Множество фигур встречает посетителя на входе в любой готических храм. Это фигуры святых, мучеников, отшельников. Среди них — фигура Пилигрима, паломника, странника. Это человек с посохом в руке, в широкополой шляпе и длинном плаще. И как отличительная деталь — ракушка Святого Иакова, прикрепленная к одежде или полям шляпы.
Кто такие пилигримы?
В Средние века слово «пилигрим» употреблялось в двух значениях: в узком смысле пилигрим (паломник) — это тот, кто идет к святым местам, коих в Европе да и по всему миру было множество.
Но есть еще и другое, более глубокое значение этого слова: пилигрим, peregrinus — это человек, который всегда находится в пути, тот, для кого путь и есть вся жизнь. А это уже не просто путешествие от точки до точки, не просто увлекательное перемещение в пространстве — это всегда путешествие в глубины своей души, это всегда встреча с самим собой.
Куда вели дороги пилигримов?
Прежде всего паломники шли в Святую Землю, Палестину, чтобы поклониться тем местам, где оживает евангельская история.
Еще одна важная цель — Великий Рим, место, где закончили свою мученическую жизнь апостолы Петр и Павел.
И, наконец, третья дорога, знаменитая и сейчас — Камино де Сантьяго, ведет в испанский город Сантьяго-де-Компостела, город апостола Иакова.
Почему именно этот город стал местом знаменитого паломничества?
По преданию, после того как апостол Иаков был схвачен и умерщвлен по приказу Ирода Агриппы, ученики положили его тело в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.
Лодка приплыла к берегам Испании, останки апостола были встречены христианами и похоронены в Галисии.
На протяжении нескольких веков судьба останков была неизвестна.
Но пришло время, когда мощи святого были обретены. Благочестивому отшельнику по имени Пелайо было явлено чудесное видение: необычно яркое небесное светило, сияющая звезда, которая указывала на место захоронения.
Город, основанный на этом месте спустя некоторое время, получил название Компостела — Сampus stellaе, что в переводе с латинского означает «Поле звезды».
Первый шаг
Отправляясь в путь, паломники отказывались от многого. Как в те далекие времена, так и сейчас не просто решиться оставить привычную жизнь, семью, работу, друзей — все, к чему ты привык.
Не просто каждый день преодолевать многие мили дороги, стирая в кровь уставшие ноги. И тут не спасет даже самая современная экипировка — этого не миновать. Но сложнее всего сохранить в душе ту цель, ради которой ты отправился в путь, ради которой готов претерпевать все тяготы долгого путешествия.
Мечта, надежда, вера, молитва — вот настоящие спутники паломника, как во времена королей, так и сейчас. И еще — дорога. Она сама ведет, наставляет и учит того, кто решился сделать по ней свой первый шаг.
Кто отправлялся в паломничество?
Люди абсолютно разные. Среди паломников мы встретим великого короля со своей свитой, образованного монаха и ученого, покинувшего свою келью, бедного рыцаря, мечтающего о подвигах, и простого человека, которому даже в путь взять было нечего.
Как правило, старались путешествовать группами — в одиночку просто не осилить тяжелую и опасную дорогу. Распевая псалмы, паломники двигались от города к городу, от часовни к часовне, останавливаясь у чудодейственных источников, находя гостеприимство в монастырях.
Пилигримы переносили с юга на север и с востока на запад сказания и песни, разнообразные сведения и новости.
Знаменитые «Кентерберийские рассказы» Чосера написаны как раз от лица таких паломников, много переживших, много видевших и готовых поделиться своим опытом…
Как узнавали пилигримов?
Как правило, пилигримы были одеты в темные плащи. Со временем плащи выгорали на солнце, меняли цвет, но продолжали согревать в пути, а холодными ночами часто служили одеялом. На голове — широкополая шляпа, защищающая от дождя или знойного солнца. В руке посох или палка, за плечами небольшая котомка.
Символ пилигрима — ракушка, двухстворчатая ракушка-гребешок. Часто их подбирали на берегу и разделяли на две части. Одна, вогнутая служила для питья и еды, другая, более плоская крепилась на полях шляпы, посохе или плаще. На нашем пилигриме — целых три ракушки.
Сейчас на пути Камино де Сантьяго есть еще один отличительный знак — паспорт паломника. На протяжении всего пути в каждом городе или месте ночевки паломник может поставить в этот паспорт особую печать, подтверждающую его пребывание.
Опасности на пути. Защита
В те далекие времена путь паломника был опасен и непредсказуем. Густые леса, безлюдные поля, отсутствие ночлега, частая непогода... А еще разбойники и грабители, которые подстерегали за темным углом. Из сотни идущих паломников только треть возвращалась домой.
Начиная с XII века на охрану паломнических дорог были призваны рыцари-тамплиеры. Они сопровождали группы пилигримов или обозы, защищая от всех напастей. Тамплиеры строили свои командорства на расстоянии дневного пешего перехода. Эти странноприимные дома давали уставшим путникам неприхотливую постель, хлеб и тепло очага. А еще каждое командорство — это и храм, где путник мог помолиться о счастливом окончании путешествия.
Как паломники узнавали путь?
Сначала по рассказам тех, кто уже прошел этой дорогой. А потом появились первые путеводители — они рассказывали о тех местах, где проходит дорога, об обычаях местных жителей, о том, где можно напиться чистой воды из родника, а где можно знатно поужинать. Сейчас на каждой развилке Пути Сантьяго можно увидеть вот такой знак — повернутая ракушка или лучи звезды, которые указывают направление движения.
Достижение цели
Когда путники, наконец, приходят к заветной цели своего путешествия — собору Святого Иакова, их ждет волнующее событие — участие в торжественной службе для пилигримов. Служба начинается каждый полдень. К этому часу все прибывшие паломники собираются в храме и произносят молитвы благодарности за то, что хватило сил пройти Путь Сантьяго до конца.
Затем они спускаются вниз по ступеням к ковчегу с нетленными мощами, чтобы подтвердить искреннее намерение сохранить в своей жизни весь тот опыт, который получили на Пути.
Заканчивается ли на этом путь паломника?
Нет! В традиции пилигримов — продолжить свое пешее путешествие до мыса Финистерре — одной из самых западных точек Пиренейского полуострова. Название мыса произошло от латинского finis terrae — край земли.
По традиции, на восходе солнца нужно сжечь свою старую одежду, а потом окунуть ноги в ледяную воду океана. Рождение нового Солнца как нельзя лучше символизирует новые мечты, надежды и начало нового этапа в жизни.
Итог
Пройти путем паломничества очень важно для человека. Как в далекие времена, так и сейчас. Именно на этом пути человек познает себя, учится чувствовать себя частью мира, учится быть ответственным за все, что с ним происходит.
Для этого не обязательно принадлежать к той или иной религии.
Гораздо важнее иметь внутри себя те высшие и настоящие цели, которые позволят двигаться вперед, меняться самому и менять мир вокруг.