Люди смотрят на небо

Внутри нас существует загадочный мир Архетипов. В нас звучит идущий из глубины веков зов, стремление к совершенству, к добру, к согласию, к любви. Этот зов, сильный и могущественный, никогда не умрет, никогда не покинет нас, никогда не состарится. Не имеет значения, сколько времени прошло и сколько теперь нам лет, ибо зов остается… В таинственных глубинах нашей души живет Мечта — и зовет, зовет, зовет…

 Х. А. Ливрага

 

Каждый из нас, вероятно, не раз задавался вопросами: «Кто я? Каковы мои внут­ренние потенциалы и способности? Есть ли что-то, что предназначено мне Судьбой, или моя жизнь — лишь стечение обстоятельств, череда случайностей?»

Мы с вами не первое и не последнее поколение людей, которое ищет ответ на этот вопрос. И каждый жизненный этап дает нам новый от­вет, иногда уточняя предыдущий, иногда полностью опровергая его.

Меняются эпохи, меняются обстоятельства жизни. Мы далеко ушли от традиционного уклада общества, да и вообще от традиции как таковой. Существенно сместились акценты в ро­­лях мужчины и женщины, не говоря уже о подходах к воспитанию.

Так есть ли что-то неизменное в нас – мужчинах и женщинах разных эпох? Есть ли что-то, что, подобно драгоценному кладу, спрятано в каждом из нас, а мы и не догадываемся, продол­жая свои поиски где-то вовне? 

Традиции всех культур хранят мифы, которые очень ясно рассказывают об этом. Мифы — это не просто легенды и предания, мифы — это модели создания мира, рождения и развития жизни. В них участвуют боги и богини, герои и музы. У каждого из них своя роль, каждый олицетворяет свою силу природы и свои качества души человека — свой архетип. Архетипы — это первичные образы, общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и переходящие из поколения в поколение. Они прояв­ляются у всех народов и во все эпохи.

Человек всегда интуитивно познавал архетипы Отца и Матери и воплощал их в своей жиз­ни, постепенно осознавая роли и задачи мужчины и женщины в семье, обществе, государстве, истории. Архетипы становились ориентиром в воспитании девушки и юноши и основой становления личности человека. История богата примерами людей, которые своей жизнью — убеждениями и действиями — воплощали архетипальные качества. Мы восхищаемся их следами и подвигами, уважаем их мудрость и великодушие, мы благодарны им за исполненный долг.

Есть ли и для нас место в истории среди примеров великих мужчин и женщин?

Наш мир пронизан дуальностью. Во всех культурах мы находим символы, олицетворяющие два начала Жизни, два принципа, рождающие единство и гармонию мироздания: Ян и Инь, Солнце и Луна, Бог-Отец и Великая Мать. Эти два принципа всегда взаимодействуют меж­ду собой и дополняют друг друга. Она — рождает, хранит и оберегает Жизнь во всех ее проявлениях. Он — олицетворяет со­бой закон, порядок, справедливость, твор­чество. Она несет в себе жизнь, энергию, любовь и мудрость. Он — закон, волю, созидание и разум. Из этих основных начал и потенциалов рождаются модели проявления жизни.

Она — Великая Мать, Наставница, Му­за и Созидательница, он — Отец-Правитель, Воин, Творец и Пророк.

Мужские архетипы

 

Правитель 

Карл

Архетип Правителя восходит к прин­­ципу Великого Отца, присутствующему во всех культурах и цивилизациях. В древнегреческом пантеоне принцип правителя-законодателя олицетворяет Зевс, в Древнем Риме ему соответствует Юпитер, в Египте — Осирис, в индуизме — бог-громовержец Индра, у древних славян — Перун.

Зевс в греческой мифологии является владыкой Вселенной, отцом богов и людей. Это универсальная мощь, добрая воля, которая движет всем миром. Зевс объединяет все и ведет мир к осуществлению определенной цели. Он создает организованный, гармоничный космос, существующий согласно единым законам. Одновременно Зевс сам является гарантом того, что законы мироздания не будут нарушены и мир не перестанет существовать.

