«Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений».
Томас КарлейльФото с сайта http://www.natalianazarova.com

Мнения и факты

Социологи спрашивали россиян, кто, по их мнению, является кумирами современной российской молодежи. Лидерами с большим отрывом стали поп- и рок-звезды, представители золотой молодежи: им готово поклоняться 52% среди 18-24-летних. На третьем месте оказались спортсмены (37%), на четвертом — герои телесериалов (28%), а на пятом — В. Путин (14%). Последнее место (с рейтингом 1%) досталось “революционерам” вроде Павки Корчагина и Эрнесто Че Гевары.
А вот второе место неожиданно заняли “успешные бизнесмены и олигархи”, которые являются кумирами 42% молодых россиян. “Успех, причем желательно быстрый, стал главной ценностью, — объясняет директор по исследованиям ВЦИОМ Владимир Петухов. — Кто, с точки зрения общества, вписывается в эту модель? Молодые бизнесмены и деятели поп-культуры”.
ВЦИОМ

 

Сегодня в фокусе внимания другие интересы, прежде всего направленные на материальное преуспевание и личностную самореализацию, и, соответственно, другие персонажи. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания (где немалую роль играла моральная сторона) к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило – без оценки того, как этот успех был достигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве лидирующие позиции занимают поп- и рок-звезды (47%) и успешные бизнесмены (38%).
ВЦИОМ
Современной российской молодежи чаще всего респонденты приписывают такие качества, как агрессивность (50%), цинизм (40%), активность и инициативность (38%), образованность (30%). И крайне редко к нашей молодежи относят бескорыстие (1%), искренность (3%) и честность (3%).
Типичные качества людей старшего возраста – трудолюбие (62%), патриотизм (46%), душевность (21%). И очень редко к ним относят агрессивность и цинизм (по 4%).
ВЦИОМФото с сайта http://www.mirposterov.com
А в начале был ОН, бунтовщик без причины, трагически погибший в возрасте 24 лет Джеймс Дин. Да, и до него были на экране герои. Но какие? Герой был всегда одет в безукоризненно отглаженные брюки, чистые рубашки и строгие пальто. Причем этот наряд сопутствовал им (героям) в любых житейских ситуациях.
Дин появился на экране в Levi's (причем часто драных) и белой майке (то, что сейчас мы называем T-shirt). Иногда он накидывал красную ветровку на молнии, подняв воротник, ссутулившись, как бы закрываясь от пронзительного ветра. Его визитной карточкой в "Бунтовщике без причины" стал дырявый свитер, кожаная куртка. Он носил темные очки, трехдневную щетину, его волосы, казалось, не знали такого предмета, как расческа, он прикуривал "Честерфилд" от хромированной зажигалки "Зиппо". Скажите честно, это описание Вам что-нибудь напоминает? Конечно, это вечный герой всех голливудских (и не только голливудских) боевиков, мелодрам, фантастических фильмов. Это просто современный герой.
ROL
Плохо нарисованная, говорящая на непристойном молодежном сленге, маниакально хихикающая и склонная к выпивке, наркотикам и сексу, Масяня имеет большое число поклонников среди российских представителей Поколения Икс, двадцати-тридцатилетних людей, известных своим ничем не ограниченным цинизмом и абсолютной незаинтересованностью в политике.
InoСМИФото с сайта http://www.xevil.com
— Первое, что приходит в голову: наш киногерой какой-то... не героический.
— Это происходит потому, что в наших блокбастерах часто оказывается неясен смысл самой борьбы. Другой фактор: буквально недавно в нашем обществе закончилась стадия цинизма ("чернуха" в кино и по телевизору) и только-только мы вступаем в стадию целесообразности. Хотя фильмы и продолжают оставаться жесткими, их герой, как правило, несколько растерян. Он еще не уверен до конца в своей правоте.
— Но у героя уже есть миссия, он обретает гармонию в новом мире?
