У нас длинная история. И с каждым археологическим открытием истоки человечества все отдаляются. Еще недавно считалось, что Homo Sapiens появился на Земле 40 000 лет назад, сегодня открыты следы его деятельности, указывающие на возраст первого человека в 2 000 000 лет. Думаю, это не конечная цифра.

Итак, человечество существует очень давно. И если использовать здравый смысл, то нетрудно понять, что за этот огромный промежуток времени было сделано многое и накоплен очень ценный опыт — два миллиона лет не могли пройти бесследно. Однако особенность человека в том, что, устремляясь в будущее, он пренебрегает прошлым. Так, примерно в середине XVIII века, когда в науке стала преобладать механистическая модель вселенной, а существовавшие в то время религии дискредитировали себя в глазах думающих людей, появилось представление о том, что только наука способна повести человечество вперед, а религия, мифология и философия, которые давали жизнь цивилизациям на притяжении всех предыдущих эпох, устарели и не подходят для нового времени.

Эта идея проникла во все области человеческой деятельности. Она подтверждалась все более новыми и революционными открытиями, которые поражали людей силой и глубиной естественных, а потому материалистических наук. В это же время произошел переворот и в исторических дисциплинах. Огюст Конт и его последователи предложили новое видение истории, модель, названную ими позитивизмом. Ее идея в том, что человечество развивалось последовательно от более примитивных к более совершенным формам цивилизации. Эту идею подхватила археология. Все находки уложили в линейную хронологическую шкалу. Было названо точное время изобретения колеса, появления первого ножа, разведения первого костра и т. д. Изобретения, которые не вписывались в эту модель, остались большей частью неисследованными, так как неясное и нелогичное обычно отодвигают на задний план. О прошлом человечества стало «все понятно». Картина истории представлялась простой, не содержащей более никаких загадок. Вместе с этим были забыты и многие уроки истории, модели цивилизаций. Мифы стали считать сказками детской поры человечества. Причиной появления религии объявили страх перед неизвестными силами природы.

Однако возникают сомнения насчет примитивности древних цивилизаций. Дело в том, что некоторые из них существовали тысячелетиями, чем пока не могут похвастаться современные формы общественного устройства. Вызывает вопросы и техническая отсталость народов прошлого. Сегодня считается, что развитие науки влечет упадок религиозных форм и наоборот. Из этого можно сделать вывод, что наука в древности была развита слабо, так как религия была очень сильна. И поскольку наука со времен Конта представляется вершиной цивилизации, то древние религиозные общества не обладали научными знаниями и потому были примитивны. Однако факты доказывают, что наука в древности не просто существовала, но и достигла немалых высот. Итак…

Математика

Теорема Пифагора

Из древних математика у нас связывается разве что с именем Пифагора. Однако приписываемая ему теорема использована на практике в строении пирамид на плато Гиза и на Юкатане. Теорема Пифагора также была сформулирована древнеиндийским математиком Баудхаяной, который жил, по одной из версий, в VIII веке до н.э.[1]

Большие и малые числа

В Ведах, основной религиозной книге bндуизма, мы видим множество научных сведений. Так, наименьшее число, упомянутое в Ведах, — крати. Оно равно 1/34 000 секунды. Самое большое число — кальпа — это 4,32 биллиона лет. Интересно было бы узнать, для каких целей использовались такие цифры.

Число пи

Оно используется в официальной математике не более 250 лет, однако Платон, который вовсе не был математиком, дает его точное значение с помощью достаточно простой формулы: «корень из двух плюс корень из трех равняется три целых сто сорок шесть тысячных». Впервые же число пи было упомянуто около 1650 года до н.э. в Египте, это сделал писец Ахмес в так называемом «Папирусе Ринда». [2] В нем же мы встречаем математические задачи, указывающие, что египтяне знали способы вычисления углов треугольника, площадей плоских фигур, объема куба и пирамиды, а также математическую и геометрическую прогрессии.

Папирус Ринда

Астрономия

Форма Земли

Мы и сегодня не знаем ее точную форму. Ученые пришли к промежуточному соглашению, что наша планета имеет форму геоида (т. е. «землеподобную»). Что же касается шарообразности, то первым об этом упоминает древнегреческий философ Парменид в V веке до н.э. Дальнейшие доказательства сферичности планеты дают древнегреческие ученые Пифагор, Аристотель и Эратосфен. Последний даже вычислил ее радиус с ошибкой всего в 1 % и получил величину 6311 км.

