маска ТутанхамонаДаже не особенно внимательному читателю, листающему 30 ноября 1922 года только что вышедший номер газеты «Таймс», не могли не броситься в глаза интригующие заголовки : «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски увенчались успехом». Под ними следовали краткие сообщения о том, что «Лорд Карнарвон и мистер Говард Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее интересным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона - одного из царей- еретиков восемнадцатой династии, восстановившего культ Амона...»

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, касалось события, которое стало крупнейшим в истории мировой археологии и, пожалуй, самой выдающейся находкой и настоящей сенсацией двадцатого века - открытие гробницы Тутанхамона.

Картер перед гробницей Тутанхамона

Говард Картер и его ассистенты перед саркофагом фараона

...26 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер стоял перед замурованной стеной, преграждавшей обнаруженный им в скале коридор. Картер пробил небольшое отверстие в левой верхней части замурованного проема, просунул туда свечу и заглянул внутрь. Постепенно глаза его привыкли к полумраку и детали комнаты медленно выплыли из темноты.

Он увидел странные фигуры зверей, статуи и золото. Всюду мерцало золото. Победный крик  радости застыл у Картера на устах. Он молчал. Для тех, кто стоял в ожидании рядом и ним, эти мгновения казались вечностью. «Вы что- нибудь видите?»-спросил его Карнарвон, не в силах более выносить неизвестность. «О, да, удивительные вещи,»- единственное, что мог ответить археолог своему другу.

Так в своей книге Картер описал момент свершения крупнейшего открытия двадцатого века, момент встречи Прошлого, Настоящего и Будущего. Можно попробовать понять то чувство благоговения и замешательства, которое испытал ученый, попавший в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками.

В такие мгновения представления о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл.

Сколько столетий пронеслось с тех пор, как человеческая нога в последний раз ступала по полу, но до сих пор все вокруг  напоминает о только что замершей жизни. Самый воздух, сохранившийся здесь в течении тысячелетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Все это могло быть еще вчера. Время исчезло.

стражи
Статуи стражей у входа в усыпальницу

Так или иначе, поразительное зрелище, которое предстало перед глазами Говарда Картера и его спутников, было единственным во всей истории археологических раскопок и никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из темноты свет свечи  Картера- первый луч света, прорезавший трехтысячелетний мрак.

Впервые после длительных раскопок в Долиной царей - ущелье на левом берегу Нила - была найдена практически нетронутая гробница, которая до сегодняшних дней является загадкой.

Открытие гробницы Тутанхамона вызвало не только большой интерес к культуре этой удивительной цивилизации, но дала возможность опять приблизиться и почувствовать таинственный, мистический дух Египта. Все то, что передает нам гробница, связано с тысячелетиями духовных поисков и чтобы коснуться этого, нужно хотя бы вкратце восстановить в памяти полную бурных событий историю Египта времен правления последних фараонов 18 династии (1584-1342гг до н.э.)

Основатель 18 династии - правитель Фив фараон Яхмос I победоносно завершил дело своих предшественников и около 1560г. до н.э. окончательно изгнал из Египта азиатские племена гиксосов, которые порабощали долину Нила почти полтора века. Вновь объединив страну, Яхмос положил начало новому периоду в истории Египта, так называемой эпохе Нового Царства.

Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и его внук Тутмос III, достойно продолжили начатое им дело и в годы правления фараона Аменхотепа III (1455-1424 г. до н.э.), правнука Тутмоса III, Египет достиг такого могущества, какого он никогда не достигал ни до, ни после этого. Никто не решался противостоять сильнейшему из владык.

Аменхотеп III был самым богатым фараоном и истории Обеих земель. Но, несмотря на это, сущность власти  фараона оставалась священной.

