Клеши — одно из фундаментальных понятий в буддийской теории сознания, означающее те основные склонности, пристрастия и предрасположенности, характеризующие эго человека, которые заставляют совершать неблаговидные поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, ненависть, думать только о себе. Главными, базовыми аффектами, приводящими в движение Колесо сансары, являются неведение, привязанность и гнев.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Хорошо помню тот момент, когда я впервые удивилась тому, что вообще живу. Мне было шесть, и я отчетливо помню место, где это случилось (наверное, потому, что это было важно для меня). С тех пор меня, конечно, многое удивляло. Например, необычные жизненные повороты — неожиданные на первый взгляд, которые приводили к важным встречам, изменившим мою жизнь. Люди — те, которых я встречаю в своей реальной жизни или о которых читала. Конечно, книги, фильмы, музыка, которые открывают мне что-то новое о самой себе. Но, например, еще и первое цветущее дерево, которое встречается мне весной. Или вот буквально сегодня: яркое-яркое солнце после бури — огромный солнечный диск, внезапно заливший светом всю улицу.

Конечно, факт удивления сам по себе — это еще не философия. Но, как говорит Аристотель, удивление заставляет нас размышлять, познавать мир, а это единственное занятие, которое не приносит нам никакой видимой пользы и поэтому является единственно свободным.

0
0
0
s2sdefault

Французский профессор, доктор философии Пьер Адо утверждает, что философию нельзя разделить на теорию и практику. В ней вообще нет теории, есть только практика как постоянное духовное упражнение. «Упражнением, - говорит он, - является вся философия, как обучающая речь, так и внутренняя речь, направляющая ваше действие» (2, с. 141).

Утверждение это ошарашивает! Мы совсем не привыкли так думать о философии! Мы привыкли, что философы говорят «философские речи», но их-то как раз Пьер Адо и не считает собственно философией. И все-таки он утверждает, что есть такой способ говорить, когда «теоретическое изложение имеет ценность духовного упражнения» (2, с. 143). Как это возможно?

Конечно, в поисках ответа на этот вопрос лучше читать книги самого Пьера Адо («Философия как способ жить», «Духовные упражнения и античная философия»). А эта статья представляет собой одно из духовных упражнений, которое Пьер Адо назвал «объяснением собственно философских текстов». Цель его состоит в таком изучении предмета, на котором была сфокусирована мысль философа, чтобы этот предмет стал нашим собственным образом мысли. И если это удастся мне, то и для вас чтение этой статьи может стать духовным упражнением настолько, насколько хватит сил сформировать и утвердить в себе взгляд на философию как на духовное упражнение.

0
0
0
s2sdefault

Скажите, пожалуйста, может ли работа над собой стать игрой? Тому, кто считает себя серьезным человеком, этот вопрос может показаться странным… И тем не менее мне хочется поговорить сегодня о том, как игра может стать шагом к формированию лучшего в себе. Сразу спешу сказать, что это не панацея, а всего лишь один из способов.

Однажды, готовясь к практикуму «Дневник как способ самопознания», я узнала о том, что у Бенджамина Франклина был очень интересный подход к воспитанию самого себя. Он выбрал 13 добродетелей и поставил перед собой цель достичь совершенства в них. Мы можем взять за основу его опыт и развить его.

0
0
0
s2sdefault

Общераспространенные взгляды содержат в себе много ложного, ибо «ум человеческий может быть уподоблен зеркалу с неровной поверхностью, на которое падают лучи от предметов и которое, примешивая свои собственные свойства к свойствам предметов, обезображивает и искажает их». «Идолами разума» Ф. Бэкон называет ложные привычки и предрассудки, которые, подобно поклонению мнимым богам, вводят людей в тяжкие заблуждения.

0
0
0
s2sdefault

Издавна известна поговорка: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Но немногие задумываются о том, что надо посеять, чтобы вырос поступок. Философские традиции Востока и Запада — опыт, накопленный человечеством, — говорят о необходимости работать со своим умом, очищать его, прояснять, потому что именно он влияет на наши действия. Наши мысли рождают наши поступки и, соответственно, характер, а это в свою очередь влияет на нашу судьбу.

0
0
0
s2sdefault

Философия наглядно. Как развить в себе добродетельАристотель считал, что добродетель есть середина — середина между крайностями. Относительно любого качества существуют три душевных состояния, два из которых порочны: одно — в силу избытка, другое — в силу недостатка. И только третье, расположенное между этими двумя крайними точками, является похвальным. Например, относительно бесстрашия избытком будет безрассудная отвага, недостатком — трусость, а серединой — мужество. Речь, конечно же, идет не об арифметическом вычислении середины, а о понимании, что именно крайности, крайние проявления порочны. А добродетель обретается уходом от этих крайностей, к которым, согласно Аристотелю, его постоянно влечет стремление получить удовольствие.

0
0
0
s2sdefault

Философия наглядно. Как стать лучшеДо появления материализма ни одно учение не ограничивало существование человека только физическим телом. Например, в Древней Индии человек представлялся существующим на семи планах природы, а в Древней Греции человек представлялся состоящим из трех основных частей: духа (nous), души (psyhe) и тела (soma). Nous — это бессмертная составляющая человека, средоточие его опыта и потенциалов. Soma — инструмент, позволяющий духу проявиться в материи. Задача же души — стать связующим звеном, позволяющим этому осуществиться. Человек не может изменить дух и тело, но он в состоянии превратить свою душу в более чистый проводник.

0
0
0
s2sdefault

Власть разума над материейГоспода, я вынужден извиниться, что помещение оказалось недостаточно просторным и что мы должны закрыть двери, чтобы избавиться от шума... Но поскольку наша сегодняшняя тема касается власти разума над материей, лучшее, что мы можем сделать, — это абстрагироваться немного от нашего физического мира и постараться уделить какое-то время нашей теме. Я буду говорить недолго, как всегда, и постараюсь изложить некоторые основные идеи, некоторые ключевые моменты этой темы, а потом, если пожелаете, можно будет задать вопросы. Вы и сами знаете, что о власти разума над материей можно было бы говорить много, вести длинные рассуждения, но мне кажется, что все мы немного устали от споров и от множества слов, которые не имеют практического применения. Именно поэтому я позволю себе обозначить те практические моменты, которые позволили бы на самом деле познакомиться с темой.

0
0
0
s2sdefault

Нужно ли мудрому быть богатым?Бытует мнение, что стремление к мудрости рано или поздно приводит человека к отказу от материальных благ — его все больше манят блага духовные. Но с другой стороны, мудрость всегда подразумевает жизненный опыт, а значит, и способность обеспечить себя материально. Так нужно ли мудрому человеку стремиться к материальному благосостоянию?

0
0
0
s2sdefault