Выбор — как много в этом слове! Как долго наше общество шло к тому, чтобы каждый имел (в какой-то мере) своё законное право выбирать. Выбирать, в какой стране жить, с кем жить и как жить. Выбирать книгу для ночного чтения, фильм для семейного просмотра. Любой вид досуга, любой вид обучения, круаcсаны на завтрак и суши на ужин... Любое пожелание, любой каприз! Всё возможно. Никто, по крайней мере, в грубой, неукоснительной форме, не навязывает человеку почти никаких ограничений.

Если каких-то сто-двести лет назад крестьянин, родившийся в деревне, мог почти с полной уверенностью полагать, что он проживет жизнь крестьянина со всеми сопутствующими обстоятельствами, то сегодня уровень возможностей для человека и спектр его выборов поистине колоссальный.

Встает неизбежный вопрос. В отсутствие внешней детерминации на чем эти выборы должны основываться? Безусловно, можно ответить просто: на желаниях человека. Но с желаниями как раз таки всё не так очевидно. Если касательно меню на завтрак человек еще худо-бедно может разобраться в своих желаниях, то в более глобальных вопросах (работы, отношений, места жительства, жизненного пути, в конце концов), в тех вопросах, где выбор действительно важен и нужен, для многих из нас слово «выбор» висит, словно дамоклов меч. И вроде бы его отполированная сталь сможет пробить любую дорогу, но какую дорогу пробивать? Куда бежать, куда ползти, в каком направлении лежать? Ведь, и в этом невероятный парадокс, от которого и грустно и смешно, что после всех трудов за обретение равных прав и возможностей, после всех достижений информационного века с его доступностью образования, передвижений, взаимодействия человек просто НЕ ЗНАЕТ, чего он хочет.

Можно конечно плыть по течению и довольствоваться комфортной, общественно проторенной и одобренной колеёй среднестатистического человека. Средства массовой информации с радостью ограничат выбор, предложив универсальный набор взглядов, вкусовых предпочтений, стремлений на каждый день. И, разумеется, многие с радостью приобретают себе подобное упакованное и доставленное на дом «проживание». Но есть и другой «ответственный» типаж. Это те несчастные страдальцы, которые вроде понимают, что ответственны за свою собственную жизнь, но, где скажите инструкция по применению? И вот живет такой осчастливленный демократией человек и не знает, как ему быть со своим счастьем, и порой даже с грустью оглядывается на былые века, да и на недавнее советское прошлое, где всё было и ясно, и понятно, пусть не всегда хорошо и правильно, зато выбор был некой несбыточной мечтой, и всегда можно было сказать себе: вот если бы я мог выбирать, то... А заканчивать предложения вообще-то и не обязательно, ведь выбирать всё равно было не нужно.

Но нужно как-то жить в сегодняшней реальности, и вот человек отчаянно стремится понять, что же ему делать со своей жизнью, куда податься? На выручку приходят многочисленные коучи и книги, которые подробно расскажут о самопознании, судьбе и предназначении.

И вот человек начинает «познавать себя». Ведь еще древние советовали: «Познай самого себя», а они плохого не посоветуют. Психологические тесты, гороскоп, линии на руке, расстановки, гипноз, определение предназначения по сетчатке глаза и форме бровей, и все это, чтобы ответить на такой вроде простой вопрос: «Чего я хочу?»

Иногда, хороший друг по простоте душевной говорит человеку: да брось ты все эти изыскания! Просто прислушайся к себе! Услышь голос своего сердца! И от этих фраз и грустно, и смешно. Ведь если бы всё было так просто, и голос сердца с утра пораньше начинал настойчиво что-то говорить, то проблем бы никаких не было. Но молчит этот загадочный голос, ославляя человека наедине со своим выбором. И что делать? Плыть по течению? Связать себя добровольно чьей-то диктатурой? Искать знаков в звездном небе и морской волне?

Есть такой тип счастливых людей, которые уже чуть ли не в утробе матери знают, чего они хотят. И вот в два года кто-то из них берет в руки скрипку и не выпускает её до конца своих дней. Кто-то уже в семь лет может начертить детальный инженерный план моста. Кто-то с упоением лечит плюшевых мишек, и когда речь заходит о выборе профессии, у него просто нет никаких сомнений. Но далеко не все мы прирожденные поэты, ученые, врачи, инженеры и учителя. Не все мы в 15 лет встречаем любовь всей своей жизни и потом до глубокой старости каждый день благодарим Небо за встречу со своей половинкой. Не все мы, приехав в незнакомый город и пройдясь полчаса по его улицам, понимаем, что наконец-то нашли свой дом. Не всем мы знаем, чего хотим и что любим. Ведь если бы в каждом из нас горел этот огонь по отношению к чему-то или кому-то, то всё остальное было бы просто делом техники. И вот мы такие обычные и не горящие с завистью смотреть на этих немногих счастливцев, которые знают, чего хотят и знают, что любят. Их любовь, их страсть можно сравнить с пылающим костром. Он настолько очевиден и горяч, что у человека, в ком пылает подобный костер, нет никаких сомнений по поводу своего жизненного пути, а всё остальное имеет уже настолько второстепенное значение, что выбор не приносит ни терзаний, ни сожалений.

Такие люди-костры — большая редкость; зато гораздо чаще среди нас встречаются люди — тлеющие огоньки. Тлеющие огоньки не рождаются с врожденной любовью и страстью. Они самые обычные люди. И так же, как у самых обычных людей, есть в их жизни что-то, что их интересует. Кому-то интересны экзотические растения. Кому-то — история средних веков. Кому-то — устройство кораблей. Интересы могут быть из любой сферы жизни от астрофизики до вязания носков. Это не важно. Проблема тлеющих огоньков в том, что их интерес часто начинается и закачивается словами «Мне нравится...». Дальше же слов дело, как правило, не доходит. «Мне нравятся горы», — говорит человек. И вот ему идет шестой десяток, а в горах он так и не побывал. «Мне нравится поэзия», но по факту я читаю одно стихотворения в год, и то почти случайно и второпях.

В детстве нам всё было интересно, всё любопытно. Так часто вспыхивали наши глаза, вспыхивали тем самым огнем, который ровным пламенем горит в глазах, тех немногих, которые знают... Но со временем от наших интересов осталась лишь призрачная дымка. И вот задаешь простой вопрос человеку: что тебе нравится? И он как-то весь теряется, неуверенно пожимает плечами, пытается срочно придумать какой-то ответ, чтобы не ударить в грязь лицом. Тлеющий огонек интереса в его сердце давно уже потух. А ведь могло быть и по-другому. Ведь мог человек приложить хоть толику усилий. Направить внимание в сторону своего интереса. Уделить ему хоть немного своего времени. Начать раздувать тлеющие огоньки, подбрасывать туда дрова, и, возможно, через несколько лет тусклый огонек превратился бы в заметное пламя. И может не сразу, но постепенно появился бы шанс стать человеком-костром, в чьих глазах весело переливаются огоньки любви.

И может, выбор человека состоит не в том, по какой из трех дорог пойти? Если ни одна из дорог не манит своей красотой, то есть ли на самом деле разница? Может, выбор человека состоит в том, чтобы пытаться или не пытаться разжигать в себе способность влюбляться в этом мир? Разжигать в себе способность быть неравнодушным. Разжигать в себе способность жить.

You have no rights to post comments