Гелиоцентрическая система

Вращение Земли вокруг Солнца было известно александрийскому ученому Аристарху. За 1000 лет до Коперника ведический ученый Арьябхатта написал: «Как человеку, плывущему на лодке, кажется, что деревья на берегах движутся, также и людям, живущим на Земле, кажется, что движется Солнце». В своей работе Арьябхатта утверждает, что Земля круглая, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Закон притяжения

Индийский мудрец Бхаскарачарья в «Сурья Сидханте» (487 год н.э.) пишет: «Объекты падают на Землю вследствие силы ее притяжения. Земля, Луна, Солнце и другие планеты держатся на своих орбитах также силой притяжения». (Исаак Ньютон открыл закон притяжения только в 1687 году.) Там же Бхаскарачарья приводит время, необходимое Земле, чтобы обойти вокруг Солнца: 365,258756484 дня. Современные ученые принимают цифру 365,2596 дней.

Скорость света

«Солнечный свет перемещается со скоростью 2,202 йоджаны в пол-немеши» (Рик-Самхита 1.50.4). 1 йоджана = 14,4841 километра. ½ нимеши = 0,114286 секунды. Таким образом, скорость света равна 279 071 км в секунду. Скорость света открыта на рубеже  XIX-XX вв. и по данным современной науки составляет 299 792 км в секунду.

Физика

Электрические элементы

В 1936 году археологи, проводя раскопки под Багдадом, нашли овальный сосуд возрастом 4500 лет. Изучив его внутреннее строение, ученые пришли к выводу, что он мог использоваться как электрическая батарея. Металлические части сосуда изолировались с помощью битума. А в качестве электролита использовались морская вода, вино или уксус. Когда сосуд залили электролитом, он, несмотря на то что был сделан сотни лет назад, стал давать ток в 0,5 ампера при напряжении 0,25-0,5 вольт. У Плутарха и Святого Августина мы находим описание «египетских ламп», которые не гасит ни ветер, ни вода. По словам египетских жрецов, эти лампы освещали храмы сотни лет. В гробнице Тутанхамона найдены также медные провода.

Багдадская батарея

Технологии

Первый компьютер

Так называют некоторые ученые «Антиките́рский механизм», устройство, поднятое со дна моря недалеко от берегов Греции. Механизм содержал не менее 30 бронзовых шестерен в деревянном корпусе, на передней и тыльной сторонах которого были размещены бронзовые циферблаты со стрелками. Механизм позволяет узнать дату 42 астрономических событий.

Механизм Антикитера

Диск Сабу

Необычный артефакт, найденный во время раскопок мастабы чиновника Сабу в Саккаре, датируемой 3100-3000 гг. до н.э. Схожие формы имеют рабочие органы современных мешалок для химических процессов, но следов химической коррозии на диске не обнаружено.

Диск Сабу

Оптические линзы

До открытия ассирийской линзы считалось, что первое увеличительное стекло было сделано Леонардо да Винчи. Линза Нимруда была найдена при раскопках в Нимруде, одной из древних столиц Ассирии. Предполагают, что она использовалась в качестве лупы или части телескопа. Галилей якобы утверждал, что телескопы были известны задолго до его официального изобретения голландцем Хансом Липперсгеем в 1608 году.[3]

Линза Нимруда

Также известно много предметов, похожих на антенны, электрические элементы и т. д. Подлинность многих из них ставится под сомнение.

Биология и медицина

Одомашнивание животных

Науке неизвестно, как и когда оно происходило. В обозримой истории мы не видим новых одомашненных видов животных. Так, исследования пёсьей ДНК показали, что все породы собак выведены только из волков, причем не позднее чем 40 000 лет назад, возможно, даже еще раньше, вплоть до 150 000 лет назад. В некоторых древних книгах сохранились упоминания о воздействии на так называемую «групповую душу» вида для приручения животных, но пока в науке существуют лишь намеки на существования чего-то подобного.

Хирургические операции

Существуют находки скелетов возрастом 30-60 тыс. лет, на которых явны следы успешных ампутаций и трепанаций черепа. Причем сросшиеся ткани показывают, что операции прошли без последующих инфекций и человек прожил еще десятки лет.

Также известен целый медицинский справочник, так называемый «папирус Смита». Его возраст 3700 лет. Причем доказано, что папирус является копией документа, который на 1000 лет старше.

Также найдены прооперированные скелеты строителей пирамид на плато Гиза, доказывающие, что дорогостоящая сегодня медицина была доступна тем, кого мы по-прежнему ошибочно называем «рабами».

Существует также множество изображений операций и даже целые «библиотеки» медицинских пособий в рисунках.

Это лишь то немногое, что мы знаем о науке в древности. Впереди новые открытия, которые, возможно, перевернут наше представление не только о науке. Может быть, религиозный, социальный, государственный, культурный опыт цивилизаций прошлого позволят нам построить новый и лучший мир для будущих поколений.

1. C. Gupta, Baudhayana's value of √2, Math. Education 6 (1972), B77-B79.
  2. Peet T. E. The Rind mathematical papyrus. Liverpool UP, L.: Hodder & Stoughton, 1923.
  3. Austen Henry Layard. Discoveries in the ruins of Nineveh and Babylon: with travels in Armenia. G.P. Putnam and Co. (1853). pp. 197-8,674.