...Солнце пекло нещадно. «Сколько можно торчать у этого берега?» Васко да Гама вот уже несколько часов огромными шагами мерил палубу флагмана «Сан Габриэл». С берега доносились то высокие, то низкие звуки местных барабанов. Вслушиваясь в их ритм, размеренный и неторопливый или лихорадочно быстрый, да Гама ловил себя на мысли, что звуки о чем-то говорят...
Утренний штурм оборвался неожиданно: деревня оказалась пуста, на берегу не осталось ни одного человека. Кто дал сигнал? Откуда они узнали о приближении опасности? Васко да Гама еще не знал тогда о говорящих барабанах Африки!


Барабанный язык с незапамятных времен знаком всей Африке. Под его ритмы поют и работают. С помощью барабана передают в соседнюю деревню любое сообщение и тут же получают ответ. Как же происходит такой диалог, каким образом устроен этот барабанный язык? Тут напрашивается аналогия с человеческой речью. Очень часто мы определяем состояние человека по интонации, темпу и динамике его речи, даже если он говорит на непонятном для нас языке. В стихии ритма действуют такие же законы. Например, вы легко отличите стук в дверь соседа, узнавшего, что ваш дом горит, от стука почтальона, принесшего письмо. Вот в таком сочетании ритмического рисунка, темпа и динамики, наверное, и заключается сущность барабанного языка.
Считается, что ударные инструменты — самые древние среди всех других инструментов. И возникали они самыми разнообразными способами. Например, самый древний барабан был изобретен совершенно случайно: ударив по дуплистому дереву, человек заметил, что гулкий звук отличается от звука удара по здоровому дереву, поэтому первобытный барабан выглядел как выдолбленный деревянный чурбан. Другой пример показывает, что некоторые древние племена выкапывали в земле яму, натягивали сверху звериную шкуру, которая играла роль звучащей мембраны, и ударяли по ней деревянной палкой — чем не барабан! Изобретение такого инструмента говорит о том, что человек открыл свойство полых предметов резонировать, увеличивать силу звука.
Но есть ряд очень самобытных инструментов, рожденных самой повседневностью и тесно связанных с бытом. Например, кто, как и когда додумался превратить обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент? Этого сказать теперь невозможно, но они стали самым колоритным и распространенным инструментом русского оркестра. Другой русский народный инструмент — дрова. Он тоже возник совершено случайно, но стал прародителем современного ксилофона. Человек открыл для себя, что дерево не только помогает звучать другим телам, но и само может петь, издавая музыкальные звуки разной высоты. Для этого он подобрал бруски сухого, выдержанного дерева разной величины и подстроил их по высоте издаваемых звуков.
У любого народа есть великое множество самых разных ударных, начиная от незатейливых погремушек до огромных военных барабанов и гонгов — у каждого из них свое предназначение, но все они связаны с ритмом, с тем организующим началом, которое проявляется в самой нашей жизни.


You have no rights to post comments