История знакомства людей с ранними формами искусства — это история сомнений, удивительных открытий, это рассказ о способности по-новому взглянуть на эстетический потенциал и художественные навыки наших далеких предков, об умении поставить технику на службу не только технологическому прогрессу, но и делу познания прошлого человечества.
Практика нанесения изображений на скалы существует по крайней мере 30 тыс. лет, хотя приводятся данные (пока еще недостаточно аргументированные), что она значительно древнее — до 60 тыс. лет. От Урала до южной оконечности Иберийского полуострова насчитывается около трехсот пещер, скрывающих в своих глубинах изображения, которые относятся к древнему каменному веку, или палеолиту, — огромной по продолжительности эпохе (от 2 и более млн. до 11 тыс. лет назад). Ее изучение является, возможно, наиболее романтичным разделом археологии, позволяющим соприкоснуться с детством человечества, проследить его взросление, а самая большая загадка кроется в ответе на вопрос «почему первые образцы искусства отнюдь не являются робкими и неумелыми попытками, а имеют совершенные формы?».

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Между 5° южной широты и тропиком Козерога протянулись Центральные Анды, включающие три цепи Кордильер. Казалось бы, не столь обширный регион. Но климат здесь меняется самым радикальным образом буквально с каждым километром по мере продвижения вглубь континента. Дело в том, что прибрежная полоса не столь широка, и уже в 15 км от моря высота гор достигает 4000 м! А самый высокий перевал расположен на высоте 6500 м. Другой особенностью климата является то, что жаркая прибрежная пустыня омывается мощным течением, носящим имя Гумбольдта, которое поднимает из океанических глубин достаточно холодные воды и несет их вверх, к экватору, вдоль западного побережья континента. Этот феномен характерен для всего южного полушария Земли: мировой океан ни на минуту не прекращает своего вращения влево и несет к западным берегам Америки, Африки и Австралии воды, поднятые из глубин у ледников Антарктики. Эти течения, связанные с пассатами, способствуют возникновению чрезвычайно засушливых пустынь: Намиб на Черном континенте, Западной на пятом континенте и цепи прибрежных пустынь от Атакамы до Сечуры в Новом Свете.

0
0
0
s2sdefault

Вопрос о происхождении искусства неожиданно привел нас к проблеме происхождения человека. Об этом размышляет гость нашего журнала, сотрудник Института востоковедения РАН.
Cчитается, что первые памятники искусства — это петроглифы, наскальная живопись и скульптура верхнего палеолита, датируемые временем от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом общие закономерности эволюции искусства родового общества можно считать твердо установленными. В целом, оно развивается от натурализма к условности, причем наиболее условные образы возникают в позднем родовом обществе, находящемся на грани государствообразования. Потрясающий натурализм многих палеолитических изображений, резко контрастирующий с условностью искусства мезолита, неолита и эпохи металла, не оставляет ни малейших сомнений в том, что это — настоящее искусство. Но только на первый взгляд...

0
0
0
s2sdefault

После десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: «В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине». Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война.

0
0
0
s2sdefault

Дольмены, менгиры, кромлехи...
Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Менгир — это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление. Кромлех — это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика. Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». В этот класс попадают также длинные каменные ряды, в том числе в виде лабиринтов, трилиты — сооружения из трех камней, образующих подобие буквы «П», и так называемые жертвенные камни — неправильной формы валуны с выемками чашеобразной формы.

0
0
0
s2sdefault

XX век принес нам большое количество открытий, качественно изменивших наше представление о Вселенной. Идея «бесчисленного множества миров, подобных нашему» уже не кажется нам удивительной, как 400 лет назад, во времена Джордано Бруно. Мы легко употребляем слова «галактика» или «квазары». Мы привыкли верить во всемогущество науки и техники и считать достижения последних ста лет исключительным завоеванием нашей эпохи.
Тем более восхищают нас и заставляют задуматься глубокие астрономические познания многих древних цивилизаций. Что заставляло людей тысячи лет назад тщательно исследовать ритмы движения звезд и планет, пропорции Солнечной системы, очень точно фиксировать астрономические направления? Почему именно на небе располагали они обитель верховных божеств?
На стыке мифологии, археологии и астрономии в 60-х годах XX века родилась удивительная наука — палео- или археоастрономия, которая пытается ответить на эти вопросы и пролить свет на многие загадки доисторических времен.

