Оратор? Философ? Политик?

«Да ты просто Цицерон!» Для нас сегодня это имя — синоним выдающегося оратора. Это и понятно: Цицерон не просто прославился своими собственными выступлениями, но и фактически заложил основы ораторского мастерства. А еще создал классический латинский язык, строгий, звучный, чеканный.

Цицерон. 106-43 гг. до н.э.

Но это сегодня он — эталон риторики. Вот в эпоху Возрождения, например, он считался прежде всего философом. А Петрарка его обожал и вслед за ним сделал частные письма явлением культуры.

В Средние века этот языческий философ почему-то стал ориентиром для некоторых отцов церкви — возможно потому, что его философские сочинения, хоть и не особенно оригинальные, были посвящены прежде всего вопросам общечеловеческим: «О старости», «О пределах добра и зла», «О дружбе» и даже «О природе богов».

Многие его высказывания мы и сегодня охотно постим:

  • О времена, о нравы!
  • Лицо — зеркало души.
  • Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
  • Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.
  • Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

А вот для современников Марк Туллий Цицерон был прежде всего политиком. Да и как не стать политиком в ту эпоху? I век до нашей эры — самый насыщенный в римской истории: на глазах у Цицерона расцвела и пала республика и родилась империя. Его современниками и собеседниками были Юлий Цезарь и Помпей, Марк Антоний и Октавиан... Да и сам он был не чужд политических амбиций. Которые его и сгубили. Впрочем, это случилось гораздо позже.

Биография

Он родился в семье всадников Туллиев — имеется в виду не жокейская династия, а сословие. То есть он был не из родовых аристократов. Потом Цицерон даже будет бравировать этим. Даже само имя его — не то что бы плебейское, но в общем-то да. Цицерон — это не фамилия, а, скорее, прозвище, означающее сорт гороха — нут (cicero). То есть он у нас Марк Туллий Горохов. Как-то так.

Образование он получил хорошее, как было положено мальчику из хорошей семьи: греческий язык, греческая поэзия, философия, римское право, диалектика… Мечтал стать судебным оратором. И стал им. Первый же процесс показал его как нонконформиста. Первая же должность из множества, составивших его политическую карьеру (квестор на Сицилии), доказала его честность и беспристрастность. Он атаковал коррупцию (да, она уже тогда была), боролся за справедливость, воспламенял сердца речами и при этом сумел подняться до высшей в государстве ступени — консула. В этой выборной должности он обнаружил и искоренил заговор Катилины и получил прозвище «отец отечества» (pater patriae).

И вот тут что-то в нем переклинило. Так бывает. Сначала он стал немножко злоупотреблять терпением своих вполне благодарных слушателей, многократно вспоминая свои заслуги. Потом начались политические метания, дошло до изгнания, во время которого он, кстати, времени зря не тратил, а активно занимался философией. Потом возвращение, водоворот Гражданской войны, снова изгнание и прощение Цезарем, противостояние с Марком Антонием, которое закончилось причислением Цицерона к «врагам народа» и его убийством. История сохранила страшноватую картину: его отрубленную голову и руки приколотили к рострам на римском Форуме — там, где он когда-то «глаголом жег сердца людей»...

Долгая жизнь. Бурная эпоха.

 Цицерон обличает Катилину в римском Сенате

Особенности его риторики

Он написал труды «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Брут», «О нахождении материала».

Сами его речи тоже были опубликованы — около ста. Сохранилось почти шестьдесят. Конечно, автор их отредактировал, пригладил, прежде чем публиковать, но и из дошедшего до нас можно понять, почему же Цицерон — эталонный оратор всех времен и эпох.

Красноречие — большой труд. Недостаточно просто выйти и говорить. Оратор должен хорошо разбираться в предмете, иметь широкий кругозор, ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве. Для него важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта.

Основой риторики является глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая и ребяческая болтовня.

Готовить любое выступление нужно тщательно. И прежде всего учитывать жанр. Например, политические и судебные речи должны обладать иной структурой и иным стилем, чем обычные выступления.

Речь должна быть логична и последовательна. Последовательность — одна из основ ораторского искусства.

Акценты в речи расставляются за счет разнообразных приемов, но перегружать ими речь нельзя. Неологизмы можно использовать в речи, но они должны быть понятны слушателям. Метафоры — прекрасное выразительно средство, но они должны быть естественные и живые.

«Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться».

 

«В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний — памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром».