Если человек соприкоснулся с целым и осознал себя как его часть — вот здесь и начинается его радость, его настоящее бытие. «На том стою и иначе не могу» — это состояние призвания.

Ш. А. Амонашвили

 Гуманная педагогика — идея, вынашиваемая человечеством на протяжении истории. Она позволяет взрастить целостного, гармонично развитого человека, внутренне свободного и способного к самостоятельному мышлению. Гуманная педагогика основывается на принципах сотрудничества и духовного развития.

К сожалению, в современном обществе и массовом образовании преобладают авторитаризм и стремление к информационному насыщению без формирования отношения к знанию и его смыслу.

Возобновление идей гуманной педагогики в наше время связано с именем доктора психологических наук, академика Российской Академии образования Шалвы Александровича Амонашвили. О путях становления человека, его свободе и миссии, об истоках мировоззрения, о мечтах и реальности — в интервью Ш. А. Амонашвили для журнала «Человек без границ».

 

 

Человечество на протяжении тысячелетий сталкивается с вопросами образования, воспитания. Были разные традиции на Востоке и Западе, в Китае, Индии, Египте, Греции, Риме, России. Где и как, на ваш взгляд, наиболее красиво решался этот вопрос в истории? Есть ли такие примеры, которые можно считать наиболее совершенными, верными для человека?

 

Я не могу назвать отдельное государство, которое бы в массовом порядке своей волей породило бы такой образовательный пир. Этого не скажешь, хотя государство всегда старалось взять в свои руки сферу образования. Но история знает много конкретных примеров. В книге Даниила Андреева «Роза мира» есть глава об образовании, о школе. Он пишет о том, что всегда были очаги в разных местах, которые загорались и могли погаснуть, но именно они и были всегда будущим образовательного мира. И сейчас такие очаги тоже зарождаются.

В I веке н.э. жил философ Квинтилиан, видимо, уже наслышанный о Христе, так как это были 60-70-е годы — время апостола Павла и первого апокрифического папы — Петра. Квинтилиан строит первую в нашем цивилизованном мире «Школу Радости». Он говорит о небесном происхождении души и закладывает эту идею в основу своей школы. Пишет книги для детей, создает программы и методы, в которых эта идея также улавливается, обучает философии и ораторскому искусству. Он говорил родителям: как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды. Я долго думал над этой фразой «большие надежды» и сделал свои выводы и комментарии, почему так: «большие надежды» породят во мне большую педагогику; маленькие надежды — малую педагогику. В каких условиях ребенку будет лучше: в малых или в больших надеждах?

Проходит время, появляется Витторино да Фельтре, потом Песталоцци. Я называю очень известных, но кроме них был Френе во Франции, Сухомлинский, Макаренко в России. Сейчас есть школа Михаила Петровича Щетинина, в которой реализуется идея духовного воспитания гармоничного человека. На эти очаги внимания не обращают, но они сами обратят на себя внимание. Только их не надо трогать, им надо помочь. Я знаю прекрасную школу в Благовещенске, это частная школа, где дети, родители, учителя — как единый организм. У них не просто каждый играет на своем «инструменте», а каждый играет на своем инструменте одно и то же произведение. И получается не какофония, а симфония. Это очень важно.

Как обычно директор строит школу? На основе коллектива. И часто бывает так, что есть хорошие исполнители, но нет ансамбля. Когда возникнет ансамбль? Когда каждый возьмет свой инструмент, получит партитуру и будет играть так, как нужно. Вот так надо настраивать сейчас школу. Я физик, но я прежде всего носитель света, математик — носитель света, литератор — носитель света, носитель нравственности, а физика и любой другой предмет — это просто инструмент. Я будто бы провод протягиваю — от себя к ученику, а по нему идет свет. И нужен ансамбль. У Щетинина он тоже есть. В этом «ансамбле» уже и дети играют.

