В апреле 2015 года нижегородскому механику-самоучке Ивану Кулибину (1735-1818), в честь которого названа одна из площадей Петербурга, исполнилось бы 280 лет со дня рождения. Более 30 лет трудился он придворным механиком, а затем руководителем в мастерских Академии наук (г.Санкт-Петербург) при Екатерине II. На счету «Архимеда той поры», как величал талантливого техника поэт Гавриил Державин, около 40 изобретений. В их числе - обобщенный образ велосипеда и автомобиля – трехколёсная самокатка для перевозки «праздных людей», а также аналогичные игрушечные модели. В 1791 году, по данным исследователя И. А. Ростовцова, изобретатель закончил составление нескольких вариантов проектов трех- и четырёхколесных колясок. В целом, по подсчетам С. Н. Зигуненко, автора-составителя книги «Сто великих рекордов в мире автомобилей», за право называться изобретателем авто боролись около 500 человек. Транспортное средство Кулибина, по мнению его биографов В. Пипунырова и Н. Раскина, в сравнении с подобными экипажами, «самобеглыми колясками» предшественников, обладало несколькими преимуществами: наличием ходового механизма, силовой передачи, тормозного устройства и рулевого управления. Однако не хватало в нем главного – механического двигателя для «движимой одноколки», иными словами «вечного двигателя». О его применении Иван Петрович стал вновь размышлять только за несколько месяцев до смерти. Неутомимый труженик шел верным путем к цели.

 

Не перевелись мастера на Руси

Тема конструирования авто- и мототранспорта по-прежнему актуальна и волнует пытливые умы. Об интересе к достижениям человека-легенды, чье имя стало нарицательным, говорят появляющиеся в печати новые публикации, книги российских и зарубежных исследователей, журналистов. В детстве будущий конструктор Кулибин «целыми днями пропадал в кузницах» и начинал экспериментировать именно как народный умелец, с обыкновенного куска дерева, вырезая из него модели судов… Всю жизнь, как пишет биограф Н.Кочин, он много читал, стремился к новым знаниям, впитывал опыт «работных людей», безвестных мастеров, кустарей, ремесленников столицы и волжской провинции.

Ценны кулибинские открытия и для мастеровых людей нашего времени, делающих оригинальные сувениры и красивые игрушки в виде транспортных средств. Кулибины наших дней, самородки из больших и малых городов и сел, мастерят не стальных, а деревянных, берестяных и даже…спичечных «коней»! Эти уникальные вещи могли бы украсить не только интерьер жилища или салон настоящего автомобиля, но и занять достойное место в коллекциях и среди музейных экспонатов.

Автопарк из области фантазии

Житель Москвы Владимир Попрядухин, выпускник факультета вычислительной техники Пензенского политехнического института, ныне дедушка троих внуков, на личном опыте убедился, что в жизни всегда есть место творчеству. Все зависит от степени потребности в созидании и возможностей реализовать задуманное. Восемь лет назад, до переезда в столицу, инженер ЭВМ долгое время работал по специальности в небольшом городе Губкинском Тюменской области. Здесь, на Ямале, в окружении суровой, но потрясающе красивой природы северного края в 40 лет он открыл в себе творческие способности к лесной скульптуре и корнепластике. Желание что-нибудь смастерить из причудливо спутанных ветвей, корешков и наростов возникло у художника внезапно. Поняв намек матушки-природы, Владимир Романович взял резцы, подаренные ему отцом-архитектором и начал создавать образы. Окружающие не могли не заметить успехи резчика-любителя.  Необычные по манере исполнения работы скульптора не раз демонстрировались на крупных выставках, конференциях, ярмарках, организованных на ямальской земле. Владимир Романович участвовал в качестве резчика по дереву в Международном фестивале ремёсел финно-угорских народов. В 2005 году за вклад в развитие и сохранение самобытного искусства народов Ямало-Ненецкого автономного округа ему, третьему в списке, был вручен знак «Мастер декоративно-прикладного искусства и ремёсел».

