История – это история войн.

Так нас учат с самого детства. Действительно, войны затрагивают целые народы, это массовые потрясения, приносящие страдания миллионам, меняющие ход событий. Но может быть, существует что-то, настолько же массовое, не причиняющее столько страданий, но оказывающее не меньшее воздействие на человечество. Конечно, существует, и одно из них – искусство.

Недавно, гуляя по развалинам древнего античного города Перге, я был поражен тем, что самое значимое здание, сохранившееся до нашего времени – театр. На 15 тысяч зрителей! Вы можете представить, что эти люди во времена, когда выживание для большинства было главной задачей, центром своего города выбрали пространство для возвышения сознания? Говорят, что спектакли в Древней Греции останавливали войны, так как это событие было для каждого и гораздо значимее. Поэтому, может быть, история все-таки определяется не только интригами и войнами, но, напротив, в первую очередь, – проявлением человечности?

Впервые попав в Приморье, я не переставала удивляться топонимике этого края. Вас встречает головокружительная смесь из имен героев древнегреческих преданий (бухта Улисс, бухта Патрокл, бухта Аякс), эхом отзываются знакомым названиям с запада поселки Черниговка, Киевка, Москва, Крым, Дунай, к этому хороводу примешиваются манчжурские и чжурчжэнские топонимы – гора Пидан, гора Фалаза, река Суйфун, и имена первопроходцев края (полуостров Муравьева-Амурского, мыс Вятлина и т.д.)

Бухта Улисс

Кто-то посчитал, что половина населения нашей страны считает себя талантливыми. Возможно, так было и раньше, просто мы не знаем. Много художников, писателей и поэтов прошлого и их творения канули в море истории.

Я бы хотела прожить тысячу лет, чтобы увидеть, что из яркого, блистающего и полезного сейчас проживет долго. Сейчас — это диапазон примерно с 300 лет назад и до наших дней. Сейчас оно кажется важным и значимым, но напоминает мне следы на песке морского берега. Люди только что прошли, следы яркие и глубокие. Пока не придет волна.

Иногда человеку кажется, что он не дает миру ничего полезного, только занимает место. А хотелось бы оставить в истории след: изобрести лекарство от коронавируса, открыть новую звезду, написать книгу или музыку. Но что делать, если талантами не наделен, великой мечты нет, «не герой»? Разберем на примере древнегреческого мифа о Геракле.

Однажды Гераклу пришлось сразиться с девятиголовой Лернейской гидрой. Герой выманил чудовище из убежища и стал сбивать головы палицей, одну за другой. Однако на месте каждой срубленной головы вырастали две новые. Тогда Геракл позвал на помощь своего друга, Иолая. Тот стал прижигать шеи гидры горящими факелами, и новые головы вырастать перестали. Хотя считается, что подвиг совершил Геракл, он не справился бы с гидрой без помощи друга.

Сегодня, как никогда, наши первые пожелания близким, друзьям и просто случайным встречным — это пожелания здоровья. И это естественно, так как нынешняя пандемия, охватившая всю планету, буквально диктует человечеству свои условия: изоляция, гигиена, особая дисциплина. И, поддерживая друг друга, мы часто вспоминаем крылатую фразу: «В здоровом теле здоровый дух». Но порой физическое здоровье не спасает нас от плохого настроения, беспокойств, разочарований и даже страданий. В чем же здесь дело?

Оказывается, что первоначальный смысл этой фразы исказился за свою почти двухтысячелетнюю историю. Стихотворение, которое дало жизнь этому крылатому выражению, приписывают римскому оратору, поэту–сатирику Дециму Юнию Ювеналу. И если вернуться к фрагменту, ставшему источником крылатой фразы, то можно увидеть, что причина и следствие, скорее, перепутаны местами. В переводе Ф.А. Петровского этот фрагмент звучит так:

Децим Юний Ювенал

Олимпийские игры — самое известное и престижное спортивное событие в мире. Игры 2020 года не состоялись. Но, несмотря на это, давайте попробуем почувствовать древний дух Олимпиады. Со времен античности Олимпийские игры сильно изменились, они проходили по-другому и преследовали иные цели, чем современные соревнования.

Историки до сих пор спорят, сколько лет Олимпийским играм. Большинство из них соглашается с тем, что первые игры состоялись в 776 году до н.э., некоторые утверждают, что они гораздо древнее. Согласно известному мифу о Геракле, в своем пятом подвиге герой очистил Авгиевы конюшни. Желая отпраздновать победу, он учредил Олимпийские состязания в честь своего отца Зевса.

Читая письма или труды тех, кто жил до эпохи цифровой фотографии, я невольно останавливаюсь на описаниях природы, событий, людей и не могу не восхищаться деталями, подмеченными, пойманными и так точно выраженные в словах. Как человек смог это запомнить, как он смог это мгновение жизни унести в памяти в таких нюансах? Ведь сегодня, мы настолько привыкли нажимать кнопку в телефоне, чтобы «унести с собой».

Нам кажется, что мы унесли воспоминание. Нам кажется, что этот момент с нами.

Но проходит несколько недель или месяцев, и мы с трудом вспоминаем, что это было, зачем эта фотография, что мы хотели запечатлеть. И самое важное — а что мы тогда чувствовали, думали, переживали?

Элеонора Прей

Вчера на лекции о стоической философии зашел разговор о трудных временах. Вроде бы считается, что школа стоиков возникла в трудные для Римской Империи времена и помогла их достойно пройти. Но кто сказал, что эти времена были трудные? И на основании чего вообще можно говорить о «трудности» того или иного времени?

Вот, например, сейчас — трудные времена? Кто-то скажет, что да. Коронавирус, самоизоляция, убитая ею экономика, торговые и обычные войны и т. п. — это точно трудные времена. А кто-то возразит: так ведь продолжаем жить, работать, воспитывать детей, строить планы и проекты — что такого особенного?

Порой, замечая недостатки и ошибки другого человека, мы испытываем естественный порыв открыть ему на них глаза.

Мы надеемся, что человек нас услышит и быстро исправится. Но, увы, на выходе получаем обиду и испорченные отношения... Эх, мир не стал лучше! Мы расстроены и считаем, что пострадали за справедливость. Мы хотели только лучшего, но остались непонятыми.

В посещении музеев есть волшебный момент — вдруг… Когда в давно знакомом вдруг открываешь новые «сокровища».

Когда я в очередное посещение Пушкинского музея проходила через зал Средневековья, со мной как раз и случилось это волшебное «вдруг»… Я вдруг почему-то остановилась, как заворожённая, и не могла ответить себе на вопрос: «Куда раньше смотрели мои глаза?» И увиденный образ уже не отпускал, и подписи к экспонатам: «Наумбургский мастер XIII в. Маркграф Эккехард и Маркграфиня Ута. Около 1250 г.» — уже было недостаточно. Из музея я ушла с нетерпеливым желанием что-то узнать об этой прекрасной даме и Наумбургском мастере, создавшем из камня такие живые образы.