— Напротив: мировоззрение героя усложнилось. Если он уже разобрался с самим собой, то ему еще предстоит разобраться с окружающим миром. Раньше общество решало за него, что ему делать, а он решал только – как; теперь он вынужден решать и что, и как. Поэтому у героя нет прошлого – чтобы создать мир заново, нужно зачеркнуть то, что было.
PersonnelTouch
Создание героя
Гомеровского героя характеризует личное стремление к совершенству, и он, верша свои подвиги, руководствуется определенной целью. В случае Одиссея эта цель - вернуться домой благополучно и как можно скорее. Если гомеровского героя в конечном итоге ждет обожествление и прямое родство с богами, то с современным героем ситуация иная. Он тоже стремится к личному совершенству - но ради общественного блага; его имя тоже становится бессмертным - но благодаря поступкам, свойственным простому смертному. Современных героев вообще крайне редко уподобляют богам или демонам; однако было бы небесполезно рассмотреть понятие обожествления в категориях, применимых к нынешнему времени…
Погоня за идеалом играет важнейшую роль в духовном облике современного героя, и для него, как и для гомеровского героя, нет преград на пути к цели. Стремясь к своему идеалу, герой вынужден жертвовать тем, что дорого для него, и даже собственной жизнью. Такая жертвенность делает его еще привлекательнее для общества, и статус его повышается с каждой достигнутой им целью. «Современный герой взаимодействует в социуме с простыми смертными, и его героическое положение зависит от того, признают ли обычные люди его идеалы и поступки».
NZ-online.ru
Из интервью с Сергеем Юрским
— Можно ли сегодня вообще точно определить, кто он — наш современный герой?
— Это все-таки человек криминального действия. Он может быть бандитом, а может быть и милиционером. Но в любом случае это тот, кто имеет крепкий мускул или такое оружие, чтобы мгновенно ответить, убить обидчика. Это, видимо, отвечает сегодняшним ощущениям человека, который испуган, который затаил множество мелких и несколько крупных обид, которого волнует один вопрос: «Кто за меня рассчитается?» За него и рассчитывается на экране этот самый новый герой.
— Получается, в России совсем не осталось людей ярких, с богатым внутренним миром, которых можно было бы сделать героями фильмов или спектаклей?
— Не знаю… У меня мало новых знакомств… Хотя сейчас появляются группы единомышленников… Мне трудно дать им точное определение. Я вижу робкие попытки создания новых братств, куда входят люди, объединенные неким благородством целей и готовностью терпеть ради этой цели. Я наблюдаю это лично, и это рождает во мне чувство надежды.
"Аргументы и факты"Фото с сайта http://lenta.com.ua
Из интервью с Константином Хабенским
— Каким должен быть современный герой?
— Мы долго сомневались с Тимуром Бекмамбетовым, каким должен быть современный герой. Победителем, прогнозирующим события на пять ходов вперед, или загнанным в угол униженным и оскорбленным человеком, который становится героем в силу сложившихся обстоятельств? Остановились на последнем варианте. Такой герой понятнее российскому зрителю.
"Комсомольская правда"
Из интервью с Эльдаром Рязановым
— Каким должен быть современный герой?
— Для меня герой – Юрий Деточкин, и о таком герое я делал кино всю жизнь. Честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетенных.
— Вы описали "Брата".
— "Брат" мне чужд, хотя "Война" Алексея Балабанова кажется очень интересной. Но я не понимаю, когда обаятельный Сергей Бодров ходит и убивает. Не могу оправдать убийства без причины. Впрочем, сложно об этом говорить, так как мы потеряли талантливого человека. Его дебют "Сестры" был замечательным. Однако у меня другие герои.
Фильм.ru
«Гора мышц, в каждой руке по увесистому клинку (желательно заколдованному), волчий оскал, у ног громоздятся поверженные чудовища и штабеля обнаженных красоток...