Сегодня В. Попрядухин занимается реставрацией антикварной мебели, а также продолжает создавать неповторимые композиции из ветвей и наростов, не лишая природу ее «авторских» прав. Новые знания черпает из книг и от мастеров-единомышленников московской Школы резьбы по дереву под руководством скульптора Михаила Ильяева. Интересным техническим решением Владимира Попрядухина можно назвать миниатюрные машинки, созданные им за последние пять лет из ореха, эбена, зебрано, «железного дерева» (самшита), других твердых экзотических пород. Каждая маленькая модель-фантазия своеобразна по форме, цвету, дизайну. Водитель с 30-летним стажем, в прошлом начинавший с «копейки», а в настоящем предпочитающий Фольксваген Поло, Владимир Романович признается, что не ставил задачу сделать точную копию определенного транспортного средства. Неслучайно его крохотные хрупкие авто - безымянные, за исключением Победы и Форда. Эта «ювелирная» работа началась несколько лет назад с предложения приятеля, также резчика по дереву, тщательно изучившего мировой авторынок моделей и игрушек. Товарищ подал креативную идею заняться изготовлением машинок размером менее 5 см, не имеющих аналогов в мире, разработал дизайн первых образцов и увлёк В.Попрядухина своим ноу-хау. В «автопарке» В.Попрядухина появилось около 40 миниатюрных легковых и грузовых деревянных машинок, состоящих в среднем из 25 деталей каждая. Чудные вещицы, которые позиционировались изначально как сувениры для взрослых, заинтересовали детей и родителей, дедушек и бабушек, желающих порадовать машинками любимых чад. Реализовать на практике бизнес-идею оказалось непросто. На создание только одной крохотной модели уходило два-три дня. Для тонкой штучной работы автору пришлось переделать имеющиеся либо изобрести специальные мини-инструменты. В ход пошли перьевое сверло, токарный и шлифовальный станки собственного производства, надфиль, резцы, ручной лобзик, стамеска, ленточная пила, бормашина и другие приспособления. Причем «на выходе» все, что должно вращаться и открываться (колёса, дверцы, тележки, капот) в самосвальчике, тракторе или легковушке, вращалось и открывалось, а сама модель легко двигалась. Желаемого заработка проект, правда, не принес. Зато благодаря оригинальной идее Владимир Романович освоил новую для себя технику по конструированию миниатюрных вещиц, собранных практически вручную! Трудоёмкий творческий процесс оказался безумно интересен. Одна из любимых моделей в стиле ретро, придуманная и скомбинированная в прошлом году Владимиром Романовичем из разных пород дерева по мотивам FORD SEDAN 1929 года выпуска, красуется сегодня в его доме на холодильнике в виде магнитика. На публичной странице в Интернете автор поделился с любителями столярного дела подробной информацией по изготовлению подобного эксклюзива в домашних условиях. Неспроста в комментариях к этому мастер-классу Владимир Романович назван Левшой нового поколения: «Такой, наверное, не только подкуёт блоху, но и машинку для неё соберёт под стать размерам».

 

Скинь свой плащ, берёза!

Уроженец города Вельска Архангельской области, ныне житель Санкт-Петербурга Андрей Полежаев, предложил новый формат шаркунка (погремушки). Тем самым продолжатель народных традиций привлек внимание разных категорий населения к забытой многими берестяной игрушке. Его основная профессия связана с IT-проектами в области компьютерных и телефонных систем. На досуге инженер-компьютерщик с огромной любовью мастерит берестяные шедевры автотранспорта, а также шкатулки, сувениры, погремушки. Их обожают дети, ими восхищаются взрослые. Строительным материалом для изготовления многочисленных игрушек-долгожителей, «вкуснопахнущих» легких машинок-каталок служит … «плащ» берёзы или береста. Мастер добывает ее в лесу самостоятельно, в местах вырубок, как учили опытные наставники, по щадящей, безвредной для дерева технологии. Обрабатывает ее по традиционным старинным технологиям, без применения клея и красителей. В подручных средствах - шпага-сочалка, обычные ножницы, шило и нож. Работа с берестой, по словам Андрея, не требует специальной мастерской. Поэтому берестяные изделия он мастерит и дома, и в пути.