Многочисленные дети Зевса от союза с богинями и земными женщинами символизируют божественные силы и потенциалы. Это созидательные начала, которые сделали Вселенную гармоничным и прекрасным творением. В психологическом ключе они олицетворяют созидатель­ные начала человеческой души — добродетели.

Обращаясь к традициям древности, мы ви­дим идеальный образ Правителя — наместника Бога на земле. Правитель является посредником и каналом между ми­ром божественным и миром земным. Он дарит жизнь и благословение. Он несет стабильность и целостность, дарит радость и мудрость. Он видит в других как сильные, так и слабые стороны. Он уважает и поощряет людей, указывает путь к становлению их собственного сознания. Правитель не является источником закона, он стоит на службе у высшего закона Неба, олицетворяя справедливость.

Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.

Петр I

История человечества помнит многих достойных правителей. Это и Перикл в Афинах (V в. до н.э.), Козимо и Лоренцо Медичи во Флоренции в период Ренес­сан­са, чешский король Карл IV (XIV в.), российский император Петр I и многие другие.

Эти правители, которые иногда получали титул Pater Patria (Отец Отечест­ва), относились к подданным как к своим детям и видели главную свою задачу в том, чтобы дать людям надлежащее воспитание, обеспечить условия для внутреннего роста. Их правление обычно становилось «золотым веком» — периодом расцвета наук, искусств, образования, подъема духовности. Такие правители от­дава­ли все свои силы будущим поколениям, закладывали основы для появления нового человека — человека образованного, культурного, мыслящего.

Каждый из нас может узнать этот архетип в себе, когда ощущает ответственность за людей в своей жизни. Это могут быть наши близкие, наши друзья — те, кого мы храним и защищаем. Это может быть и идея, которая нам дорога.

Если говорить о роли мужчины и женщины в семье, то для ребенка мать олицетворяет собой Любовь, а отец — Закон. И если кто-то из них не выполняет свою задачу или берет на себя роль другого, то ребенок всегда чувствует дисбаланс и нарушение гармонии. И не секрет, что дейст­венность отцовского воспитания заключается именно в силе личного примера: не в количестве сказанных слов или поучений, а в тех принципах, которым следует отец. Именно он хранит целостность семьи, устанавливает законы и правила. И если отец говорит одно, но поступает по-другому, то ребенок будет подражать в первую очередь отцовским поступкам.

Поэтому высшее проявление силы Пра­вителя — это его пример следования закону.

Один из секретов долголетия Древнего Египта (четыре тысячи лет только официально признанной истории) заключался в том, что над всеми, включая фараонов, стояли единые законы — законы справедливости Маат. Люди верили, что пока законы соблюдаются, Египту ничего не грозит.

Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу,поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя

Платон

Фараона называли «наделенным жизнью» или «дающим жизнь». Взойдя на трон, он восстанавливал вечные законы (возобновлял порядок) и становился главным их гарантом и хранителем. Каждый раз с приходом нового фараона история Египта переживала как будто новый отсчет времени, новое рождение и возобновление.

Задача фараона заключалась в том, чтобы хранить порядок и самому быть воплощением закона. Поэтому внешне он был самым несвободным человеком в Египте. Вся его жизнь — от распорядка дня до брака и деторождения — являлась ритуалом и подчинялась строгим законам. Проявление человеческих слабостей могло привести к нарушению закона, а значит, к неизбежному упадку всего государства. История Египта знала перио­ды взлетов и падений, и, возможно, некоторые из тяжелых для Египта периодов были вызваны именно отступлением правителя от законов Маат.

Мы можем по-разному оценивать лич­ность и наследие первого императора России. Но бесспорно то, что Петр I повернул колесо истории России. Велики были преобразования, затронувшие все сферы жизни государства: политику, экономику, культуру, образование…

Петр прекрасно понимал: чтобы Россия вошла в новый этап своей истории, должен появиться новый тип человека, должны вырасти поколения образованных людей. Он создавал все условия для того, чтобы люди могли учиться, но даже его энергии и энтузиазма не всегда хватало, чтобы преодолеть инерцию русского сознания. 