0
0
0
s2sdefault

5 февраля 1914 года экспедиция сэра Флиндерса Питри, работавшая в районе заупокойного комплекса Сенусерта II в Лахуне (в Среднем Египте, в районе Фаюмского оазиса), обнаружила вход в маленькую полуразрушенную пирамиду. Через два дня археологи расчистили небольшую погребальную камеру, где стоял огромный гранитный саркофаг и ларец с канопами — сосудами для хранения внутренностей умершего. Ученые были разочарованы: за много столетий до них в гробнице явно побывали грабители, которые унесли с собой все ценные вещи. Тем не менее, ведомый интуицией исследователя, Питри принялся за окончательную расчистку помещений.
Почти сразу же, как только начались работы по удалению толстого слоя глины, покрывавшего весь пол гробницы, рабочие стали находить фрагменты золотых украшений, которые свидетельствовали о былом богатстве захоронения. Каждый день приносил все больше и больше находок. Наконец был расчищен приямок, в котором лежали пять разбитых шкатулок, наполненных множеством предметов — браслетами, пекторалями, бусами, косметическими сосудами. «Я никогда не забуду этого зрелища, — писала Гильда Питри, супруга археолога. — Все украшения, короны, пекторали, браслеты для рук и ног, бусы сияли своими яркими красками; золото, бледная синева лазурита, багрянец сердолика...»

0
0
0
s2sdefault

Наш собеседник — человек удивительной профессии. Знакомьтесь: подводный археолог АЛЕКСАНДР БЕЛОВ, сотрудник Центра египтологических исследований РАН

Начало XX столетия стало «золотым веком» в истории археологии: мир потрясали открытия одно грандиознее другого. Троя, гробница Тутанхамона, погребальные комплексы Китая, Кносский дворец, пирамиды американских индейцев — благодаря искателям-энтузиастам древняя история Земли оживала буквально на глазах. К концу века шум вокруг археологических исследований заметно поутих. Что же, все уже найдено? Оказывается, нет — на рубеже веков сенсации в области археологии все так же часты. Просто, наверное, нас все труднее становится удивить.
Есть у современной археологии и другие особенности. Например, сокровища свои ученые достают сегодня не только из-под земли, но и со дна моря. Совсем недавно, в июне 2000 года, глава Европейского института подводной археологии Франк Годдио официально объявил об открытии. На дне залива Абукир в Египте, в нескольких километрах от Александрии, обнаружены два древних города!

Отправляясь на встречу с подводным археологом Александром Беловым — единственным российским специалистом, участвовавшим в работах в заливе Абукир, — мы рисовали себе картину в высшей степени романтическую. Представляете: плывешь под водой в ластах и с аквалангом, мимо проносятся стайки пестрых рыбок, крабы по дну разгуливают, кораллы, медузы — красота! И вдруг попадаешь в бог знает когда ушедшее под воду святилище или нос к носу сталкиваешься со сфинксом...

0
0
0
s2sdefault

Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет – чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.
Сокровища Тутанхамона – и, прежде всего, многочисленные золотые украшения — сделали его одним из самых известных египетских правителей. Однако обилие драгоценных материалов и совершенство ювелирных техник зачастую отвлекают нас от самого главного – от того замысла, который воплощали в украшениях древние мастера. Ведь в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов или ожерелий Тутанхамона нет ни одного лишнего элемента. Все они состоят из множества символов-слов, которые соединяются в рассказ о фараоне и его предназначении.
Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона – Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука – это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

0
0
0
s2sdefault

Существует два типа людей: туристы и путешественники.
Во все времена стремились они из одного места в другое,
но совершали свои перемещения по-разному.
И у тех, и у других были страны, которые привлекали их
больше всего. А самая-самая любимая так и называлась —
«Любимая Земля», Та-Мери.

Древние греки дали этой стране имя Египет, что означает «загадка», «тайна», хотя вариантов перевода этого слова много.
История туристического маршрута в Египет насчитывает не одну тысячу лет. Миллионы людей, не жалея ни времени, ни денег, приезжали сюда со всего света, чтобы увидеть чудеса страны: жители античной Греции, римские императоры и багдадские халифы, кладоискатели и миссионеры, искатели острых ощущений в военном и штатском, ученые и просто любопытные. Все они стояли перед пирамидами и сфинксом в изумлении, качая головами и задавая себе бесконечные вопросы. Кому пришло в голову громоздить такие горы камня? Какой это имело смысл? Сколько тысяч лет назад это было сделано? И как, собственно, люди сумели все это осуществить? Туристам было хорошо известно, что в эпоху пирамид египтяне не знали компаса, не знали ни подъемных кранов, ни перфораторов, ни бульдозеров...
Все это потрясало, поражало туристов и прошлого, и настоящего.

0
0
0
s2sdefault