Аристотель — отец большинства современных наук, исследовательского метода как такового и талантливый классификатор всего на свете — был эвдемонистом. От «эвдемония» — счастье. Он считал, что счастье достижимо, что счастье движет человеком. И, само собой, Аристотель разработал собственный метод достижения счастья.

Существует путаница в большом количестве определений счастья. Не сильно задумываясь, счастьем порой мы называем все, что приносит нам удовольствие: отдых после усталости, вкусная еда после голода, встреча после разлуки, хорошая музыка, интеллектуальное наслаждение и духовные переживания. Аристотель попытался навести порядок в этом хаосе определений.

Он считал, что человек превосходит иные царства Природы, следовательно, присущее ему счастье должно отличаться других живых существ. Действительно, пассивный отдых — это «счастье» камня, оно свойственно минеральному царству. Счастье человека не может заключаться в «растительном» существовании, так как это уподобляет человека растению. Счастье чувственной жизни — прерогатива животных. Что же остается человеку? По мысли Аристотеля, это жизнь души, согласованная с разумом. Аристотель считал, что подлинное удовольствие человеку приносят действия и поступки, совершаемые в соответствии с Добродетелью.

Как же научиться быть счастливым? Да и вообще, можно ли этому научиться? Аристотель считал, что да, можно. Ведь счастье не дается нам свыше, Богами. Оно приобретается практикой добродетелей, путем длительного обучения. Аристотель выделял два вида добродетелей:

  1. Присущие уму как таковому (дианоэтические): мудрость, благоразумие, рассудительность, сообразительность и т. д. Они порождены разумом и развиваются благодаря научению.
  2. Добродетели, смиряющие страсти (этические): благородство, умеренность, щедрость, дружелюбие, правдивость и т. д. Они порождены привычками, то есть развиваются лишь благодаря повторению, навыку. Необходимо постоянно упражняться в добродетели, чтобы сформировать нужный навык, чтобы выработать привычку. Таким образом, мораль — это вопрос практики.

В поиске добродетели нужно руководствоваться здравым смыслом и избегать крайностей, то есть любого избытка и любого недостатка. Иначе говоря, нужно научиться находить «золотую середину» между крайностями.

Добродетель как «золотая середина» между крайностями

По Аристотелю, добродетель рождается из умеренности и разумного поведения, а умирает от крайностей. А ведь именно удовольствие (которое мы часто путаем со счастьем) ведет нас к крайностям. Поэтому человеку, стремящемуся к добродетельной жизни, нужно быть очень внимательным и бдительным во всем, что касается удовольствий и потворства им: они враз могут разрушить добрые привычки, создание которых потребовало столько времени и сил.

Итак, счастье достижимо. Путь к нему — в добродетельной жизни. Добродетель — сознательный выбор «золотой середины» между крайностями. Удовольствие — один из главных врагов на пути к счастью.

Спасибо Аристотелю!

You have no rights to post comments