Поле

Где оно находится, это поле Куликово? По нынешним представлениям недалеко — примерно в 300 километрах к юго-востоку от Москвы, в Тульской области. Для Дмитрия Донского и его современников это страшно далеко. Это земли, лежащие за Окой, где уже начинается власть могущественной Золотой Орды, это верховья Дона, это начало степей.

Русский человек всегда не доверял степи. Оттуда приходила опасность, там, как в бездонной яме, исчезали полоненные русичи. Поход в степи всегда воспринимался в русском сознании как что-то особенное, вспомните «Слово о полку Игореве». Князья, сумевшие обуздать «степь», прославлялись как герои.

 

Степь недаром нарекли «Диким полем». Даже внешне поле воспринималось как нечто враждебное: открытые пространства, где почти негде спрятаться, — это вам не привычный лес, в котором каждая тропинка известна. В поле и ориентироваться приходится по-другому: здесь другие травы, другие запахи; лесному жителю здесь неуютно. В наше время от этого страха поля почти ничего не осталось, мы лишь замечаем, что здесь поменьше деревень и сел, точнее, их не меньше, а они просто спрятались по балкам и оврагам, подальше от хищных степных глаз.

В 1627 году в Москве была создана «Книга большому чертежу» — описание русских земель. Под Куликовым полем в ней указано пространство от Тулы и дальше на юг, то есть степь. Именно там находятся 1500 гектаров земли, обильно орошенных кровью, — Поле битвы, поле Мамаева побоища 1380 года. Летописные источники довольно точно указывают место сражения: слияние рек Дон и Непрядва.

Не сразу, но как-то вдруг отмечаешь, что давно едешь по степи и взгляд не упирается в стену деревьев, а уходит к горизонту, и не за что ему уцепиться, и окидывает он пространство от земли до неба на много километров, — это Куликово поле.

Сегодня оно находится на реставрации. Обычно в нашем сознании слово «реставрация» связывается с памятником архитектуры или картиной. Но время не щадит и ландшафты. Не пощадило оно и Куликово поле: вырублена Зеленая дубрава и другие лесные массивы, лишь сиротливые посадки пересекают поле, степную растительность сменила луговая, а местами и просто бурьян. Не таким видели эти места Дмитрий Донской и его ратники. И если мы хотим взглянуть на Поле битвы глазами его участников, то должны вернуть ему первозданный вид, то есть отреставрировать. Поэтому сегодня здесь высаживают дубы, восстанавливают участки степной растительности, где доминирующим был ковыль. Удивительно, но просто посадить ковыль и другие степные виды нельзя: более агрессивные луговые растения и сорняки быстро ее забивают. Поэтому приходится готовить почву специальным способом. Сначала заброшенные участки возвращают в севооборот, то есть в течение нескольких лет высаживают на них зерновые культуры, затем пропахивают и культивируют и только после этого высевают степные травы. Потом начинается борьба с сорняками, ручная и механическая прополка. На восстановление даже небольшого участка уходит несколько лет. Занимается всем этим музей-заповедник «Куликово поле», поэтому в его штате не только экскурсоводы и научные сотрудники, но и механизаторы и комбайнеры.

Битва

Куликово поле выбрано было для битвы по многим причинам, вот самые важные. Во-первых, Дмитрий Иванович прекрасно знал тактику ведения боя Золотой Орды. Важным элементом такой тактики являлись глубокие охваты флангов противника с выходом в его тыл. Но конфигурация поля и глубокие овраги с лесными массивами на его флангах ломали привычную для золотоордынских воинов схему боя. Используя это преимущество, князь Дмитрий навязывал Орде фронтальный бой. Во-вторых, выдвигаясь далеко в «Дикое поле», московский князь отсекал Орду от ее союзников и выходил на сражение один на один, что, несмотря на превосходство Мамая в численности, все-таки давало Дмитрию Ивановичу шанс победить.

Лицевой летописный свод оставил нам яркое описание сражения, запечатленное, видимо, со слов его участника: «И была крепкая битва и злая сеча, и кровь лилась, как вода, и бесчисленное множество воинов с обеих сторон, с татарской и русской, пали мертвыми. И татарское тело падало на христианское, и христианское на татарское, и смешалась кровь татарская с христианскою. А всюду лежало такое множество мертвых, что кони не могли ступать по мертвым. И погибали не только от оружия, но многие сами себя убивали, и под копытами конскими умирали и задыхались от великой тесноты: ведь невозможно было вместиться на поле Куликовом между Доном и Мечей из-за множества сошедшихся войск».

На судьбоносном для него поле Дмитрий Иванович провел 10 дней. Сама битва длилась всего три часа. Через восемь дней после сражения князь покинул Куликово поле и больше на него не вернулся.

Музей

Он не вернулся на Куликово поле при жизни, да и не мог вернуться. Но, одержав здесь победу, Дмитрий Донской, сам того не осознавая, обеспечил себе возвращение на это место через века.

Первый памятник на Куликовом поле появился в 1850 году, на Красном холме. Автором его стал Алексей Петрович Брюллов. Более полувека чугунная колонна в честь победы московского князя Дмитрия Ивановича со своей 30-метровой высоты молчаливо взирала в одиночестве на Поле битвы.

В 1913 году рядом с ней начали строить церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. Автор проекта, талантливый архитектор Алексей Викторович Щусев, задумал создать не просто церковь, а храм-памятник, где память духовная пересекалась бы с памятью земной. Это очень хорошо заметно в архитектуре здания. Если посмотреть на него с западной стороны, то мы увидим крепостную стену с башнями, за которой словно спрятался храм. Две башни — это богатыри, защитившие на поле Куликовом православную веру. По задумке архитектора, в этих башнях должны были храниться реликвии сражения. Закончили строить храм в 1917 году, а освятили в самом начале 1918 года. Ни о каком музее тогда речи быть не могло. До 1940 года храм во имя Преподобного Сергия Радонежского просуществовал как приходская церковь. А потом был закрыт и возродился только через 40 лет, но уже как музей. Лишь с 2001 года идея Алексея Викторовича Щусева получила свое осуществление. Сегодня на Красном холме, старейшем мемориале Куликова поля, вместе с колонной-памятником есть храм-памятник русскому воинству.

Рождение второго мемориала связано с работой Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», основанного в 1996 году. По легенде, после сражения Дмитрий Иванович приказал похоронить павших богатырей в братской могиле и на ее месте из деревьев Зеленой дубравы срубить часовню. В XVII веке на месте часовни поставили деревянный храм, который благополучно просуществовал до середины XIX века. К 500-летию Куликовской битвы его заменили каменным, освященным в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как именно в этот праздник произошло сражение. Рождественский храм стал основой мемориала в селе Монастырщина (места, где стояло лагерем русское войско), который объединяет также аллею Памяти и Единства, музей Куликовской битвы и замечательный памятник Дмитрию Донскому скульптора Олега Константиновича Комова.

Ежегодно первое ратное поле России посещают больше 200 тысяч человек, ведь память не имеет границ, у нее нет срока годности. И влечет людей на Куликово поле, на Поле битвы, необъяснимая сила, разгадки которой нет. «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди» (А. А. Блок).

 

 

You have no rights to post comments