Великая сила убежденности Петра заставляла его предъявлять высокие требованиях прежде всего к себе самому: во всех начинаниях он был первым, показывая пример. «Я ученик и ищу себе учителей» — эта надпись, выгравированная на одной из печатей Петра I, стала девизом всей его жизни.

 

Воин

Георгий

Воинская (исп. mаrcial) философия — это учение, основанное на символике Марса. Оно подразумевает борьбу противников, цель которой — установление всеобщей гармонии. В древней Индии подобный принцип воплощал Картикея, в Египте воинам покровительствовала Сохмет, в Греции — Арес и Афина, в Древнем Риме — Марс.

Воин — человек, смыслом жизни которого является восстановление и поддержание справедливости в окружающем мире и внутри самого себя. Ключевые понятия для Воина — честь, служение и защита. Человек становится Воином, когда служит: ордену, правителю, стране, благородной идее. Оружие и доспехи яв­ля­ются символами истинных качеств души Воина: меч — это воля, щит — кодекс че­сти, убеждения.

В Риме Марс не только бог войны, но и бог весны — символической победы света и солнца над темнотой и холодом, молодости и юности над старостью и смертью. Неслучайно и название первого весеннего месяца посвящено Марсу.

Марс, Арес соответствует «яростному» началу души (по Платону), которое мо­жет служить либо разуму, либо инстинк­там и стра­стям. В зависимости от того, чему служит Арес, во́йны, которые он ведет, будут либо справедливыми, либо страшными и жестокими.

Подлинное искусство воина заключается в умении преодолеть себя во имя того, чему он служит. И подлинный воин, когда сражается, не испытывает ненависти, он сражается не «против», а «за». Там, где есть ненависть, уходит героическое. Мифы дают нам ключ к пониманию сути Воина: возлюбленная Ареса — это Афродита. Героическое существует там, где есть любовь.

Ведь там, где ненависть, существует и страх. Воспитание и становление воина — это способность преодолевать страх и собственные ограничения. И основа это­го воспитания, ось и внутренний стержень — это кодекс чести.

Понятие кодекса чести красной нитью проходит через все воинские традиции Востока и Запада. И оно никогда не устареет: подобно Одиссею, который, чтобы избежать искушения сирен, велел привязать себя к мачте корабля, нам также важно иметь внутренний стержень, который не позволит забыть все, что нам дорого, и потерять самих себя.

Понятие служения связано с осознанием духовного родства. Поэтому воины древности говорили: «я сын Ареса», «я сын Геракла», тем самым связывая себя узами родства с примером, достойным подражания.

История дарит нам примеры проявления архетипа Воина: это люди, которые служили не себе, а своему правителю, стране, идеалам. Подлинных Воинов мы видим в отважных спартанцах, жертвовавших своими жизнями ради спасения Греции, в русских полководцах, офицерах и солдатах — участниках войны 1812 го­да и Великой Отечественной войны, в легендарных образах рыцарей Круглого сто­ла, а также в первооткрывателях и покорителях новых пространств.

Для мужчины очень важен смысл жиз­ни и цель, идеал, которому он служит. Если мужчина обретает этот смысл, он получает неисчерпаемый источник энергии, он способен совершать невозможное. Для мужчины очень важно осознать, чему он посвящает свою жизнь, ради чего живет и за что умирает. Поэтому так важ­но, чтобы его цели были хоть немного вы­ше проблем и обстоятельств.

 

Пророк

Джордано и звездыБыть Пророком — значит глубоко проникать в суть вещей и явлений, устремлять взор души в мир идей и открывать их людям. В греческом пантеоне Пророка олицетворяют Прометей, принесший людям огонь Разума, и Гермес — вестник богов. Гермес открывает душе человека три мира: небесный мир богов, земной мир и подземное царство, мир тайн. Он передает волю Зевса и посылает людям пророческие и судьбоносные сны. В индийском пантеоне божество Ганеша приносит людям священные тексты, в Древнем Египте священную мудрость олицетворял бог Тот.