Власть фараона была выражением Закона- воли великого Бога- создателя. В действительности власть принадлежала Богу. Царь исполнял на земле его волю и был лишь вместилищем божественной сущности

Многие египтологи часто упрекают Аменхотепа III, называя его изнеженным деспотом, который вел роскошную жизнь в прекрасных дворцах и занимался лишь охотой.

Но великий царь не имеет к этим суждениям никакого отношения. Очень благочестивый, он был человеком высокой духовности. Что же касается охоты на львов и диких быков, то это были не развлечения, а ритуальные действия, означавшие господство порядка над хаосом- предмет основных забот державы фараонов. Знакомясь с историей и культурой Египта, надо быть готовым к тому, чтобы  расставаться с привычными представлениями на очень многие вещи.

Есть мнения, что в юности Аменхотепу III не прочили престола. Одна из причин это то, что главной женой была Тэйе, вопреки традиции происходившая не из царского дома. Общим правилом было то, что фараоны женились на своих ближайших родственницах и дети от этого брака наследовали трон.

Аменхотеп III, нарушив закон предков и строгий ритуал, отдал предпочтение Тэйе. Супруга Аменхотепа III была яркой личностью с очень твердым характером. Царица сыграла  решающую роль в формировании образа мыслей будущего фараона Аменхотепа IV, известного больше как Эхнатон.

Эхнатон
Эхнатон . Статуя из Карнака

Чтобы понять Тутанхамона и то, что происходило во время его царствования, необходимо сказать хотя бы пару слов о правлении Эхнатона., когда Египту в течение 17 лет довелось пережить очень странные события. Царствование Эхнатона с 1364 г. по 1347 г. до н.э. знаменует разрыв в плавном течении исторического развития Египта.

Семнадцать лет великих потрясений. Семнадцать лет религиозной революции. Семнадцать лет страданий и удивительных откровений.  Эхнатон не только изменил собственное имя. Вместе с ним он изменил  религиозные традиции, которые существовали в Египте в течение многих тысячелетий, выступил против Мистерий и Братства жрецов Амона, создал новую, но недолговечную столицу и стремился сформировать новое общество.

Искусство эпохи Эхнатона ярко выделяется на фоне творений эпох других фараонов. Оно производит огромное впечатление на современных эстетов. Много говорили об искажениях формы, излишествах, о порою иступленном экспрессионизме.

Сама личность Эхнатона спорна и загадочна. По поводу него существуют самые различные мнения, часто полярные. Одни считают его образцом идеального правителя, супруга, отца и честного человека. Другие утверждают, что в истории Египта не было  более талантливого и яркого поэта, чем Эхнатон. Его называют проповедником, художником, ученым и философом, так и не понятым до сих пор. И тут же, в противовес этим характеристикам, задаются вопросы: а не был ли Эхнатон рабом какого- то физического недостатка или просто душевнобольным?

Как в свое , так и в наше время Эхнатон разжигает страсти. Источников времен царствования Эхнатона не так много, поэтому многие стороны этой тревожной эпохи все еще остаются неясными. Однако, некоторые сведения дошли до нас. Попробуем вкратце объяснить, в чем же состоял  беспримерный переворот Эхнатона.

Самое великое и, одновременно, самое страшное деяние Эхнатона - это подмена древнейших культов Амона-Ра, господствовавших в Фивах, на религию бога солнечного диска Атона. Другими словами, Эхнатон попытался полностью порвать с традиционными религиозными представлениями, обычаями и искусством, отказаться от мифологии, прежних морально- этических норм и даже традиционных представлений о загробной жизни. Заупокойный культ продолжал существовать и при Эхнатоне, но он потерял свой изначальный смысл и превратился просто в обрядность.Египетская традиция своими корнями уходит в далекое прошлое человечества и длится не одно тысячелетие. Согласно ей, в Египте всегда царствовали боги: великие, верховные, невидимые существа, которые проявляли свою волю на земле через посредников- фараонов и Братства жрецов.