Среди удачно выполненных изделий – берестяные грузовички и легковушки на деревянных колёсах, в том числе отечественный «Запорожец», тракторы, паровозы... На одной из выставок в Санкт-Петербургском университете МВД демонстрировался даже полицейский УАЗ из бересты. Всего же берестянщик смастерил около 300 различных транспортных средств. Последние три года Андрей Полежаев думал над тем, как сконструировать колёсный чудо-пароход «Гоголь». Воссоздать модель сумел в прошлом году, скомбинировав бересту и дерево. Изделие действительно по виду похоже на действующее судно «Н.В.Гоголь», единственный в России колёсный теплоход, который до сих пор эксплуатируется на Северной Двине. Но особенно гордится Андрей выполненной по технологии эвенков берестяной лодкой, достигающей в длину 5, 5 м! В планах мастера – модель грузовика по образу полуторки военных лет.

Подспорьем автору в развитии способностей является обмен опытом, общение с мастерами берестяных и игрушечных дел, «коллегами по цеху» из Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей, и, конечно, изучение специальной литературы, самообразование. Но главный секрет успешного творчества - любовь к народному искусству и дедовскому ремеслу. Неслучайно 37-летний отец вместе с супругой старается воспитывать четверых детей в гармонии с собой и окружающим миром. Дети с удовольствием принимают участие в изготовлении берестяных моделей авто, а не только в них играют. Главный помощник отца в этом деле – старший семилетний сын.

 

Ода дереву и любимому …ИЖ-49

Родом из северного архангельского края, богатого мастерами, и земляк А.Полежаева, ныне петербуржец, столяр-краснодеревщик Юрий Хвтисишвили. Детство и юность мастера прошли в поселке Самодед Плесецкого района, что в 190 км от Архангельска. Здесь в удивительно живописном месте, среди озёр и перелесков, будущий столяр начал работать с деревом как строительным материалом. Огромную роль в его воспитании сыграл дедушка. Юрию нравилось смотреть на то, как дед ловко орудует ножом, выпиливая деревянные паровозы, машинки, луки, пушки, автоматы для внука, и чем-то пытаться помогать ему. В школе, на уроках труда, подросток увлеченно точил шкатулки, скалки, табуретки. Позднее обнаружил в себе способности к рисованию, которые не остались без внимания и в период армейской службы.

Не было, наверное, в поселке семьи, где не применяли бы дерево в домашнем хозяйстве. Что только не делали из него. К тому же, сама история поселка началась с истории находившегося здесь крупного лесопильного завода Пермиловского леспромхоза, на котором когда-то трудилась большая часть местного населения. Жители активно занимались заготовкой леса и деревообработкой. В начале Великой Отечественной войны в надомных мастерских даже спички выпускали. В 90-е годы лесопункт был ликвидирован из-за нерентабельности. Люди, особенно молодые, стали уезжать в целях заработка. Так поступил, отслужив в армии, и Юрий вместе с младшим братом, переехавшие из поселка в северную столицу.

Находясь в Петербурге, самородок из глубинки самостоятельно совершенствовал свои умения и навыки в области старинного мужского ремесла. Сначала вручную мастерил все в доме – от предметов мебели до деревянных роз. Сегодня он продолжает развивать творческие способности, девятый год работая в мастерской ООО «БалтСтиль СПб». С помощью стамесок, резцов, рубанка, станков старается довести до совершенства любую вещь из дуба, ясеня, сосны или бука. В процессе работы капризное в обработке дерево отвечает «взаимностью», поддается способному человеку, подсказывая и открывая безграничные возможности. Появляется у толкового мастера желание экспериментировать и пробовать делать что-то новое.