Пророк — это мыслитель и энтузиаст, мечтатель и идеалист. Он открывает смысл жизни и законы мироздания, обладает даром красноречия, связывает воедино прошлое, настоящее и будущее. Пророк указывает пути постижения истины через науку, искусство, литературу, философию и религию. Он ищет идеальное во всем и обращается к лучшему в человеке. Пророк способен пробудить всю силу человеческого духа и соединить человека с его судьбой и с Богом.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А. С. Пушкин

Он охвачен любовью к человеку и человечеству, он преображается сам и способен пробуждать душу, вырывать сознание человека из обыденности и повседневности.

Среди Пророков всех времен — Пифагор, Платон, Аврелий Августин, Раймунд Луллий, Парацельс, Джордано Бруно, Иоганн Себастьян Бах, Александр Пушкин, Константин Циолковский, Альберт Эйнштейн, Антуан де Сент-Экзюпери, Хорхе Анхель Ливрага и многие, многие другие. Это философы, мистики, религиозные мыслители, ученые, поэты и композиторы. 

Пророки поворачивают колесо истории. Они указывают людям то будущее, которое пока еще далеко. Действенная сила Пророков в том, что для них это будущее уже является настоящим. Он видят мир не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть, и живут в соответствии с этим ви́дением.

В детстве мы все были пророками – пророками собственной судьбы, ибо несли в себе знание о своем будущем. Мы знали, кем хотим быть или в чем сбыться. А за доступными нам названиями профессий стояли наши мечты — открывать неизведанное, помогать людям, защищать справедливость. Для нас не существовало условностей. Взрослея, мы приняли «правила игры» социума, стали рассудительнее, практичнее. Наша жизнь обрела комфорт, стабильность, безопасность, но нас не оставляет чувство потери чего-то большего…

И если однажды мы останавливаемся и задумываемся о смысле и ценностях в соб­ственной жизни (так ли мы живем, как когда-то мечтали?) — мы уже приближаемся к архетипу Пророка, ибо в это мгновение начинаем творить свое будущее.

Душа мужчины засыпает, если его жизнью правят обыденность, рутина и ме­лочность. Он способен наполнить жизнь духом приключения, ощутить манящий аромат неведомого и невозможного. Он сбывается в действии — в своих поступках, в воплощенных мечтах. В его воле — жить пустыми фантазиями или сделать свою мечту или мечту другого человека реальностью.

«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя», — говорит герой романа Александра Грина.

 

Творец

Гефест

Архетип Творца — это Разум в действии, способность воспринимать идеи, понимать законы природы и облекать их в формы. Ему покровительствовали Гефест в Греции, Птах и Хнум в Египте, Вулкан в Риме, Эр в Вавилоне. Творец ищет законы Красоты и Гармонии, чтобы воплощать их в совершенных формах. Он обладает активным умом, сильным и деятельным воображением, способен пре­образить самого себя и мир вокруг. Смысл его творчества — не самовыражение, а воплощение универсальных законов природы. Творчество, не осененное любовью, может рождать разрушительные вещи и явления. Ведь неслучайно законной супругой Гефеста в греческих мифах становится Афродита. Сила Люб­ви необходима и Воину, и Творцу, чтобы направить их энергию в созидательное русло.  

Принципы Творца проводят великие скульпторы и архитекторы, воплощающие законы Красоты в прекрасных статуях и строениях, ученые, которые пойманную идею облекают в формулу или постулат, гениальные художники. Вспомним Творцов Ренессанса — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Альберти... Какая жаж­­да познания законов Природы, какой живой и восприимчивый ум, какая потребность в открытиях и какая сила воли, чтобы эти открытия воплотить в жизнь!

Поиск решения, творческий подход к самым разным ситуациям, способность преобразить, трансформировать — все это дает силы душе мужчины, становится пищей для его восприимчивого, открытого к идеям ума, источником огромного вдохновения и неотъемлемой частью внутренней жизни.