Древнейшее из Братств - Братство Амона существовало в Фивах. В течении многих тысячелетий Амон-Ра был главным богом Египта. Он являл собой великое таинство и означал Солнце- владыку всех людей и всего сущего, великое живое существо. Душа Солнца Амон, проявляясь через внешнее, физическое тело Ра, вдохновлял и давал силы всей Солнечной системе.

В египетском пантеоне Амон-Ра почти никогда не изображался. Присутствие бога обозначали его следами на стенах храмов и дорогах, ведущих к святыням. Амон - таинственное, скрытое божество, великий дух- безграничный, неведомый и неуловимый.

Братство жрецов Амона-Ра работало в, так называемых, «Домах Жизни», которые существовали всегда рядом с храмами и пирамидами Египта. Каждый «Дом Жизни» посвящался определенному божеству и был, одновременно, университетом, Школой, где ученикам передавались знания о вселенной, природе, человеке и центром религиозных культов, где хранились священные символы, «двери, ведущие к Божеству». Братства жрецов обладали большими возможностями и нередко решали судьбу Египта. Решали по праву, так как именно они были хранителями тысячелетних Мистерий познания.

Эхнатон ни с кем не собирался делиться властью. Он посчитал, что ему надлежит восстановить естественный порядок вещей и доказать, что он единственный властелин Египта. Эхнатон выступил против культа Амона-Ра, против таинств, сокровенного и древнейшего института Мистерий. Распахиваются врата храмов, святыни и символы становятся доступными для всех. Основывается новый культ- культ Атона, солнечного диска, культ видимого, проявленного божества.

Фараон меняет имя. Отказавшись от имени Аменхотеп,  в состав которого входит имя Амона, он называет себя Эхнатоном, то есть «полезным Атону»  или , что вероятнее, «действенным духом Атона». Отныне власть царя хранит бог Атон. Меняется религия, а вместе с ней и судьба Египта.

Для Эхнатона Фивы становятся тяжелым бременем, которое он желает сбросить. Он принимает решение: основать новый город во славу Атона. Новый государственный бог должен пребывать в совершенно чистом месте. Религия Атона требовала  небывалого обрамления. Фараон дает ему обитель, город Ахетатон, то есть «Горизонт Атона».

Это событие произошло на шестом году царствования. Эхнатон отправился на место, где предполагалось заложить город. Он поклялся не покидать новой столицы и сдержал клятву.

Город Атона построили очень быстро. Такая быстрота объясняется подчас заурядным качеством сооружений. Сердце города- великий храм Атона. Огромный   дом для нового божества не был похож на все другие храмы Египта. Все наружу. Здесь не было таинственных залов, где укрывались святыни. Великий алтарь Атона располагался под открытым небом.

Трудно даже представить себе великое переселение народа из Фив в Ахетатон. Чиновники, писцы, воины, ремесленники вынужденно покинули обжитые места и последовали за фараоном. Но это было еще не все. Упраздняются культы других богов, они объявляются еретическими, из картуш вырезаются их имена, что для египетского менталитета равнозначно их истреблению.

Одно из серьезнейших деяний Эхнатона, равносильное роковой, страшной ошибке- уничтожение культа Осириса. Народ тысячелетиями всей душой был привержен этой религии, отражавшей надежды на иную жизнь и  воплощавшей высшую справедливость, одинаковую для всех . Уничтожив культ Осириса, Эхнатон настроил весь народ против себя.

Тогда же Империя, созданная предшественниками Эхнатона, начинает разваливаться. Ситуация мало- помалу складывается не в пользу Египта. Границы в опасности, соседние народы начинают проявлять волнение и ищут способы, как завоевать Египет.

А Эхнатон предпочитает обмениваться с соседями подарками. Ему отвратительна война, конфликты. Фараон бездействует. И Атон становится для  Египта символом ослабления их государства. Бог, которого выбрал Эхнатон , отнял у народа мужество и предал военное призвание великих фараонов 18 династии.

