Время, в которое мы живем, неожиданно поставило всех нас перед вопросом о том, что такое «быть наедине с собой», как подружиться, наладить контакт с самим собой?

Сегодня утром, посмотрев на свой книжный шкаф, я остановил взгляд на двух книгах, которые стояли рядом, и в которых я не раз находил ответы на самые заковыристые вопросы жизни. Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луцилию» и «Винни Пух и все-все-все» Алана Милна.

«Отличная компания!» — подумал я, ведь Сенека — философ-стоик, а, значит, он может запросто давать советы «как быть в трудных ситуациях». А Винни Пух, безусловный герой всей моей жизни, — во многом определил мое философское мировоззрение, и за ответами он в карман не полезет.

Вопрос, натолкнувший меня на размышления, возникал вновь, и вновь, это было похоже на повторяющийся сон.

«Как не скучать, находясь всё время с самим собой наедине? Можно ли надоесть самому себе?»

С точки зрения любой философской концепции, мыслить, размышлять, думать, — имманентно свойственные человеку качества. Вопрос — о чем думать? Равны ли мысли о том, какой стиральный порошок лучше, мыслям о любви, об устройстве Вселенной?

Как «не скучать»: как развлечь себя, увлечь себя так, чтобы вовсе не думать, или же научиться диалогу с самим собой, внутреннему размышлению, ведущему к философствованию — поиску истины в самых разных обличьях?

И хотя ни один философский трактат не является чем-то вроде кулинарного рецепта, хотелось именно такого: чтобы Сенека, например, сказал в своей манере: мол, делай то, а вот этого не делай…»

Поэтому сначала я наугад открыл книгу о Винни Пухе.

- Кролик - он умный! - сказал Пух в раздумье.
- Да, - сказал Пятачок. - Кролик - он хитрый.
- У него настоящие Мозги.
- Да, - сказал Пятачок, - у Кролика настоящие Мозги.
Наступило долгое молчание.
- Наверно, поэтому, - сказал наконец Пух, - наверно, поэтому-то он никогда ничего не понимает!

Вот оно, подумал я, настоящий дзен от старика Винни! «У Кролика настоящие мозги, и вот поэтому он ничего не понимает». Параллельно с потоком мыслей у меня в голове всплыла мысль Св. Апостола Павла «Будьте безумными, чтобы быть мудрыми», но её я отложил на вечернее размышление…

А пока обратился к Сенеке и с удовлетворением прочитал в одном из писем:

Мудрому никто, кроме него самого, не нужен. Многие, Луцилий, толкуют эту мысль превратно: изгоняют мудреца отовсюду и заставляют его замкнуться в своей скорлупе. Между тем следует разобраться, много ли обещает это изречение и что обещает. Мудрому довольно самого себя для того, чтобы жить блаженно, а не для того, чтобы жить. Для жизни ему многое потребно, а для блаженства только высокий и здоровый дух, презирающий фортуну.

Сложив обе цитаты воедино, я понял, что «быть наедине с собой» не так уж и плохо, что стремящемуся к мудрости достаточно иметь таких собеседников как Сенека и Винни Пух для «блаженства» и что развлечь себя интересными мыслями совсем не трудно. Тем более, что впереди у меня еще и размышления над фразой Святого Апостола Павла…

Будьте здоровы!

You have no rights to post comments