Эпоха Средневековья хранит тайну строительства готических соборов. В наше время утрачены те глубокие знания в строительстве, алхимии, астрологии, которыми обладали братства мастеров-строителей, передававшие их от мастера к ученику. Но, пожалуй, не менее важным является основа их духовной практики — преображение, трансформация самого человека. Человек — это лишь основа, строительный материал будущего храма: тело, мысли, эмоции требуют постоянной «обработки и шлифовки». И если тщательно подобрать инструменты, запастись терпением и начать кропотливый процесс работы над собой — сози­дания, то постепенно внутренний мир человека станет подобен прекрасному, наполненному светом храму — местом встречи с внутренним Богом.

И тогда человек станет достойным и прекрасным творением самой природы, и подобно тому, как мы любуемся звездным небом или закатом, простором моря или бескрайним горизонтом степей, мы сможем любоваться Человеком.

 

Женские архетипы

 

 Великая Мать

Деметра

Архетип Матери на протяжении веков остается одним из самых священных. Он воплощается в образах великих богинь — Деметры (букв. «земля-мать») в Древней Греции, Цереры в Риме, Исиды в Древнем Египте, Нюй Ва в Китае, Лады у славян, Богородицы в христианстве. Это и «Мать-Земля», и «Матерь Мира»: она становится матерью всего человечества, она учит людей обрабатывать землю и сеять пшеницу, она основывает мистерии и дает знания о жизни и смерти как едином потоке Жизни, она хранит мудрость предков от начала времен.

Архетип Великой Матери побуждает женщину воспитывать и питать других, приносить облегчение и давать надежду. Она открывает свое сердце каждому человеку: для нее все дети – ее дети, все люди — ее родные и близкие. Она великодушна, добра и способна терпеливо прощать, как умеют прощать матери своих детей, принимая их такими, какие они есть. Она дарит свою нежность и учит принимать горести, она не только дает жизнь, но и олицетворяет победу над муками смерти, убежденность в непрерывности жизни. Именно женщина способна ощутить дыхание жизни в разных ее проявлениях — в отношениях, в пространстве, в деле, в истории… И именно женщине важно не наблюдать жизнь, а всецело ощутить свою сопричастность ей — сострадая, сопереживая и всегда проявляя лучшие свои качества: доброту, щедрость, милосердие и великодушие.

Яркий пример проявления этого архетипа в истории для нас являют собой дамы, посвятившие себя делу воспитания и милосердия. Мы можем вспомнить мать Терезу, великую княгиню Елизавету Федоровну, Елизавету Кузьмину-Караваеву (мать Марию), сестру Эммануэль и многих других.

Возможно, мы не готовы извлечь из глубины своей души подобную силу самопожертвования и доброты, но каждая из нас способна проявить чуть больше душевного тепла к своему ближнему — другу или незнакомому человеку, чуть больше великодушия к тому, кто порой неловко проявляет свой темперамент, чуть больше терпения к угловатостям чье­го-то характера.

Прощая других, мы дарим им надежду, веру, а вместе с этим и силу для внутренних перемен и преображения. Ведь мы сами благодарны тем, кто верит в нас лучших, не теряя надежды, не правда ли?

 

Наставница

Уни

Архетип Наставницы восходит к древнегреческой богине Гере (греч. «великая дама»), римской Юноне, этрусской Уни. Она поддерживает целостность космоса и является гарантом того, что все обеты, существующие между небом и землей, будут исполнены. Гера — великая супруга верховного бога Олимпа, покровительница браков и родов. Она покровительствует не только физическому, но и символическому рождению человека.

«Гера», «Геракл», «герой» — все эти слова имеют один и тот же корень hero («доблестный, благородный»). Мифологически Гера становится испытательницей Геракла, ведь именно она устраивает преграды и трудности на пути героя. Но в жизни сложные ситуации нередко открывают нам наши собственные скрытые потенциалы — неведомые до этого качества души и характера. Наставница направляет человека к проявлению его бессмертной природы, раскрытию его внутренних потенциалов, буквально «высекая» из него героя. Она играет роль Судьбы, которая помогает ощутить в се­бе героическое начало.