Конец царствования Эхнатона до сих пор окутан тайной. На этот счет существует множество теорий. Может быть царь, погрузившись в апатию , оказался не в состоянии контролировать события, или он впал в безумие, отказываясь понимать всю серьезность положения.

О смерти царя ничего не известно. Некоторые сведения говорят, что он не был погребен в огромной семейной усыпальнице, а тело было растерзано и брошено собакам. Ахетатон покинули и город Солнца вновь погрузился в безмолвие пустыни.

Практически невозможно высказать суждения обо всех сторонах царствования Эхнатона. Они все еще мало изучены.

Внешняя политика фараона была катастрофической. Первые фараоны  18 династии понимали, что миролюбие приведет Египет к гибели. В царствование Эхнатона рухнула великая египетская империя. Окончился самый сложный период истории Нового Царства.

История любит парадоксы. Тутанхамон - фараон, наиболее известный широкой публике , а для египтологов он самый неведомый и незначительный монарх во всей египетской истории.

Благодаря открытию гробницы незнакомец Тутанхамон встретился со своей судьбой. Почти через три тысячелетия после смерти ему суждено было стать одним из светочей культуры человечества.

Царевич Тутанхатон жил при дворе в Ахетатоне. Девяти лет он стал фараоном, а умер восемнадцати (1347-1338гг до н.э.). Значение его имени точно не известно:«Атон, даватель жизни», «Живой образец Атона» или «Сильна жизнь Атона».

Тутанхамон на колеснице
Тутанхамон на боевой колеснице поражает своих врагов-нубийцев. Изображение на стенке расписного ларца из гробницы Тутанхамона

Венчание на царство произошло в Фивах. Тутанхатону помогали два человека: воспитатель фараона советник Эйе и полководец Хоремхеб.

Постепенно Тутанхатон превращается в Тутанхамона. Как и Эхнатон, он меняет имя. Перед молодым царем лежит тяжелейшая задача- вернуть свою державу на истинный путь.

Каким был Египет в пору окончания губительного царствования Эхнатона в момент, когда на трон восходит Тутанхамон? Что происходит в стране? Всюду царит зло. От южных до северных пределов, от Элефантины до болот Дельты храмы богов лежат в запустении. Святилища заброшены, от них остались лишь руины. Часовни заросли травой и кустарником. Тайные залы открыты всем. Традиционного богослужения нет. Боги покинули Египет.

Тутанхамон и его подвижники полны решимости поднять из развалин храмы, восстановить памятники, сделать все, чтобы Египет вновь стал возлюбленным сыном богов.

Тутанхамон развернул значительные строительные работы, отправляет отряды мастеров, каменщиков и ваятелей во все концы государства, чтобы восстановить храмы. Возводятся статуи в честь Богов.  В городах расцветает жизнь.

Уроки генерала Хоремхеба, который никогда не был грубым солдафоном, но посвященным, превыше всего ставящим правду и справедливость, очень пригодились Тутанхамону. Восстанавливаются границы страны и Египет возвращает свое влияние.

Юному фараону предрекают блистательное будущее. Но боги рассудили иначе. Восемнадцатилетний Тутанхамон умирает. Гробница не готова и перед священниками и жрецами стоит сложная задача- в течении 70 дней траура создать усыпальницу для царя по всем погребальным ритуалам.

Гробница была сделана поспешно, тайком и с особой целью: предотвратить времена, когда Египет и его народ будет оторван от своих корней, традиции. Гробница должна была стать, своего рода, зерном для новых времен, чтобы люди могли узнать о сокровенном, о существовании Таинств.

роспись трона
Фараон и его жена. Изображение на спинке трона

Гробница Тутанхамона, действительно, содержит очень много сокровищ, но не это самое главное. Были усыпальницы намного роскошнее и богаче. В гробнице Тутанхамона собраны по крупицам все элементы, повествующие о сокровенной истории необыкновенной цивилизации для будущих поколений.

Египтяне знали, что не бывает мертвых храмов, гробниц, предметов и все в Природе- живое.  Вещь может быть Символом, местом обитания красивого невидимого существа, которое через него дает свое благословение и силу.

Такие вещи не исчезают. Они могут на определенное время , сотни или тысячи лет, спрятаться, скрыться в ожидании того мгновения, когда придут люди, для которых они предназначены, те, которые должны будут дать этим живым вещам возможность вновь проявлять свое благословение и пользу.

История открытия гробницы Тутанхамона - это чудо, сказка, вновь ожившая легенда. День, когда отворили двери усыпальницы - это не просто великий день для египтологов и людей науки. Это мистическое событие и откровение для всего человечества, связанное с возвращением Египта из забвения Истории. Для этой миссии Судьба свела вместе двух удивительных людей, совершенно противоположных по натуре и характеру, но прекрасно дополнявших  друг друга.

Лорд Карнарвон - английский аристократ, наследник огромного состояния,  настоящий джентльмен и путешественник, совершивший кругосветное плавание, спортсмен и собиратель произведений искусства, реалист в своих поступках и романтик в чувствах, искатель приключений и неисправимый мечтатель. Один из первых зарегистрированных в Англии автомобилей принадлежал Карнарвону: автомобильный спорт был его страстью. Эта страсть привела к коренному перелому в его жизни - он попадает в автомобильную катастрофу: переворачивается на своей машине. Последствием катастрофы явилось поражение дыхательных путей; приступы удушья  делают невозможным для него пребывание в Англии зимой. Так, в 1903г. он впервые попадает в Египет с его более мягким климатом, и здесь- на раскопки.

Карнарвон влюбляется в Египет, начинает изучать историю и культуру древней цивилизации. Уже в 1906г. он приступает к самостоятельным раскопкам, но очень скоро видит, что его сил, знаний  и опыта явно недостаточно. Он просит у директора Каирского музея знаменитого профессора Масперо помощи, и тот рекомендует ему Говарда Картера.

Говард Картер - прямая противоположность Карнарвона, но сотрудничество этих людей было необыкновенно плодотворным. Говард Картер великолепно дополнял своего друга: он был прекрасным исследователем и ученым, до педантизма регистрирующий любые, относящиеся к делу, научные факты, настоящим практиком и , в тоже время, редким храбрецом, очень смелым и мужественным человеком.

Предметы раскопок интересовали не только ученых, но и обыкновенных грабителей, искателей сокровищ, которые занимаются своим промыслом в Долине Царей с тех пор, как существуют гробницы. Нередко Картеру с оружием в руках приходилось отражать нашествия банд искателей кладов и в этих схватках ученый- воин всегда выходил победителем.

Карнарвон и Говард Картер начали работы вместе в 1916 году. Уже тогда они решили, что должны найти совершенно определенную гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона. Это звучит неправдоподобно, если представить себе разрытую вдоль и поперек Долину Царей . Весь ученый мир решительно склонялся к мысли, что время великих открытий в Долине царей миновало.

Нужно было иметь великую веру, мечту и упрямство для того, чтобы вопреки здравому смыслу взяться за такую трудную задачу. История открытия показывает, как Судьба ведет великих людей к их откровениям. Картер и Карнарвон вели раскопки в течение 6 лет. С самого начала им удалось напасть  на то место, где собственно, и было впоследствии сделано открытие.

Однако ряд внешних обстоятельств - критические размышления,  сомнения, «указания специалистов» нередко тормозили все дело.

Ирония судьбы состояла в том, что исследователи находились в двух шагах от цели и, раскопав буквально все, не затронули только небольшой треугольник, на котором стояли хижины древних строителей гробницы. Жизнь как будто проверяла их на веру, терпение и прочность.

