Когда приезжаю в Питер, неизменно оказываюсь на улице Рубинштейна. Строгий питерский модерн гордо держит фасон. Здесь жил обожаемый мной Сергей Довлатов, бегал маленьким мальчиком Иван Ефремов. А причем здесь музыка, спросите вы? Антон Рубинштейн, русский композитор, великий пианист и реформатор тоже когда-то жил на этой улице. Вот что пишет о нем современник А.А. Трубников: «Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом, грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и лаской. Его crescendo не имело границ нарастания силы звучания, его diminuendo доходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально. Популярность его была так велика, что выражения «так играет Антон», «так дирижирует Антон» или просто «так сказал Антон» были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А. Г. Рубинштейне».

Anton Rubinstein - Melody in F

Четверых детей семье Рубинштейнов учила музыке мама. С раннего детства маленький Антоша вундеркиндом гастролировал по Европе, удивлял всех виртуозной игрой на фортепиано. А когда стал взрослым и известным задумался. Почему во всех странах есть консерватории, а у нас нет? Вот бы и нам создать место, где могли бы расти таланты — русские композиторы, певцы, музыканты. 

Антон Рубинштейн, Концерт для фортепиано с оркестром №4, 3-я часть

Далеко не все и не сразу обрадовались и поддержали братьев Рубинштейнов. 

Это была битва за новое искусство против привычных подходов. В то время учились музыке  только у частных дорогих учителей. И представить другой путь было очень трудно. Мечта оказалась сильнее всех преград, и вскоре родились Петербургская, а за ней и Московская Консерватории. П. И. Чайковский стал одним из первых учеников А. Г. Рубинштейна. Так родилась цепочка учителей и учеников русской музыкальной традиции.

 Братья Рубинштейны — основатели первых в России консерваторий

Чайковский и Рахманинов, Стравинский и Прокофьев. Мир знает эти имена во многом благодаря двум сумасшедшим мечтателям. 

Иосиф Бродский когда-то написал:  «Главное — это величие замысла». Есть ли место «Величию замысла» в современном мире? Или время богатырей и героев осталось в прошлом?

Антон Рубинштейн. Вальс-каприс

You have no rights to post comments