Наставницы — это матери, подобные римским матронам, исполненным гордости и достоинства, для которых воспитывать детей означало вершить историю.

Наставницы — это дамы-правительницы, которые, неся бремя власти, забывают о себе ради служения общему делу. Они хранят законы и стабильность своей страны. Их взор устремлен в будущее, их жизнь не принадлежит лично им — она принадлежит долгу. А в истории это царицы и воительницы, которым было дано предводительствовать людьми и в которых были развиты талант стратега и мудрое предвидение будущего. Среди них древнеегипетская царица Хатшепсут, королева Англии Елизавета I, российская императрица Екатерина II и многие другие дамы, сохранившие верность своим обетам.

Неслучайно во все времена женщина олицетворяла связь со священным и становилась хранительницей традиции. Сегодня мы можем вновь вспомнить, что суть воспитания — это извлечение лучшего из недр человеческой души. Мы можем открыть ценность внутренних обетов: не внешних обязательств, а того, что невозможно предать перед самой собой и своей совестью, — а значит, открыть в себе великую силу Наставницы.

 

Созидательница

Афина

Любовь к мудрости греки назвали фи­лософией, а ее божественной покровительницей считали Афину. Богиня Афи­на — это архетип умственной и духовной красоты. Олицетворением разума и интуи­ции в индийской традиции стала богиня Буддхи (супруга бога мудрости Ганеши), а в Древнем Египте принцип спра­ведливости хранила богиня Маат.

Мудрость — это способность увидеть суть, понять закон и действовать в соот­ветствии с ним. Принцип Афины — это принцип активной жизненной позиции, принцип действия во имя созидания. Ее секрет в том, что она распознает суть момента и находит способ своего живого участия в нем. Она не идет на компромиссы и действует в согласии с законом совести, отстаивая справедливость. Ее вой­на — ради мира, ради восстановления согласия и гармонии, ее сражение — это самопожертвование во благо других.

Ведь в активных действиях кроется и опасность разрушения. Действительно, история запечатлела женщину в весьма контрастных проявлениях: она Ангел, приносящий облегчение, Муза, Богоматерь, но она же — фурия, ведьма, олицетворение всех пороков человеческих. В чем причина этого? Если женщина в своей активности руководствуется глубоко эгоистическими мотивами, четко разделяя мир, людей, детей на «своих» и «чужих», то действия ее могут иметь страшную разрушительную силу. Защищая только «свое», она не чувствует боли и мук тех, кто встает на ее пути, она теряет разум и любовь. Но если женщина не разделяет, а объединяет, если она любит и действует, сохраняя альтруизм и внутреннюю чистоту, если она служит миру и человечеству и ведо́ма не личными мотивами, то действия ее будут поистине созидательными.

В истории мы можем найти немало примеров женщин, которые, всей душой отвергая войну, отправлялись на нее, сражались за родину и мир для будущих поколений. Это и Надежда Дурова, героиня 1812 года, и отважные летчицы, партизаны и подпольщицы Великой Оте­чественной войны. В этом же ряду — само­отверженные борцы за права человека и защитницы природы, философы и ученые, отважные покорительницы пространства. Можно назвать среди них дам-ученых — Екатерину Дашкову, Софью Ковалевскую, Мария Склодовскую-Кю­ри, дам-философов — Ипатию, Е. П. Блаватскую, а также всех тех, кто в тот или иной исторический момент находили свой способ действовать, не оставаясь безуча­стными, кто в сложных жизненных обсто­ятельствах не отступали и не опускали ру­ки, продолжая созидать.

Еще один аспект Афины — это покровительство культуре. Это способность дамы облагораживать, совершенствовать все, к чему она прикасается, внести порядок и гармонию в пространство, в простые дела, в отношения. Может быть, поэтому у Созидательницы так много граней проявления. Простор для творчества необъятен, любую область и грань жизни, с которой мы соприкасаемся, мы в силах сделать лучше. И прежде всего, мы можем изменить к лучшему самих себя.