После четырех лет бесполезных раскопок они отправляются в другое место, в небольшую, прилегающую к Долине Царей лощину, к гробнице Тутмоса III, роются там два года подряд и в конце концов не находят ничего ценного.

Карнарвон и Картер серьезно обсуждают вопрос, не следует ли все-таки после столь ничтожных результатов долголетних исследований перенести раскопки в совершенно другое место. После долгих колебаний они наконец решают посвятить Долине Царей еще одну, последнюю зиму.

И вот они возвращаются на место, где начинали работу за шесть лет до этого. На то место, где находились лачуги рабочих и кучи камня. После первых ударов кирки  был обнаружен вход в гробницу Тутанхамона, в богатейшую царскую гробницу Египта.

К тому моменту, когда произошло это счастливое событие, Карнарвона не было в Египте. Уставший от череды неудач, он уезжает в Лондон. Всего двенадцать ступеней отделяло Говарда Картера от двери с печатями царского некрополя, за которыми были несметные богатства и величайшие открытия.

Трудно не восхищаться самообладанием и благородством ученого, который, вопреки всем искушениям, засыпает раскоп и ждет нескончаемых три недели возвращения лорда Карнарвона, своего друга и сотрудника, чтобы вместе с ним разделить радость победы.

25 ноября 1922 года труды двух замечательных людей - археолога Говарда Картера и лорда Карнарвона увенчались беспримерным открытием - открытием двери гробницы Тутанхамона в причудливый, необыкновенный, загадочный, высоко духовный и полный глубочайшей символики мир Египта.

надписи

Тутанхамон вернулся в двадцатый век, к людям, живущим материальным, видимым, осязаемым и конкретным. В несчастливый и заблудившийся мир, раздираемый войнами и противоречиями, полный страдания, боли и слез. Вернулся для того, чтобы напомнить о ценностях и вещах, которые не могут исчезнуть, о вечном, подлинном и настоящем. Тутанхамон через века пронес весть о  подлинной реальности, о жизни и смерти, о  тайне бытия, и еще о чем-то, что больше всяких слов.

Гробница Тутанхамона и то, что с ней связано - это целый мир, о котором уже написан не один десяток книг. Усыпальница юного  царя дала массу сведений по истории Египта, сокровища искусства, уникальные предметы. Но существеннее всего то, что гробница Тутанхамона является неоценимым свидетельством о представлениях египтян о бытие, жизни и смерти, о традиционной философии  древней цивилизации.

Для египтян не существовало смерти. Они рассматривали ее только как переход в иное измерение, не многим отличающееся от сна, когда душа просто оставляет тело и продолжает путешествовать по дорогам, но уже не земным, а небесным. Она ищет истоки и стремится домой, к своей звезде. Туда,  где душа  вспоминает, кто она есть на самом деле, где обитает подлинное знание и мудрость, где возможна  встреча с любимыми существами, сопровождающими ее по небесной стране. Жизнь- лишь подготовка к смерти.  Где бы путешествие не проходило- на земле, внутри ограничений материального тела, или на небе, где этих ограничений нет- оно должно было происходить сознательно, с открытыми глазами и сердцем. Самое страшное, что происходит на земле- это беспамятство , забвение о путешествии, истоках и доме, вечном и прекрасном. Этот сон египтяне считали настоящей смертью, смертью Души.

Египтяне считали, что на земле человек умирает, так как все забывает . А после смерти, освобождаясь от тела, его душа воскресает вновь: к Амону, к Вечному и Сокровенному Свету. Самое опасное и трудное время для души- это период  после смерти, когда  она как бы предоставлена самой себе. После смерти душа проходит через испытания, западни и ловушки, где проверяются ее качества и достоинства, приобретенные в предыдущей жизни. Она встречается с разрушительными силами, демонами ночи, которых вновь должна победить, собрав всю силу, мудрость, опыт и добродетель, которые она накопила в течении предыдущей жизни. Звездная страна, небесная родина, как и все в этой жизни, завоевывается, ее надо заслужить.

Египтяне знали, что в этом путешествии, испытании, «проходе через ад», душе нужна помощь. Особенно это поддержка необходима первые семьдесят дней после смерти.

Анубис
Анубис на золоченом пилоне-постаменте

Для египтян «траур» - это период ожидания славы души. Он длился семь египетских недель (в неделе было 10 дней), семьдесят дней: период, который был связан с особым циклом звезды Сириус. Для египтян Сириус был символом Сокровенного Света, Благодати. Сириус - глаз созвездия Пса, сокровенное сердце Галактики, звезда, которая напоминает душе во время жизни и после смерти про цель путешествия.

Астрономически Сириус уходит, скрывается из поля зрения в течении семидесяти дней. Поэтому, этот период самый опасный и трудный для души. Она не видит цель, не видит то, что ведет, теряет на время свет звезды-покровителя.  Сердце может забыть, ради чего оно путешествует, зачем все это.

Египтяне строили гробницы для того, чтобы помочь душе приобрести силу для испытаний, найти Сириус, путеводную звезду, вырваться из плоти, чтобы вернуться домой.

Гробница Тутанхамона - единственная дошедшая до наших дней усыпальница царя, где воззрения древних на жизнь и смерть представлены в полном, нетронутом виде. Так, как это было тысячи лет назад. Волей Судьбы гробница не была разграблена, в отличие от многих остальных. Впервые взорам открылась царская погребальная обстановка в том виде, как ее оставили в вечном жилище после смерти фараона.

В гробнице была найдена и мумия Тутанхамона. Рамки статьи не позволяют коснуться этой темы. Разговор об этом будет продолжен дальше. Скажем лишь, что мумификация- сложнейший магический обряд, который проводили жрецы- посвященные. С помощью специальных приемов, амулетов, сакральных формул душе помогали освободиться, уйти в свет вечности, возродиться для подлинной жизни. Для этого тело необходимо было зафиксировать внизу, сделать его  неуничтожимым и вечным.

Лик Тутанхамона остался живым. Его правый глаз уподобился дневной ладье, а левый глаз- ночной ладье, на которых он, как солнце, путешествует в небесных сферах. На лбу гриф- символ Верхнего Египта и кобра- символ Нижнего Египта. По всему телу, согласно ритуальным представлениям, разложены охранительные амулеты.

В небольшой по размерам гробнице нашли поразительные сокровища. Большинство предметов великолепно и поражает роскошью. Широко использовано золото. Этот драгоценный металл всегда вызывает восхищение в египетском искусстве. Он никогда не был для египтян только материалом - это была плоть богов. Золотом украшали храмы и статуи: металл даровал им божественную жизнь. Быть посвященным в секреты «дома золота» означало быть допущенным в мастерскую ваятеля и создавать там статуи. Через золото сведущему человеку передавалась первородная сила. Золотая маска Тутанхамона - самая совершенная иллюстрация этой идеи.

В центральном зале гробницы, названном «Золотым залом», стояли саркофаги и ларь с канопами - сосудами, содержащими печень, легкие, желудок и кишки фараона. Их защищали боги. Сердце, вместилище мысли, не вынималось из тела, однако телесный орган заменялся органом символическим, «скарабеем сердца».

Поразителен контраст между маленькой гробницей и собранными в ней сокровищами. На теле размещалось сто сорок три драгоценности из золота. Три гроба, поставленные на носилки в виде льва, достигают веса 1375 кг.

Душа отправлялась в странствие не одна. Ее сопровождали семь гениев -хранителей, семь невидимых существ, сил Природы. Четыре гения -хранителя замурованы в нишах погребальной камеры. Это столб- джед, символ постоянства; Анубис, роль которого- вести душу по дорогам иного мира; Осирис, судья мертвых и победитель смерти; и существо с человеческой головой- символ спасенной души. Четыре гения- хранителя помогали пройти душе через четыре природные стихии после смерти.