Перед нами основной персонаж большинства произведений в жанре «фэнтези» — иначе говоря, герой во всей своей «красе» … Разумеется, слово «герой» (в значении «храбрец, совершающий подвиги») еще не окончательно дискредитировано. Порукой тому несомненный талант многих и многих писателей-фантастов. Достаточно вспомнить Пола Атридеса из «Дюны» Ф. Херберта или девятерых принцев из «Янтарных хроник» Р. Желязны. Но почему таких живых, человечных персонажей среди героев все-таки немного?»
Вероника Редина «Герой с тысячью лиц»

Фото с сайта http://www.studiotreasure.com
«Теперь будет гораздо проще ответить на вопрос, поставленный мною в названии лекции: «Герой греческих трагедий: человек или супермен?». В древнегреческой трагедии не существует «супермена» ни среди женщин, ни среди мужчин. Персонажи этих произведений часто действуют на пределе человеческих возможностей, но они со всех сторон ограничены в своих поступках. < … > Но самое сильное впечатление, оставляемое жанром древнегреческой трагедии – то, какими разными и сложными способами все эти люди борются с наложенными на них ограничениями».
Р. Бакстон «Герой греческих трагедий: человек или супермен?»

Подведем итоги. Еще одно мнение.

Привлекают люди успешные, люди известные, люди, достигшие высокого социального и экономического положения. Но не всегда то, что привлекает наше внимание и интерес, действительно вызывает у нас стремление следовать этому. В отличие от утят Лоренца, человек обладает сознанием и определенной свободой. Молодой человек может констатировать, что тот или иной певец, актер или актриса ему нравятся, но в то же время, понимать, что это не его путь, не его судьба. Смешивание этого более характерно, наверное, для подросткового и еще более раннего возраста.

Второй вопрос более сложный. Чем привлекают? Привлекают своими достижениями, т.е. тем, чего конкретно они добились: статус, благосостояние, слава и т.д. Привлекают своими профессиональными качествами, как музыканты, коммерсанты и т.п. Привлекают своими человеческими качествами: добротой, состраданием, справедливостью, мужеством… Мы видим, что эти вещи лежат в разных плоскостях. И отсюда идем к третьему вопросу.

Очевидно, что отзываются на указанные вещи различные измерения нашего внутреннего мира. Мы можем говорить о различных уровнях ценностей, на которые ориентируется человек. Привлекает внимание то, что ярко и выдается из общего ряда. Вызывает стремление следовать этому, подражать этому  только то, что отражает и наши собственные ценности. Одним словом – «Скажи мне, кто твой кумир, и я тебе скажу, кто ты».

Шкалу этих ценностей можно протянуть от более внешнего (достижения конкретные) до более внутреннего (экзистенциальные человеческие ценности).

Соответственно, и наши усилия будут направлены на разные вещи – от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с нашим героем качества. Причем в последнем случае конкретные достижения самого героя оказываются не столь важны. Важно, ради чего и как он стремился к ним.

Современное искусство. Герои или кумиры?

Конфуций советовал вслушиваться в песни, которые поют в народе, чтобы понять, чем живут люди, на что надеются. Где же и искать героя, как не в искусстве? Кино, литература дают огромный материал для исследований, для размышлений. Они являются своего рода коллективным сновидением, отражающим то, что творится в мало осознаваемой глубине наших душ. Если проанализировать множество фильмов от «Матрицы» и «Властелина Колец» до «Красной жары», можно составить примерный список качеств, которыми обладают их герои:

  • Одиночество героя, внешнее или внутреннее. Конечное решение герой всегда принимает сам.
  • Индивидуальность героя. Герой всегда отличается от «простых смертных». Либо своими внешними данными – силой, красотой, необычными способностями. Либо внутренними качествами – волей, состраданием, мудростью. Но даже если он обладает какими-либо необыкновенными качествами, нам интересно не это, а другое – его моральный выбор, метания, ошибки и страдания. Нам интересно не то, что делает нас непохожими, а именно то, в чем мы похожи.
  • Действие героя – это реакция на ситуацию. Способность наказать обидчика, а также способность спасти и защитить от обиды того, кто более слаб.
  • Относительная независимость от обстоятельств. Герой имеет ограничения, но он пытается их преодолеть и преодолевает. Он умеет решать проблемы.
  • Герой имеет цель, он внутренне определился и знает, куда он идет, хотя может и не знать, как туда идти.

В каждом из указанных пунктов можно заметить определенную двойственность. В данном случае ее причина, как кажется, в особенностях наших ожиданий и наших ценностей. Для ребенка естественно выбрать своем героем «Бэтмэна» или героя любимого мультфильма. Для подростка также естественно остановиться на «Брате», на любимом киноактере или певце. Для взрослого молодого человека… Это уже сложный вопрос, на который здесь трудно даже решиться ответить.

Подводя итог этого очень краткого обзора, можно лишь сказать, что притяжение героев – это нечто очень естественное для человека и свойственное нам во все времена. И в прошедшие, и в нынешние. Сами герои меняются, меняются их имена и приключения. Но остается само стремление к большему, к чему-то превосходящему наши возможности, и потому служащему ориентиром. В героях мы видим самих себя, в них отражаются наши потаенные мечты, наши страхи и надежды, порой — наша усталость. Иногда в них отражается тот, кем мы хотели стать, но по разным причинам не стали. Одним словом, наши герои живут нашими ценностями, в каком-то смысле, они – это и есть мы.

You have no rights to post comments