Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий… Постараемся же мыслить достойно: в этом основа нравственности.

Блез Паскаль.

Мудрое, точное, глубокомысленное изречение принадлежит великому литератору и математику одновременно, Блезу Паскалю. Жизнь его, подобно падению звезды, была короткой, но ослепительной. И как звезда дает надежду человеку на исполнение желания, так Паскаль дал надежду человечеству на великое будущее.

 

Блез Паскаль

Ещё в раннем детстве у ребенка проявились феноменальные способности, и отец мальчика всячески старался их развивать. Ежедневные занятия самыми разными науками, постоянная тренировка памяти, знакомство с законами логики и грамматики превратили интересующегося всем мальчика в рационально мыслящего исследователя. Результатом работы неутомимой мысли стали многочисленные открытия и работы в области физики и математики, которыми вот уже четвертое столетие пользуются ученые для продвижения науки вперед. Однажды, по словам самого Паскаля, он пережил мистическое озарение свыше. После этого он отказался от научной деятельности, стал апологетом янсенизма и отдал все силы литературе, направив свое перо на защиту «вечных ценностей». Сочинение, которое задумывалось им как основной труд жизни, было издано после смерти Блеза Паскаля и содержало рассуждения о проблемах религии, взаимоотношениях Бога и человека. Паскаль стремился к нравственному совершенству сам и пытался донести эту мысль до людей, его окружавших. Он отчаянно боролся за справедливость и истину. Именно поэтому Л. Н. Толстой назвал ученого и философа человеком «великого ума и великого сердца».

Называя человека «тростником», Б. Паскаль намекает на его несовершенство: телесное, ведь человек немощен перед могучими силами природы; умственное, поскольку он не в силах многое постичь и объяснить и, наконец, духовное, так как «венец творения» подвержен страстям и именно он породил и наделил именами понятия «несправедливость», «порок», «ложь» и «зло». Но философ видит спасение «слабейшего из творений природы» как раз в том, что он мыслящий. Автор афоризма считает возможным и должным освобождение от недостатков. Основой преображения человека он мыслит нравственность. Первым же, главным условием достижения её — правильное, достойное мышление.

Наше мышление определяет стиль поведения. Поступку предшествует мысль, идея. В толковом словаре находим следующее определение понятия нравственности: «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил». Таким образом, достойное мышление является основой нравственности, в первую очередь, потому, что правильные мысли предваряют добрые, заслуживающие одобрения поступки. Из таких поступков складывается поведение порядочного и мудрого человека. Кроме этого, верно мыслящий человек в диалоге с самим собой не ошибется в оценке своих действий, правильно посмотрит на происходящие вокруг него события и явления. Так он станет полноценной личностью и будет трезво оценивать поступки окружающих. А справедливость — на мой взгляд — дочь нравственности. Необходимо отметить, что за мыслью не обязательно следует действие. Слово — вот во что облекается «тончайшая материя» мысли. Эта субстанция принадлежит только человеку, но как только мысль выражена словом, она становится достоянием слушателей. Вынесенная на суд общественности некорректная, пошлая или глупая мысль, произведет негативное воздействие, непременно вызовет разочарование или обиду. А если человек не умеет контролировать свои мысли, он не в силах совладать с собой и в речи.

Люди, которые не задумываются о чистоте своих помыслов, неизбежно совершают дурные поступки. Даже не замечая этого, катятся в бездну безнравственности. Их сознание уподобляется заводу по переработке вторичного сырья, перед которым уже нет задачи создавать новое из полуфабрикатов, коими являются знания и навыки человека. Оно не брезгует и пускает в свои двери разного рода мусор ненужной информации. Жадно пожирая всё, что попадется, жернова механизмов мышления перемалывают эти отходы, давятся ими и ломаются. Забиваются ненужным свободные уголки сознания. Вредная информация пылится на полках, предназначенных для хранения знаний, а потом разлагается, отравляя чистые мысли.

Одним из ярких примеров, подтверждающих правоту слов Паскаля, служит жизнь и творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его «Письма о добром и прекрасном», эти кристально чистые алмазы праведных мыслей, были первоначалом поведения, которое любой «ювелир» признал бы великолепным, драгоценным! И даже тогда, когда ему запрещали говорить, он продолжал размышлять о добре, веря в победу справедливости. Ни на секунду не отказываясь от своих взглядов, он стал эталоном нравственности человека.

С давних пор в разных странах философы размышляют над проблемой, поднятой в мудром изречении Паскалем. Задолго до него ученик Платона и Аристотеля, Теофраст, сказал: «Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам». Сам Паскаль добавлял к своим словам: «Всё наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто». Ценное наставление дает нам Марк Аврелий: «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, — и ты выполнишь всю задачу своей жизни». Справедливым является суждение Яна Амоса Коменского: «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений». Вторя ему, Жан Жак Руссо говорит: «Вся нравственность человека заключается в его намерениях». А Л. Н. Толстой убежден в том, что «разумное и нравственное всегда совпадают». Все эти высказывания тесно перекликаются, и красной нитью в них проходит мысль о том, что человек не станет добродетельным, пока не приучит себя мыслить нравственно.

Однажды Паскаль сказал: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться». Великий мыслитель дает нам на вооружение одно из таких правил, пожалуй, самое важное. И мы должны следовать ему. Только в этом случае мы сможем считать себя поистине достойными людьми!

You have no rights to post comments