чем хотели сказать те люди? Зачем? Почему это было важно для них? Что знали?

0
0
0
s2sdefault

Наскальные изображения — всемирный феномен. Их находили, находят и, наверное, еще будут находить ученые, исследователи и обычные люди на всех обитаемых континентах планеты. Это искусство родилось в далеком прошлом, развивалось на протяжении тысячелетий от палеолита до средневековья и даже в последующие века, а в некоторых местах Земли живо и сейчас.
По данным итальянского исследователя Эммануэля Анати на 1993 год, наскальные изображения известны в 120 странах мира — зафиксировано 140 тысяч групп с общим количеством 35 миллионов фигур. Поразительно, но сюжеты многих групп петроглифов разных эпох и мест, иногда удаленных друг от друга на тысячи километров, похожи! Это сходство сближает людей с разных концов Земли и наводит на мысль о родстве и единстве человечества, о том, что все мы одна семья.

0
0
0
s2sdefault