Удачным экспериментом 31-летний столяр-кудесник считает дорожный мотоцикл среднего класса ИЖ-49, сделанный им в начале 2014 года практически за четыре месяца. Двигатель, колёсные ободья, глушитель, руль, педали и некоторые другие комплектующие столяр выпиливал из сосны. Большинство деталей теплого золотистого цвета - из бука, твердого по текстуре, но податливого в обработке. Модель скомбинирована, таким образом, из дерева двух видов. Даже цепь с креплениями из зубочисток - и та деревянная! Деревянная копия в точности воссоздана по образу и подобию оригинала, отличающегося повышенной проходимостью, популярного у населения особенно в советский период. О всенародной любви к этому транспортному средству говорит статистика, представленная в Википедии. Только с 1951 по 1958 год на Ижевском машиностроительном заводе выпущено более полумиллиона мотоциклов этой марки!

Свой выбор модели Юрий объяснил просто:

- Захотелось проверить, смогу ли сделать что-нибудь «эдакое», оригинальное. Оказалось, сделал. Результатом «экзамена» в целом доволен, хотя и вижу некоторые недочёты. Важно, что людям нравится моя ручная работа, кому-то согревает душу, напоминает о лучших годах молодости. Модель ИЖ-49 всегда для меня была интересна. Правда, в юности «гонял» на дедушкином Минске. Со временем юношеский запал угас, вождение забросил да и сейчас особого стремления рулить нет. Но по-прежнему с восхищением смотрю на байкеров, любуюсь их мощной техникой и стараюсь бывать на байкерских фестивалях, выставках мотоиндустрии. Планирую посетить музей мототехники.

Воссоздать мотоцикл помогли Юрию сведения из Интернета и фотографии «стальных коней», присланные мастеру от поклонников транспортного средства. Не ожидал краснодеревщик, что его изделие вызовет столько положительных отзывов. Талант и трудолюбие столярных дел мастера окружающие оценили по достоинству. Деревянный ИЖ-49, как визитная карточка, два года подряд участвовал в числе других работ, представленных ООО «БалтСтиль СПб» на традиционной петербургской выставке «Загородная недвижимость». Сегодня это «чудо чудное» находится на самом видном месте в столярной мастерской, где оно и появилось на свет. Каждый желающий имеет возможность увидеть его своими глазами. Между тем, Юрий Хвтисишвили не останавливается на достигнутом. Теперь он мастерит копию деревянного ИЖ-49 в миниатюре, подумывает о подобном игрушечном мотоцикле для девятилетнего сына, а также о более серьезной вещи – тяжелом Урале М-72. 

В детстве Юрий, как и все дети, читал сказы уральского писателя П.Бажова. Запомнилась ему не только «Малахитовая шкатулка», но и сказочная история о живинке в деле, которая «впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Поймала эта живинка и крепко держит его самого. Столяр-виртуоз прикипел душой к дедовскому ремеслу и уже не представляет себе жизни без рубанка, стамесок, верстака и запаха древесной стружки. В выходные столяр на время оставляет привычные инструменты, к которым постоянно тянутся руки, берёт кисть и на лоне природы рисует пейзажи, где обязательно присутствуют деревья.

Спортбайк для друга

Четыре года назад житель Санкт-Петербурга Герман Смирнов, отец троих взрослых детей, серьезно пострадал в дорожно-транспортном происшествии, после чего перенёс восемь операций и ампутацию обеих ног… В тяжелый послеоперационный период, чтобы не впасть окончательно в депрессию, увлекся актуальным в наши дни видом творчества, не имеющим возрастных ограничений. Глядя на коробок со спичками, который вертел в руках, он неожиданно вспомнил, как в детстве мастерил спичечный домик. Тут же попробовал собрать его по памяти. Глаза боялись, а руки делали. Получилось! Мгновенно набрал в поисковой строке Яндекс словосочетание творчество из спичек и сразу же примкнул в социальной сети «В контакте» к единомышленникам группы под названием «СПИЧКИН дом». Благодаря видеоурокам организатора группы, постепенно стал осваивать различные техники спичечной скульптуры, жадно постигая секреты нехитрого занятия и не замечая времени. Кроме того, с радостью для себя начинающий скульптор узнал, что работа со спичками благотворно сказывается на здоровье, успокаивает нервную систему, развивает координацию движений, на задний план уходят проблемы. Дочь обеспечила отца дешевым «стройматериалом» для работы.

