«Я считаю, что мы живем для тяжелой работы. Жизнь дана нам для духовного роста, духовного совершенствования. Для меня нет сомнения в том, что душа человеческая бессмертна. И, если бы я в это не верил, я не мог бы прожить и десяти минут, настолько это было бы бессмысленно.
Проблема духовности человека стоит у истоков всего мира и единственно гарантирует его будущее. Человек не может жить только прагматическими целями… Он просто выродится. Духовность вырабатывается человеком как защита, иммунитет против вырождения».
Андрей Тарковский

Тридцать лет прошло, как нет с нами Тарковского. За это время выросло целое поколение: на других фильмах и книгах, в ином информационном пространстве...

Нужен ли сегодня Тарковский? Его язык и образы, предчувствия и пророчества, неуспокоенность в поисках ответов на вечные вопросы? Быть может, все это безнадежно устарело и годится не для сегодняшнего, вчерашнего, века?
Не хочется в это верить… Пока человек мучается в поисках смысла жизни, идет вперед на свет, жаждет истины и правды, не сгибается, стоит прямо и остается самим собой; пока жив человек — Тарковский будет нужен.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Недавно, перечитывая Стругацких «Трудно быть богом», освежил в памяти один актуальный в наше время отрывок об искусстве. Вот выдержки из него:

«Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого они являются единственной реальностью будущего, что они – фермент, витамин в организме общества. Уничтожьте этот витамин, и общество загниет, начнется социальная цинга, ослабеют мышцы, глаза потеряют зоркость, вывалятся зубы. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции…
…нужна новая атмосфера – атмосфера всеобщего и всеобъемлющего познания, пронизанная творческим напряжением, нужны писатели, художники, композиторы…
… А затем приходит эпоха гигантских социальных потрясений, сопровождающихся невиданным ранее развитием науки и связанным с этим широчайшим процессом интеллектуализации общества, эпоха, когда серость дает последние бои, по жестокости возвращающие человечество к средневековью, в этих боях терпит поражение и исчезает как реальная сила навсегда».

0
0
0
s2sdefault

Вы не поверите! Оказывается, ежики не носят на спине яблоки и грибы!
Это очень древнее заблуждение, уходящее корнями еще в Древний Рим. В энциклопедии «Естественная история» Плиний Старший писал, что ежики карабкаются на деревья, сбивают яблоки, а после этого катаются по земле, нанизывая фрукты на спину. А еще, что они делают запасы на зиму.
Сегодня зоологи знают наверняка - запасов ежи не делают (зимой они впадают в спячку), а питаются насекомыми чаще, чем растительной пищей. А еще, что на деревья они не карабкаются и на спине ничего не носят. Моя жизнь никогда не будет прежней.
Сегодня почитала немного про белок - все в порядке, они сушат грибы на ветках, как в лучших мультфильмах нашего детства. Спасибо, пушистые, не подвели!

0
0
0
s2sdefault

В течение вчерашнего дня пришли на память два стихотворения.
Днём - Макаревича, а поздно вечером - одно из рождественских Бродского.
Обожаю состояния, когда что-то подобное приходит изнутри, помогая понять происходящее и саму себя :)) Для меня они оба - путь от отчаяния - к надежде, от многоголосицы - к тишине, от разлуки - к встрече...

Бывают дни, когда опустишь руки,
И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.

И я хотел идти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа.
Но верил я - не все еще пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
Но верил я - не все еще пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
(Андрей Макаревич)

0
0
0
s2sdefault

Невероятно вдохновлена таким разумным и красивым методом помочь другим!

О Раймонде Дункане, американском танцоре, художнике, поэте и философе, рассказыает его сестра, знаменитая танцовщица Айседора Дункан:

"​Раймонд приехал из Албании, как всегда, в приподнятом настроении. «Вся страна охвачена нуждой. Деревни опустошены; дети голодают. Как ты можешь здесь сидеть, погруженная в эгоистичное горе? Приезжай и помоги кормить детей, утешать женщин». Его упреки оказали свое действие. Снова надев греческую тунику и сандалии, я последовала за Раймондом в Албанию. Он изобрел очень оригинальный способ организации лагеря для спасения албанских беженцев. На рынке в Корфу он купил невыделанной шерсти, погрузил ее на нанятый маленький пароход и повез в Санта-Кваранту, главный пункт скопления беженцев.

– Но, Раймонд, – спросила я, – как же ты накормишь голодных шерстью?
– Погоди, – ответил Раймонд, – и ты увидишь. Привезенного хлеба хватило бы только на сегодняшний день, а шерсть обеспечит будущее.

