Не забыл ли я себя

Сегодня становится модно жаловаться на отсутствие памяти. Мы забываем о встрече, о намеченном деле, забываем предупредить, забываем даты, телефоны, информацию, которую нам передали. Иногда на следующий день после просмотра фильма или прочтения книги мы уже не можем вспомнить подробности сюжета, а только общее впечатление. При этом мы и забывать правильно не умеем. Не можем забыть обиду, неприятное происшествие, чьи-то случайные слова.

Начиная с Платона, философы придавали понятию память большое значение и говорили о важности правильного запоминания и забывания. И это то, чему можно учиться.

Память — это очень сложный процесс, в котором принимают участие и восприятие, и внимание, и мышление, и воображение, и воля. Лучше всего мы запоминаем то, что нам интересно, важно, то, на что направлено наше внимание, то, чему мы придали смысл, то, что мы связали с помощью ассоциаций со своим прошлым опытом. И тренировка памяти тесно связано с тренировкой внимания, умения заинтересоваться, умения мыслить, выделять главное, создавать ассоциативные связи и т.д.

В этот раз мы подробно остановимся только на одном аспекте памяти — памяти как способности оставаться верным самому себе.

Даты, факты, имена, лица, запахи вкусы — все это важно запомнить. Но представьте, что вы прекрасно помните даты, лица, имена, факты, и при этом плачете 2-3-5 раз по одной и той же причине, повторяете свои ошибки, в новой ситуации совершаете то же самое неправильное действие и не можете связать в единую картину все события, которые с вами происходят. Такая плохая память уже гораздо страшнее и страдаем мы от этого гораздо больше. Мы переживаем ситуацию, испытываем определенную эмоцию, но не извлекаем урок, не придаем смысл опыту, который мы получили, а иногда и вовсе теряем себя.

1. Одно из лучших упражнений для тренировки этого вида памяти — воспоминание о прожитом дне.

Еще пифагорейцы советовали не погружаться в сон, «пока не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле». Итак, вечером перед сном вспомните, что с вами было на протяжении дня. Если действительно происходило что-то важное и значительное – вспомните это в деталях, запах, цвет, состояние. Благодаря одной из ассоциаций вы сможете потом вернуться и пережить это состояние снова. Вспомните каждое дело и то, что вы бы предприняли, чтобы улучшить его. Ответьте на вопросы: Какое решение, мысль, опыт были самыми важными в течении дня? Что вы бы взяли с собой из сегодняшнего дня в свое будущее, а что оставили бы?

Чтобы не заснуть в процессе этого непростого умственного усилия, воспользуйтесь дневником. Запишите кратко ответы на все эти вопросы, осмыслите произошедшие события. Нам важно придавать смысл происходящему, без этого мы забываем, и иногда даже болеем, когда не можем собрать нашу жизнь в единое целое.

Важно в следующий день постараться взять только лучшее, самое нужное, понимая, что для жизни гораздо важнее тот опыт, который мы извлекли из тех или иных событий, а не отрицательные эмоции, которые в данном случае были сигналами, обращающими наше внимание на этот опыт, чтобы мы его хорошо запомнили. И если вы найдете несколько минут и ярко представите, как вы хотели бы действовать в подобных обстоятельствах в следующий раз - это тоже станет фактом вашей памяти, и после подобных тренировок вы заметите не только улучшение памяти, а и изменение качества вашей жизни.


2. Тренируйте повседневное внимание.

Вы в состоянии сами направлять свое внимание (конечно, сначала это тоже потребует тренировки). Идя домой привычной дорогой вы можете непроизвольно (не по своей воле) думать о чем-то, смотреть на грязь под ногами, переживать все тяготы прошедшего дня — все это может стать фактом вашей памяти. А можете каждый день тренироваться в направлении внимания по своей воле и в правильном запоминании. Сегодня запоминаем все признаки наступления осени — желтые листочки, у каждого свой уникальный окрас, ягоды рябины, желуди под ногами, отражение туч в лужах. Завтра - украшения и окраску домов. Послезавтра — особенности деревьев (кстати, сможете ли вы без «Гугла» определить, что это за деревья?).

Для правильного запоминания нужно подобрать правильные слова. То, чему вы не дали названия, не запомнится. Замечайте, запоминайте, что изменилось в природе по сравнению с предыдущими днями, каких людей вы сегодня встретили, особенности их одежды, прически, цвет глаз… После 3-5 минут такого наблюдения, прервитесь и попробуйте описать это для самого себя, зафиксируйте то, на что вы обратили внимание. Подобное упражнение можно повторить в офисе или в гостях у друзей или даже в своей комнате.

3. Важно развивать сферу интересов.

Наше внимание само притягивается к тому, что нам интересно. Соответственно, мы лучше запоминаем то, что интересно. Вы, наверное, замечали, что когда мы заинтересовываемся каким-то фактом, то «видим» его в интернете, отмечаем в разговорах людей. На этот процесс можно влиять, развивая сферу интересов. Начните каждый день задавать себе вопрос о том, что нового запомнили за сегодняшний день, что привлекло внимание, что было интересно именно вам. Старайтесь лучше узнать самого себя и то, каким вы хотите стать, что хотите создать из своей жизни. По примеру Леонардо заведите записную книжку, куда каждый день попробуйте записывать и зарисовывать то, что стало открытием дня и ваши открытия самих себя. Умение заинтересовать самого себя — это важный ключ.

4. Читайте каждый день, хотя бы 15-30 минут.

При чтении активизируется мышление, воображение, внимание, а значит и память развивается. При этом очень важно кратко пересказать прочитанную главу или отрывок другу, самому себе или записать его в дневнике своими словами. Так вы будете тренировать свою способность отделять главное от второстепенного, связывать повествование в единую нить. Мы хорошо запоминаем то, чем пользуемся, поэтому, важно не просто читать, проглатывая текст, а читать вдумчиво, стараясь понять все детали, размышляя над ними и обязательно рассказывая кому-то о прочитанном, обсуждая это.

А если говорить о памяти как о способности быть верным самому себе, важно осмыслить прочитанное с этой точки зрения. В чем вы согласны с автором, а что вызывает вопрос? Что нового дала вам эта глава? Как это связывается с вашим мировоззрением? Бывает обидно, когда не мы, а кто-то другой замечает, что книга, статья или пост в соц.сетях, которыми мы восхищаемся, противоречит нашему образу мысли и жизни. Получается, что этот кто-то знает нас лучше?

Подводя итог, отметим, что процесс повторения для памяти тоже очень важен. Чтобы вспоминать о том, кто ты есть, можно иметь несколько коротких принципов (девизов), помогающих вернуться к самому себе. В средние века таковыми являлись рыцарские девизы, помогавшие в пылу схватки быстро возвращаться к себе настоящему. Поэтому и до наших дней люди руководствуются девизами, которые помогают им вспомнить «кто они» в момент депрессии, гнева, растерянности. Мне например очень нравится один из девизов Махатмы Ганди (очень помогает при инерции или остром гневе на происходящее): «Если хочешь, чтобы мир изменился, стань сам этим изменением».

You have no rights to post comments