Пятый гений внешне охранял мумию и помогал душе выйти из физического тела, давал толчок, импульс для движения. Шестой гений -хранитель помогал Ка умершего выйти через ложные двери западного зала гробницы на небесную дорогу.

Согласно представлениям египтян, каждое существо имело своего Ка, двойника, невидимую сторону. Понятие «Ка»- очень емкое. Это жизненная сила, которая дается человеку при рождении. Она невидима, но имеет облик того, кого одухотворяет. В Ка заключено все прекрасное, вечное, сокровенное, что человеку удалось пробудить за время земного существования. Поэтому Ка, одновременно, был и душой человека, уходящего в небесное путешествие, и ангелом- хранителем, ведущим по небесным дорогам, и светящимся телом, через которое проявлялись Учителя умершего и гении -хранители.

И седьмой гений - хранитель уже помогал душе в самом последнем испытании перед тем, как достичь небесной родины. Это суд Осириса, взвешивание души, когда ее возвращали обратно на землю, или принимали.

За все двести лет существования археологии как науки ни одно археологическое открытие не получило такого широкого признания и известности, как находка усыпальницы юного фараона.

У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с мифами и легендами, которые рождаются в ходе исследования. Гробница Тутанхамона - не исключение, но, справедливости ради, надо сказать, что они возникали не на голом месте. Находка породила очень много вопросов, загадок и сенсаций. Одна из них - так называемое «проклятие фараона», связанное с таинственными смертями чуть ли не двадцати человек, участвовавших в свое время в раскопках. Разговоры о «проклятии фараона» начались сразу после смерти лорда Карнарвона. Он скончался 5 апреля 1923 года от укуса москита после трехнедельной тщетной борьбы с болезнью, так и не увидев мумии и  саркофага царя. В час его смерти в Каире произошла необъяснимая авария электросети. В последующие месяцы умерли сводный брат лорда, его сиделка, врач, проводивший рентген мумии, американский миллиардер, посетивший гробницу, а также некоторые другие ученые и просто посетители.

К 1930 году из числа непосредственных участников раскопок остался в живых только Говард Картер.

Сам археолог, прекрасно осведомленный о всех слухах вокруг «проклятия Тутанхамона», мстящего осквернителям места своего последнего пристанища, замечал: «Нет на земле более безобидного места, чем гробница...Здравый человеческий разум должен с презрением отвергнуть такие выдумки».

Это далеко не единственная тайна и загадка гробницы. Можно смело сказать, что до сих пор не удалось полностью оценить, понять, осмыслить значение находки английских археологов. Некоторые еще ждут часа своего открытия. Можно только гадать, сколько подобных тайн и чудес пока еще не явлены миру. Загадок, которые хранит Египет в ожидании тех времен, когда человечество будет готово принять весть, привет из далекого Прошлого, которое часто оказывается ближе настоящего.

... В гробнице, в комнате, названной «сокровищницей», был найден контейнер, изображающий Осириса. В нем находился нильский песок, засеянный зерном. Это «Осирис прорастающий». Зерно прорастает, выходит из тела Осириса, и из смерти рождается жизнь. Это еще одно послание Тутанхамона. Никто и ничто не умирает. Все трансформируется. Все меняется. Жизнь и Смерть- две стороны одной медали, Единой Жизни.

Тутанхамон вернулся к нам, перейдя из одного мира в другой, не утратив своей цельности, пронеся через века свет и славу Египта. Его юное лицо спокойно, бесконечно красиво и безмятежно. На нем лежит свет знания, мудрости и истины. Он улыбается. Прошло более трех тысяч лет, и он рад, что Встреча состоялась. Кто кого ждал? Он знает, что не могло быть иначе. И в этом- единственная правда.

You have no rights to post comments