 

Муза

Афина

Если мужчина включает любовь в свою жизнь, то для женщины Любовь становится основой, смыслом жизни. Речь идет не о создании семьи или поисках «половинки», а о внутренних мотивах всех дейст­вий, о тех бесконечных источниках энергии, которые дает женщине любовь. Когда сердце дамы наполнено любовью — для нее нет невозможного! Она преодолевает все препятствия, она черпает силы в воздухе и ветре, в небе и солнце, в земле и воде, она отдает все силы тем близким и далеким, кто в этом нуждается.

Эта великая сила, пронизывающая всю Вселенную, преображает женщину в Му­зу, в ангела-хранителя. Дама-Муза объединяет, сплачивает, гармонизирует и связывает между собой души людей. Она вносит любовь туда, где царят раздор и непонимание. Ее любовь — это щедрость, это великая способность к отдаче. Это способность чувствовать гармонию и ценить прекрасное, вносить радость в самые обыденные дела и заботы. Это воплощение нежности, чуткости, искренности и доброты.

Любовь и Красота — это принципы, которые олицетворяет богиня Афродита. Сила Любви всегда ведет к внутреннему объединению и преображению. Эта сила пробуждает ностальгию по Вечности, которая проявляется в стремлении к подлинному и прекрасному. В Древнем Егип­те эти принципы олицетворяет богиня Хатхор, в Индии — богиня Лакшми, в Ме­сопотамии — Иштар, а в скандинав­ской мифологии — Фрея.

История подарила нам множество при­­меров воплощения архетипа Музы. Один из самых яр­ких среди них — это жены декабристов.

Любовь и Красота — это две сестры, которые идут рука об руку. Поэтому, говоря о Любви, невозможно не говорить о Красоте. Созерцание Прекрасного способно сделать нашу душу чувствительной к восприятию мира, природы, других существ. Расширить нас изнутри, настроить нашу душу, подобно инструменту, отзывающемуся на прикосновение музыканта.

Поэтому, говоря о дамах-Музах, нельзя не вспомнить тех, кто посвятил свою жизнь служению искусству: Анну Павлову, Айседору Дункан, Клару Шуман, Эдит Пиаф и многих других.

 

В качестве эпилога

Конечно, каждому из нас сразу хочется «классифицировать» себя, соотнести с тем или иным архетипом. Мы привыкли так думать — раскладывая, упорядочивая, классифицируя. Безусловно, какой-то один архетип нам покажется ближе, роднее, а может быть, понятнее. Но традиция говорит о главном ключе — единстве и целостности. Традиция побуждает нас соединять, объединять, синтезировать, а это так несвойственно нашему рациональному веку!

Прежде всего, каждый архетип содержит в себе источники и мотивы наших действий, он даст подход, может пробудить в нас лучшие качества и достоинства. Архетип не ответит нам на конкретные вопросы: чем заниматься в жизни, какую профессию выбрать? Надо ли женщине сидеть дома и воспитывать де­тей или отправиться в космос, а мужчине — идти в армию или заниматься домоводством? Но каждый архетип дает ориентиры и точки опоры в повседневной жизни, в тех выборах, которые перед на­ми ставит судьба.

Архетипы — это мосты, способные вер­нуть нам подлинность и дать новый смысл жизни. Они взывают к нашей Воле, Люб­ви и Разуму, к нашей Мудрости и Интуиции. И каждый из нас, подобно лире в ру­ках Аполлона, может отозваться на их зов и зазвучать в ответ — открывая чувство сопричастности, верности долгу и стой­кости перед трудностями, великую силу творчества, любви и служения в сво­ем серд­це… И насколько прекрасна будет му­­зыка жизни, когда мы ощутим единство и созвучие всех струн своей души! n

 

Авторы выражают глубокую благодарность Хорхе Анхелю Ливраге, Делии Стейнберг Гусман, Елене Сикирич, Антону Мусулину, Лауре Винклер, Ханнесу Вайнельту и многим другим, благодаря книгам и статьям которых эти материалы были собраны.

You have no rights to post comments