«Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному».
Марк Аврелий

Мы нередко используем термин «борьба» в контексте преодолений проблем и испытаний, которые приносит нам жизнь. Но важно помнить, что сам термин «борьба» означает вид единоборств, который использует захваты, броски, тейкдауны, туше и болевые приёмы.

Борцы на античной фреске III века

Когда в 1999 г. на экраны вышла первая «Матрица», фильм сразу стал культовым. Секрет был не только в удивительных спецэффектах и обаянии Киану Ривза. Было в фильме что-то особое, магическое, заставляющее думать, сравнивать фантастический сюжет с повседневной реальностью и даже в собственной жизни искать выход из Матрицы. К большому сожалению поклонников первого фильма, вторая и третья серии «Матрицы» уже не обладали этой притягательной силой. А последняя, четвертая серия и вообще стала полным разочарованием для фанатов. Почему? Что такое сломалось в «Матрице», что ее магия совсем сошла на нет? 

Прежде всего, философ — не любитель интеллектуальных игр. Это практик, активно интегрирующий в свою жизнь смыслы и ценности.

Причина 1. Философия для творческих людей

Нам было бы спокойнее, если бы жизнь укладывалась в «схемы» и «планы», а все проблемы решались «лайфхаками» или «советами». Которых множество. Возмущен? Посчитай до 10. Неуверен в себе? Повторяй «Я уверен, я спокоен». Звучит приятно, но когда тебя что-то взбесило, вспомнить про «посчитай»… Недостаток всех формул в том, что они не универсальны: в одной ситуации срабатывают, в другой — нет, или для одного срабатывают, для другого — нет.

Имя Витуса Беринга знакомо каждому. Достаточно посмотреть на карту и можно обнаружить Берингов пролив, Берингово море, при более внимательном взгляде можно найти и крохотный остров Беринга. В школе мы точно проходили географические открытия и слышали о его Первой и Второй Камчатских экспедициях (1725—1730 и 1733—1743 годы), но, скорее всего, просто «проходили». И вряд ли тогда мы могли ощутить, именно ощутить, величие человеческих усилий, которыми пропитан каждый день этих десятилетий.

Когда звучит слово «герой», на ум обычно приходят супермены из фильмов или победители в военных сражениях. Однако Фернанд Шварц в книге «Персей: воин мира» потенциальным героем называет того, кто «создает свою собственную судьбу» и кому необходимо быть смелым, чтобы делать это каждый день. А Делия Стейнберг Гусман в «Герое повседневности» пишет о героическом ощущении жизни. Это способность каждый день и каждый свой поступок рассматривать как испытание, благодаря которому мы становимся сильнее.

Слово «самурай» первоначально означало «тот, кто служит». Представителей этого элитного воинского класса в средневековой Японии также называли буси , что в переводе означает «воин». Бусидо было моральным кодексом самураев, которому они следовали не только в битвах, но и в повседневной жизни. Нитобе Инадзо в своей книге «Бусидо: душа Японии», которую многие считают одним из авторитетных источников, утверждает, что этот кодекс нигде не записывался. Он формировался веками. Хотя самураи составляли меньше 10% населения Японии, их мораль прослеживается в культуре Японии и в наши дни.

Разгар рабочего дня, все кипит, включая свой собственный мозг. Задач невпроворот, пальцы весело клацают по клавиатуре: работаем, в общем. И тут в голову неожиданно приходит мысль о том, как можно было бы изменить собственную жизнь. Очень ясное видение того, как она должна быть устроена, чего в ней не хватает и т. д. Что вы сделаете:

Что помогает героям мифов и сказок выполнять невыполнимые задачи? Суперспособности? Особые знания? Разберем на примерах.

Царь Полидект предлагает Персею доказать, что он сын бога Зевса: дает задание принести голову горгоны Медузы. Персей соглашается. При этом он не знает, ни как победить Медузу, ни как ее найти. Знает только, что это наводящее ужас чудовище. Но герой все равно пускается в путь.

По легенде, на мосту Петра Великого одна из заклепок – золотая. Покрашена серой краской как остальные, чтобы не так легко было её найти. По грубым подсчетам, заклепок на мосту несколько сотен тысяч…

И вот тут включаем воображение. Предположим, кто-то точно знает, что золотая заклепка там есть. Вероятность того, что она попадется с первого раза наугад — примерно 1/500 000. Но если быть уверенным, что заклепка там есть, и если она очень нужна, то поиски стоят того, чтобы потратить на них силы. Вопрос только времени и везения, какой по счету попадется заветный крепеж: с первой попытки, в середине работ или окажется последним. При наихудших обстоятельствах заклепка найдется в самом конце: предстоит проверить 499 999 заклепок, прежде чем встретимся с нашей заветной.

Вы, наверное, слышали фразу о том, что «риск — это благородное дело»? Эта фраза из одноименного фильма, в котором рассказана судьба человека, по стечениям обстоятельств покинувшего мир большого спорта и стоящего перед выбором новой карьеры — каскадера. Преодоленные по этому поводу сомнения в итоге круто меняют всю его жизнь.

Н. К. Рерих. Серебряное царство. Гора Меру, 1938