Речь зайдет об оркестре…  А он — удивительный организм, состоящий из своих клеток-музыкантов, что являются частью оркестра. Клетки составляют ткани, музыкальные группы — скрипки, виолончели, гобои… А ткани складываются в органы — инструменты разных типов — струнные, духовые, ударные…

Как и любой организм, оркестр рождается, живет и умирает. Ведь не может оркестр появиться на сцене из пустоты. Он должен сформироваться, пройти свой путь, он должен воплотиться. Оркестр может расти, меняться, может чувствовать. Оркестр живой, в нем целая вселенная. Он — творение не одного столетия, в каждую эпоху оркестр менялся, в нем появлялись все новые и новые части.

И вот перед нами сложный организм — хаос, доведенный до божественного порядка. Ведь это действительно хаос: более 100 музыкантов, и у каждого свои мысли, эмоции, состояния и настроения. Но вот, что поразительно. Мы слышим оркестр, и видим: все на месте, все гармонично. Порядок — вот, что заставляет оркестр звучать.

У оркестра очень четкая иерархия, требование порядка. В самом центре дирижер — он тот, кто связывает все воедино, он ведет оркестр, он знает, куда его вести.

Далее идут скрипки. Это не значит, что другие инструменты хуже, прошу вас избавиться от этой мысли раз и навсегда. Что в организме человека важнее: сердце или почки? Я не смогу жить без почек, и без сердца тоже. Они мне одинаково важны, у них попросту разные задачи. Вот так и в оркестре. Задача скрипок музыкально связать инструменты. Исторически сложилось, что именно скрипка обладает возможностями исполнить музыку так, чтобы основная мысль произведения прозвучала наиболее ясно для слушателя. Обычно у скрипок мы слышим главную идею. Скрипки — это основа, мысль, на которую могут опираться другие инструменты, поэтому скрипки идут после дирижера.

Но есть своя иерархия и в каждой музыкальной группе. У скрипок, виолончелей, флейт, у всех групп есть «главный». Такой музыкант следит, чтобы у всех из его группы были ноты, чтобы все знали, что играть, чтобы все друг друга понимали. Удивительная красота. Главный в группе следит за гармонией темы, главный среди струнных и духовых следит за гармонией тем, а дирижер следит за гармонией целого оркестра, он делает музыку возможной. Дирижер — не просто организатор, он тот, кто слышит музыку в целом и поэтому может повести всех.

Оркестр научил меня видеть свое место. Он показал, как важен и ценен каждый. Подобно тому, как не увидеть картину целиком, если пазл отсутствует, так и я нужна для целого. Важны все мы, каждый необходим. И необходимо, чтобы все играли, каждый исполнял свою партию. Другими словами, важны даже самые малые правильные движения, насколько бы маленькими они не казались.

Оркестр научил меня доверию. Если не довериться дирижеру, тому, кто выше меня, если думать, что только я знаю, как правильно, то никакой музыки не получится. Гармонии не будет. Я должна верить
в того, кто меня ведет и видеть, за кем или чем я иду. А еще оркестр научил меня вниманию.

Гармония — это не один звук. Мне нужно открыться другим, мне нужно научиться понимать других, мне нужно услышать другого. И так везде: семья, друзья, учеба. Внимание к другим, к природе, к делу, которое я делаю. Без внимания нет гармонии. Без него все распадается. Удивительный организм оркестр, не правда ли?

You have no rights to post comments