В творчестве 53-летний человек обрел интерес к жизни. Последние два года упорного творческого поиска не прошли даром. За этот период Герман Игоревич сконструировал более 20 различных изделий, впервые представленных в апреле этого года на петербургской выставке-ярмарке, которая проходила в ТЦ «Питерлэнд». Каждая композиция абсолютно безопасна для окружающих. Спички предварительно обрабатываются, вымачиваются, покрываются специальным лаком или окрашиваются. В числе экспонатов - отличный спортбайк, сконструированный из пяти тысяч спичек, подарок для друга-мотоциклиста, и фантазийный образ Харлея (Призрачного гонщика).

Тема скорости достаточно близка автору моделей мототехники брутальных байкеров. В прошлом он - мотоциклист и автолюбитель с более чем 20-летним водительским стажем. По словам спичечных дел мастера, хобби стало антидепрессантом. Благодаря увлечению и огромным творческим способностям, у этого человека образовалась дополнительная «ниша» в общении, расширился круг знакомых и друзей, не равнодушных к прекрасному, появились ученики в Интернет-сети и Центре реабилитации инвалидов, где по его инициативе проходят мастер-классы. В настоящее время Герман Смирнов активно занимается изучением азов резьбы по дереву и постигает премудрости работы со шпоном.

Творчество без границ

Неизгладимое впечатление произвело на Германа Смирнова творчество 27-летнего единомышленника Дениса Петрова из Чебоксар, по профессии мастера смены одного из заводов города. В своей группе «Шедевры-творения-поделки из спичек» в социальной сети «В контакте» Денис объединил более трех тысяч творческих натур, поклонников Спички из разных регионов! На протяжении 15 лет, практически с самого детства, он увлекается исключительно конструированием из спичек. По его словам, творческая жилка передалась от деда-художника.

Поскольку в 2000 году о спичечном творчестве информации практически не было, приходилось Денису осваивать ремесло самостоятельно, методом проб и ошибок, с применением подручных инструментов - хирургического скальпеля, карандаша и набора пинцетов. Творческой лабораторией, в которой возникала идея и совершенствовалось мастерство молодого скульптора, стала одна из комнат в доме. Невероятную радость и восторг испытывал он от результата труда, несмотря на затраченное время! Не удивительно, что в каждой из 40-45 спичечных композиций хранится частичка души автора.

Так выходит, что очередная композиция из спичек рождается в домашней мастерской Дениса осенью, когда за окном ненастная погода. Однако на результате этот грустный, казалось бы, факт сказывается наилучшим образом. Денису всегда удаётся реализовать творческий замысел независимо от того, что любая новая работа сложнее предыдущей. История появления наиболее значимых для создателя творений, сконструированных по фото ретро-автомобиля Bentley Embricos 1938 года выпуска и советского танка ИС-8, не стала исключением. Итог порадовал смекалистого автора и окружающих, а также вызвал неописуемый восторг членов группы спичечных шедевров. Оказывается, и в XXI веке творчество остается востребованным, перспективным, а значит, при желании можно воплотить самые смелые мечты. Но вряд ли что-то получится без творческого горения. Судя по количеству желающих овладеть техникой работы со спичками, Денис Петров пришел к выводу, что интерес к этому виду творчества заметно растёт в молодёжной среде. Свои пожелания начинающим умельцам он высказал в одном слове: «Дерзайте!»

***

В повести «Улей» писатель А.И.Вересов, рассказывая о старых русских мастерах-умельцах, точно сформулировал задачу, стоящую перед механиком. Со времен Кулибина и Вересова не утратила она актуальности и в наши дни, когда остро необходимы технические знания и рабочие руки: «Механик обязан сделать любую работу: и дерево выстругать, и чугун отковать, и любому материалу дать форму. Всего важнее – нетерпеливой мыслью своею одушевить мертвое, от природы неподвижное. Вот что такое построить машину: движением породить силу и применить ее к делу». 

 

 

Фотографии мотоциклов сделаны автором статьи. Остальные фото - из личных архивов мастеров