Даже если государство напишет декрет, приказ: с этого дня всем надо быть гуманными, — не получится. Пусть оно лучше займется учителями, чтобы их облагораживать, обласкать их нужно. Словом обласкать, создать материальную возможность, перспективы наметить и потом указать, что нужно защитить творчество. И пока этого не делается, пусть три, пять, семь учителей в школе осмелятся и будут делать свое. Выгонят из этой школы — пойди в другую. Помните, как Христос? Из одного города выгнали, идет в другой. Только так. И других путей — чтобы кто-то это организовал сверху — нет. А приказами в образовательном мире ничего изменить нельзя. Разрушить можно, а строить — нельзя. Ибо образовательный мир — это не объективная, а субъективная реальность. Коллективно-субъективная или индивидуально-субъективная реальность. Если какой закон и существует объективно в образовании, так это то, что всё в образовании субъективно. Поэтому приказом здесь не обойдемся, но уговаривать учителей можно, показывать можно, поощрять можно, вдохновлять можно. И многие ждут этого. Вдохновения ждут, доброго слова ждут. От директора, от завуча, от приходящего инспектора, которые злые, как церберы, приходят. А ты приди с улыбкою, и учитель лучшим станет. Ты покажи, как надо делать, преподай урок. Или сам не можешь то же самое сделать? А тогда что же получается?..

В 1960-е годы разрабатывали свои системы и проводили научно-практические эксперименты многие педагоги-новаторы (Давидов, Занков и др.). Я тоже мечтал об этом. И меня поддержало начальство в Грузии, начали эксперимент. Мы тогда изменили многое в Грузии: стало больше свободы, и главное — мы изменили мир учительский. В эксперименте задействовано было 18 районов, и все учителя были охвачены полностью. Собирались каждый вечер на семинары, проводили конференции, научные исследования, составляли новые программы и готовили учителей работать по ним, — мир изменился, выросло иное поколение детей — то самое, которое потом вышло на площади и затребовало свободы и так далее.

 

Мировые процессы, связанные с борьбой духовного и материального начал, находят свое отражение практически в любой сфере жизни, в образовании в том числе. Общество потребления зациклено и реализует исключительно материальную составляющую, и в этом беда современного мира. Разделяете ли вы такую точку зрения?

 

Каждый из нас есть целостность духа и материи. На земле мы находимся в материальном теле, и тело — это просто инструмент души. Чтобы этот инструмент послужил, надо его развивать по запросам духа, а не по запросам тела, государства или кого бы то ни было. Вы родились на земле, потому что есть дело, которое вы и только вы должны выполнить, это ваша миссия. Она связана с духом, и мы не знаем наверняка, что это за миссия, но стремимся ее осуществить. Ее выполнение связано еще и с тем, чтобы шлифовать этот дух, набирать опыт.

Миссия и человек — единое целое, а раз это так, то мы можем наблюдать это еще на младенцах: к чему он больше присматривается или руку протягивает, чего больше просит? Покажите ему мир, какой он есть, и посмотрите, к чему он привяжется в этом мире. Чем больше будем показывать, тем больше увидим талантов. Но талант не есть миссия, это лишь способ нахождения своей миссии. Здесь неправомерно насилие. Если я как отец буду навязывать ребенку свою волю: делай это, я врач — будь врачом; или: бери наследство, продолжай мое дело, — если так будем навязывать, можем погубить ребенка. Он, возможно, станет неплохим врачом, но всегда будет недоволен тем, чем занимается.

Так многие люди сегодня живут, к сожалению, занимаясь тем, что навязали родители или общество. Молодой человек начинает искать свою миссию, пробовать, и иногда сама судьба его направляет. Я, например, хотел быть востоковедом, иранистом, может быть переводчиком, может быть дипломатом. Но судьба меня забросила в школу. Просто забросила подрабатывать во время студенчества. А потом я однажды перестал понимать, зачем мне востоковедение, я не мог уже без детей. Так судьба иногда толкает вас, и вот тут важно не упустить ее шанс. Учитель должен совершать реформу в человеке, предугадывать: к чему больше склонностей, куда направить этого мальчика или эту девочку? И осторожно показывать разное и направлять, направлять к самому себе, в первую очередь, к поиску своей сущности. Если такой учитель попадется в жизни, то дух найдет пути, как совершенствоваться.

 

Скажите, можно ли назвать нахождение этой сущности, которая заложена в тебе, реализацией и подлинным счастьем?

 

Конечно! А что такое счастье? Мы есть часть целого и стремимся к этому целому, все наши высшие помыслу есть нечто, составляющее целое. Если человек соприкоснулся с этим целым и осознал себя как его часть, вот здесь и начинается его радость, его бытие настоящее. И в таком положении можно много раз споткнуться, упасть, обанкротиться, придут враги, будут мешать, и, тем не менее, — встаешь и идешь дальше. Есть такая поговорка: на том стою, иначе не могу. Понимаете это состояние? Это призвание. Оно не обязательно связано с профессией, вернее, не только с профессией.

Одна девушка, моя студентка, красивая девочка, закончила спецкурс, я поставил пятерку, поблагодарил ее, она заплакала. «Почему?» — спрашиваю. Она отвечает мне, что никогда не будет применять гуманную педагогику в жизни, так как не собирается работать учителем. «Я хочу трех мальчиков родить и воспитывать, я их во сне вижу». Я сказал: ведь для этих мальчиков и нужна гуманная педагогика! Вот миссия — родить и воспитывать трех мальчиков. И она уже воспитывает их, хотя еще не родила, но духовной матерью уже стала для них. Миссия няни Пушкина — воспитать Пушкина. Мы знаем о ней больше, чем о его родителях, согласитесь, о ней больше пишут и даже уже открыли музей.

Я полагаю, что существует некий внутренний зов у каждого человека, и наша задача — раскрепостить его в ребенке, помочь ему заглянуть внутрь себя. Психолог мне не скажет, каков мой внутренний зов. И узнать ребенка с помощью психологии очень трудно. Психолог будет мне являть материальные стороны духа — волю, логику мышления, свойства памяти и т. д. А истоки мышления, как и кем оно порождается — не увидит никогда. Конечно, надо знать, как ребенок развивается, как он взрослеет, как обретает свободу. Но истоки, откуда это проистекает и почему надо так делать, это уже связано с духом, этого нынешняя психология не трогает.

 

Что бы вы посоветовали родителям, которые только мечтают о ребенке?

 

Сейчас царит сплошная родительская безграмотность. Родители, конечно, любят своих детей, но любовь это животная. Они сделают для ребенка все — и защитят, и будут трудиться ради него, и умрут ради него, если надо. Но это лишь только животно-материальная любовь. Родители видят в ребенке продолжение самих себя. Они обожают своего ребенка, но только его материальное тело, не дух. А дух — это самобытное нечто, не зависимое ни от кого, сущность. Но они считают, раз ребенок наш — это как собственность. Одевают, наряжают, разрешают-запрещают, и вот повзрослевший хорошо одетый мальчик (или девочка) учится в Лондоне, Париже, купили ему квартиру...

То есть получается сплошная бездуховность и безграмотность в отношении ребенка. Устои детей не всегда совпадают с устоями родителей, возникают противоречия и конфликты, из-за которых рушатся семьи, дети уходят из дома, бросаются из окна и т. д. Мой совет — как глас вопиющего в пустыне: пусть мама и папа поймут, что ребенок — не их собственность, что он им не принадлежит. Это первое, что необходимо принять. Он принадлежит только самому себе и своему творцу, никому другому. И на земле еще принадлежит обществу, в котором будет творить, создавать, делать что-то хорошее, доброе, полезное, то есть это будет дар его духа обществу.

Поэтому прими ребенка как долгожданного гостя. Это не мои слова. Вот пришел к тебе гость, самый дорогой, которого ты ждал, прими и ухаживай за ним, как за таким гостем. Делай для него всё, жертвуй для него всем. Но этот гость имеет свой путь, а ты его должен сопровождать на этом пути. В ребенке есть дух, и он должен обратить свой взор к нему. Помоги ему, чтобы в нем зародились поиски смысла жизни. И тогда постепенно мы увидим, как он нас любит, как любит общество, каким добрым, честным, принципиальным становится, как важна для него совесть, как он любит правду… Мне очень нравятся слова Бердяева: «Если я не найду смысла жизни, то поиск смысла жизни будет моим смыслом жизни». Просто необходимо, чтобы поиск этого смысла жизни пробудился.

 

Сегодня многие молодые люди чувствуют себя растерянными и по окончании школы, и уже в институте, в попытке ответить себе на вопрос: что я буду делать в этой жизни, к чему я пригоден, где моя дорога? Как приблизиться к пониманию своего предназначения, к его открытию, если раньше никто не помог в этом, не подсказал, не направил?

 

Есть для этого такие понятия: свобода, творчество и самопознание. Если в семье, в школе или самостоятельно ребенок столкнется с этими понятиями, то они могут дать импульс. И, пойдя в этом направлении, он многое откроет в себе. Я лично открыл свой путь почти случайно, моя свобода (в писках работы) привела меня в школу. Свобода – это осознанная необходимость и понимание, что воля человека в том, чтобы проявить заложенные в нем таланты, устремления. В окружении творческих родителей ребенок обязательно подключится к творчеству в той или иной форме, в нем загорится что-то.

