«Смерть скупца» Иеронима Босха скорее всего является не самостоятельной картиной, а правой частью церковного триптиха. На это указывает и вытянутый формат полотна. Есть даже ряд предположений об остальных частях триптиха, но это — отдельная тема.

В верхней части произведения мы видим умирающего. В приоткрытую дверь заглядывает Смерть. Её стрела нацелена на человека, покоящегося в постели. Справа беднягу поддерживает ангел. Он указывает вверх, пытаясь привлечь внимание человека к висящему на фоне окна распятию. От образа Христа к нему устремляется символический луч света. Но внимание скупца больше привлекает бес с мешком денег, выглядывающий с левой стороны кровати. Второй бес сидит на пологе, и его палка, на которой покачивается адский фонарик, указывает прямо на умирающего. Он как-бы находится на пересечении трех линий: божественный луч из окна, стрела смерти и палка демона. Художественное решение подчеркивает момент выбора. Сейчас на пороге смерти герой картины, как и при жизни, поставлен перед выбором.

На среднем плане мы видим человека, который правой рукой складывает деньги в сундук, что всецело одобряют разнообразные демоны. Левой рукой он перебирает четки у пояса. Это тот же самый персонаж до болезни, приведшей его к смертному одру. Для средневековой живописи характерно показывать на одном полотне события разных временных промежутков, связанные одной идеей. Здесь нам важно запомнить, что на протяжении жизни скупец предавался греху алчности и стяжательства, одновременно пытаясь быть богобоязненным человеком.

 

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Что имеем  не храним, потерявши  плачем... (поговорка)

Грустно слышать, что там-то снесли старинное красивое здание, которое можно было бы сохранить, или плохо отреставрировали рельеф на фасаде, или собранные годами старинные предметы не ценятся, пропадают, теряются, исчезают...

 

Ефим Честняков

0
0
0
s2sdefault

Вот и наступила пора, когда все готовятся к Рождеству и к Новому году. Многие родители достают с полки книгу сказок Г. Х. Андерсена с красивыми иллюстрациями, читают их вместе с детьми по вечерам и удивляются. Почему так много печальных сказок?

Надо сказать, этот вопрос возникал у многих поколений читателей. Еще современные Андерсену критики упрекали его за многие жестокие и откровенно грустные сюжеты, а порой и откровенную победу зла. На это Андерсен спокойно отвечал «Добро побеждает в вечности». 

0
0
0
s2sdefault

Танец — универсальный язык, понятный во всем мире; он может выразить чувства, которые не передать словами. Для каждой культуры характерны свои уникальные формы танца, но любой настоящий танцор неизменно стремится к одному — через движение и позы усваивать принципы красоты, гармонии и изящества. Во время танца он приглашает зрителей познавать и открывать эти архетипы, скрытые внутри каждого человека. Чтобы постичь искусство танца, нужны слух, зрение и осязание. Необходимо владеть телом, интуитивно воспринимать ритм, чувствовать эстетику и развивать пространственное воображение. В танце разные элементы образуют гармоничную и целостную художественную форму, и наверное, именно поэтому его можно назвать искусством объединения противоположностей. Как артистка балета и ученик философской школы, я увидела в танце отражение фундаментального принципа жизни: гармонию можно найти в точке единства между, казалось бы, противоположными принципами.

0
0
0
s2sdefault

Александр Вампилов. Кто он? Драматург, опередивший свое время, создавший новый, вампиловский театр? Честный человек, который считал, что нынче все разучились говорить правду, и достаточно быть честным, чтобы прослыть оригинальным? А может тот, кто своей жизнью воплотил слова: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него»?

Первое знакомство с его творчеством началось с пьесы «Старший сын». И рассуждая над сюжетом, персонажами, начался долгий разговор.

0
0
0
s2sdefault

«Мир  это воз сена, каждый хватает, сколько сможет».

Картина «Воз сена» Иеронима Босха — это классический триптих, где сюжеты внутренней основной росписи и внешней росписи закрытых створок различны по содержанию, но объединены одной идеей. Проникнуть в язык символов бывает затруднительно, но если понемногу практиковаться, постепенно мы будем открывать все больше деталей и смыслов в известных живописных полотнах. В те времена, когда грамоте был обучен далеко не каждый, живопись рассказывала истории и несла моральное наставление, понятное современникам. Нам, не привычным к иносказательному языку Средневековья, надо приложить некоторые усилия, но результат того стоит.

0
0
0
s2sdefault

Всему готов поверить тот, кто исцеленья страстно ждёт!

Эразм Роттердамский

«Извлечение камня глупости» — это небольшая (48 на 35 см) картина, которую относят к раннему творчеству Иеронима Босха. На фоне унылого, как человеческая глупость, пейзажа хирург проводит загадочную операцию над привязанным к стулу человеком. Рядом расположились монах с серебряным кувшином и монахиня с книгой на голове.

0
0
0
s2sdefault

Иероним Босх — один из самых загадочных художников Северного Возрождения. Множество книг и статей написано на тему анализа его творчества. Одни полагают его картины еретическими. Правда, история этому явно противоречит: картины Босха постоянно заказывали для церкви. Иные полагают его верным христианином, а все символы картин — присущими христианскому символизму той эпохи. Третьи видят символы алхимиков, четвертые — катаров. Босх не рисует подобно итальянским мастерам отдельного прекрасного человека, он рисует человечество. И выглядит это человечество не особо привлекательным.

 

 

Иероним Босх. Автопортрет

0
0
0
s2sdefault

Если я вас спрошу: «Вы знакомы с Марьей Николаевной?» Вот так, просто, без фамилии. Вы наверняка уточните: «С кем? С какой Марьей Николаевной?»

А для жителей Москвы конца XIX — начала XX вв. это однозначно была Мария Николаевна Ермолова, великая русская актриса.

В течение 50 лет она блистала на сцене Малого театра, сыграла свыше 200 женских характеров и ни разу не повторилась.

К. С. Станиславский писал о ней: «У неё была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины. В каждой роли М. Н. Ермолова давала всегда особенный духовный образ, не такой, как предыдущий, не такой, как у всех».

0
0
0
s2sdefault

Подобно тому, как светятся в ночи звезды на небе, светятся и особые звезды на земле — творения великих философов, художников, поэтов, которые освещают своим неземным светом путь в земной ночи. Особенно остро начинаешь это ощущать, когда зло и беды, «выпрыгнувшие из ящика Пандоры» — древнего символа страданий, которые нужно пройти человечеству на долгом многотрудном пути эволюции — новой волной накатываются на человечество.

В моей комнате уже много лет висит одна картина. Ее написал Микалоюс Чюрлёнис. Она называется «Сказка королей».

0
0
0
s2sdefault