0
0
0
s2sdefault

Сегодня размышляла о важности культивировать в себе скромность и меньше выпячивать своё "я".
Вспомнила Поветкина Владимира Ивановича, основателя Центра музыкальных древностей, уникального и бесподобного места в Великом Новгороде. Мы с друзьями отмечали, что в разговоре с ним никогда не слышали: "Это я сделал" и т.п., хотя сделал немало.
Вспомнила Мераба Мамардашвили, грузинского философа, с примерами великой скромности, внимания и заботы о других.
Вспомнила из любимых цитат Е.П. Блаватской «Достигай скромности, если хочешь достичь Мудрости. Умножай скромность, если Мудрости ты уже достиг».
И вот к размышлениям попалась на глаза картинка. Нетрудно понять, где планета Земля и мы на ней.

0
0
0
s2sdefault

Мое лицо было спокойным. Мышцы его находились в расслабленном состоянии, а глаза мерно помаргивали в такт секундной стрелке настенных часов. Я почти равнодушно наблюдал, как в этот самый момент рядом со мной извергал гнев слюнным фонтаном один человек.
Несколько лет назад мы занялись совместным бизнесом и пообещали друг другу вести дела честно и принимать решения по обоюдному согласию. Дела шли в гору, казалось, сама Фортуна поставила третью подпись в договоре о заключении товарищества. Начиналось все с идеи и желания ее реализации, о больших деньгах мы даже не думали. Хотелось заниматься делом больше из любопытства – а вдруг что-нибудь из этого получится? И стало получаться. И стали приходить деньги. Большие деньги. Первое время мы относились к ним очень осторожно, откладывая большую часть на будущее нашего предприятия, а меньшую скромно клали в карман. Продолжалось это недолго. Глядя на увеличивающиеся доходы, мы постепенно начали растрачивать казну, и все меньше переживать за будущее. А чем больше было денег, тем более изощренными и изысканными становились наши потребности. И в какой-то момент мы перешагнули ту грань, где все было в меру, где было место гармонии и чему-то более правильному, чистому, нежели тот результат, коий мы в итоге имели:

0
0
0
s2sdefault

Разговорился с одним из старых друзей о том, чем я увлечен долгие годы. О философии. И главный вопрос, который звучал от него: "И каков практический выход, польза, от того, что ты читаешь эти книги"? А я, отвечая ему, понял, что лучше меня может быть сами авторы давно минувших дней отвечают. Платон, Марк Аврелий, Сенека, Ямвлих... Потому что удивительная и редкая книга Ямвлиха Халкидского "Жизнь Пифагора", написанная в III веке нашей эры, на мой взгляд не совсем (и не только) жизнеописание величайшего из философов (Пифагора), но прям таки наставление, учебное пособие о том, как жить, как работать над собой, как справляться с трудностями.
Судите сами, вот несколько цитат:

"...образование есть общий плод одаренности тех людей, которые первенствовали в каждом отдельном поколении, ибо их открытия стали образованием для других. Ценность этого такова: одни похвальные качества, например силу, красоту, здоровье, храбрость, невозможно разделить с другим человеком, другие же, такие как богатство, власть и многое другое, чего мы не перечисляем, расточающий утрачивает сам, но образование можно и разделить с другим человеком, и, дав его другому, самому не утратить его".

0
0
0
s2sdefault

Посмотрели фильма Ж.А. Бертрана и М. Пити "Терра. Ода человечеству". Фильм о наболевшем - о нашем взаимодействии с Природой, скорее о нашей отчужденности от Природы. И как метко сказано в фильме, человек от трепетного и священного отношения к Природе перешел в область извлечения прибыли и использования, использования, использования под все более ускоряющимся темпом товарно-денежных отношений. Мы (люди) не задумываемся о том, что все вокруг нас Живое, и более того, в этой бездумной скорости решаем, кому жить, а чаще - кому не жить.

0
0
0
s2sdefault

Хочу поделиться литературным открытием.
Вот так возьмёшь однажды с собой электронную книгу друга полистать, а потом два дня не оторваться.

Есть такое произведение у Эдмона Ростана – «Принцесса Греза». Написано оно по легенде о рыцаре-трубадуре Рюделе к триполийской принцессе Мелисинде. Вот что говорится в биографии поэта, написанной в первой половине XIII столетия:

«Джауфре Рюдель де Блаи был очень знатный человек – князь Блаи. Он полюбил графиню Триполийскую, не видав ее никогда, за ее великую добродетель и благородство, про которые он слышал от паломников, приходивших из Антиохии, и сложил о ней много прекрасных стихов с прекрасной мелодией и простыми словами. Желая увидеть графиню, он отправился в крестовый поход и поплыл по морю. На корабле его постигла тяжкая болезнь, так что окружающие думали, то он умер на корабле, но все же они привезли его в Триполи как мертвого в гостиницу. Дали знать графине, и она пришла к его ложу и взяла его в свои объятия. Джауфре же узнал, что это графиня, и опять пришел в сознание. Тогда он восхвалил бога и возблагодарил его за то, что он сохранил ему жизнь до тех пор, пока он не увидел графиню. И, таким образом, на руках графини, он скончался. Графиня приказала его с почетом похоронить в доме триполийского ордена тамплиеров, а сама в тот же день постриглась в монахини от скорби и тоски по нем и вследствие его смерти».

0
0
0
s2sdefault