Если бы дети только знали, что такое свобода и как надо ценить свободу! И она вовсе не в том, чтобы выходить на площадь с протестом. Это игра, видимость и никому ничего не дает. Искать свободу надо внутри себя, там она есть, подлинная. А сегодня дают тебе свободу выбирать, например, президента. Ты правда выберешь? Как будешь выбирать? Или кто-то опять будет тебе навязывать нужный выбор, причем при полной иллюзии свободы, — снова выберешь того, кого скажут. И будешь кричать: я свободен! Тот, кто понял, что только в духе есть свобода, — спасен. Тот, кто стремится к созиданию, к творчеству, — тоже находится в поисках пути к самому себе. Молодые должны знать, что они имеют право шагнуть и не обманывать себя.

 

В чем корни вашего мировоззрения, вашей философии, которая неразрывно связана с гуманной педагогикой?

 

Педагогика как растение — нужны условия и ежедневный полив. Педагогика вырастает внутри человека. Я повторяю: это субъективное состояние духа, а объективной науке невозможно здесь творить. Неслучайно Ушинский, которому приписывается роль основоположника педагогической науки, трижды, а то и больше повторял, что педагогика — это не наука, а самое высочайшее искусство, и он закладывал основу высочайшего искусства. Искусство больше влияет на человека, чем наука. Один хороший спектакль, один хороший фильм, одна хорошая книга, одно слово писателя иногда могут многое изменить в человеке.

Были люди, которые «поливали» меня, как няня — Пушкина. Это, конечно, бабушка. Она была очень мудрой женщиной, в высшей степени образованной, хотя и не умела писать, крестик ставила. Образованной в том смысле, как я это понимаю, — от слова «образ», образ Творца, заложенный в человеке от рождения. И образованный человек — это не тот, у кого больше дипломов и сертификатов, информации и навыков, а тот, в ком наиболее раскрыт этот изначальный божественный образ, или, иными словами, — проявлен дух. Бабушка читала мне молитвы на ночь, вместо сказки. Потом я, уже комсомолец, говорил ей: бабушка, нет бога. А она: да-да, учись-учись… И продолжает читать свои молитвы. Прошли годы, и бабушкины посевы проснулись в свое время.

 Это мама. Тоже имела только начальное образование. Но то, как она любила своего мужа, моего отца, который погиб на войне, какую она проявила преданность по отношению к нему, как она нас с сестрой любила и воспитывала, какие отношения внутрисемейные закладывала, — все это впитывалось мною.

Потом, уже в школе, состоялась встреча с учителем — Варварой Вардиашвили. Я был круглым двоечником, а она пятерку мне ставит. Вроде бы ни за что. Да еще говорит, что у меня «поэтические глаза». Мне никто никогда не говорил такого, и я начал себя выражать через «поэтические глаза», искать это в себе, начал стихи писать, начал что-то менять в себе ради нее, и постепенно, правда, заслужил все это. И стал тем, кем я стал. Не было бы ее…

Вот эти люди закладывали мелкие крупицы возможного мировоззрения. И потом, видимо, мое предназначение, моя миссия (не надо бояться этого слова) воспользовалась этими посевами. В институте сам многое читал, но интуитивно выбирал то, что согласуется с моим внутренним ощущением, отсеивал «не мое». И вот так это взращивалось-взращивалось, а потом я вдруг понял, что у меня в мыслях об образовании — храм.

 

Если бы кто-то пришел к вам и сказал: Шалва Александрович, исполняю ваши желания! Что бы вы хотели?

 

Есть школы, работающие по методу гуманной педагогике, в Москве, в других городах России, на Украине. Но все они только частично реализуют то, что несет в себе гуманная педагогика. Или часть учителей работает так, а другая — по-старому, по-привычному. Я уже давно мечтаю о своей школе (не знаю, может, через ваш журнал сбудется). Чтобы мне однажды кто-то сказал: «Вот школа, берите и сделайте так, как вы считаете нужным. Мешать не будем. Набирайте коллектив, создавайте ансамбль учительский, пишите программы, учебники, работайте и нас не забудьте». Эта мечта меня давно преследует…

 

 

You have no rights to post comments