Сатори, «внутреннее переживание опыта постижения истинной природы», «мгновенное просветление», трудно постижимо для западного мышления. Есть мнение, что достичь этого мига-состояния может помочь только усиленная медитация. Но в практике дзен считается, что путь к нему может пройти через обычные события и вещи.

Сатори — также один из принципов японской эстетики. Способ постижения «духа вещей». Но, как принцип эстетики, побуждает человека передать постигнутое дальше, сделать его видимым и ощутимым для других людей. Так рождаются живые произведения искусства — стихи, картины, возможно, что-то еще. Они передают всем, кто имеет счастье видеть и слышать их, «дух, живущий в истинной красоте». Японцы говорят, что найти и обнаружить этот дух путем сознательного усилия нельзя: он «должен перетекать от создателя к создаваемому предмету, минуя эго самого творца».

Верите ли вы в судьбу? В то, что она существует и с ней возможен диалог? В то, что желающего идти она ведёт и направляет? Скажу прямо: я верю. Более того, не раз имел возможность в этом убедиться. Но сложность в том, что в суете повседневности знаки судьбы бывает непросто заметить. И непросто истолковать.

Но только не в этот раз... о котором и хочу рассказать. Перед зимним солнцестоянием, когда на улице холодно, когда ночь становится всё длиннее, а день всё короче, внутри тоже ощущается нехватка света и тепла.

Жил однажды в Древней Греции «смеющийся философ» Демокрит. Говорили о нем, что не верил он ни в какие чудеса и лишь старался раскрыть способы, с помощью которых они производились.

Жизнь его была очень долгой — сто девять лет, и девяносто из них он занимался тем, что производил разные опыты и записывал их в книгу. По словам самого Демокрита, чудеса, свидетелями которых становились люди, действительно происходили. Даже самые невероятные. И сотворенные природой, и создаваемые людьми с помощью знания «сокровенных законов природы».

«Время, занятое жизнью» — моё недавнее открытие. Книга Урсулы Ле Гуин. Да, да, той самой сказочницы, книгами которой многие из нас так зачитывались.

На днях задумалась о том, что снова год пролетел стрелой, что снова надо учиться «договариваться» с гением Времени. И, как-то уметь останавливать его.

Содержание книги — подборка эссе. Точнее, это записи из блога, который писательница вела в последние годы жизни. Ее размышления о самом важном. И, когда, как не в последний месяц года уходящего прочесть мысли доброй волшебницы?

<…>
«Но вопрос № 18 меня доконал. «Что вы делаете в свободное время (см. варианты ниже)?» Седьмым в списке из двадцати семи занятий после «Бадминтона», но до «Шопинга», «Телевизора» и «Бриджа», стоял пункт «Творческая деятельность (живопись, литература, фотография и т. п.)».

Однажды со мной приключилась такая история. Была я тогда в том возраста, как иные дочки, которым мамы уже настойчиво говорят, что куда-то не туда они потеряли свою юность, раз семьи и детей нет даже в проектах. Жизнь тогда повернулась ко мне... скажем так, боком и не спешила вновь явить свое лицо. С работой опять же сложность вышла — не было ее. Значит, надо что-то менять, подумала я. И стала менять.

Шальная мысль поступить в музыкальный колледж была придумана не мной — друг один подсказал. Но она показалась мне тогда невероятно здравой. Почему бы мне не стать музыкантом, наконец? Петь я умею… Другая мысль — что все, кто желает делать свою музыкальную карьеру государственным путем, то есть, через учебные заведения и дальше, в жизнь, — обычно маленько моложе, и те, кто желает обрести музыкальную карьеру, как минимум учились в музыкальной школе — была изгнана. Предстояла самая малость — сдать вступительные экзамены по вокалу и сольфеджио. И вот я стою перед преподавателями нашего музыкального колледжа.

Когда у кого-то из друзей день рождения, чувствуешь и себя именинником. Праздник — это конечно, состояние души... Сегодня — день рождения у человека, который совсем не знает о моем существовании и отношении к нему, но которого я считаю своим другом.

БГ. Борис Гребенщиков.

Я не всегда понимал (и понимаю) его тексты, особенно «по молодости лет», но симпатия и притяжение были, и преобразовались со временем, в уважение и восхищение. Для меня, БГ — один из самых ярких и важных ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ нашего времени, и, как говорит моя половинка «дай ему, Бог здоровья»!

Спасибо, Борис Борисович! Светите больше!!!

«Но, даже если зима будет долгой, едва ли она будет вечной...»

Видео: Борис Гребенщиков - Письма с границы

Пришла в гости к родителям.

— Смотри, какой мы чайник купили!

Чайник хорош: электрический, но выглядит как фарфоровый, с длинным носиком.

— Здорово! Ну что, опробуем?

— Зачем сейчас? Старый же еще вполне рабочий. Ставь его!

— Красавица, позвольте пройти! Краем глаза замечаю, как двое ребят лет двадцати пытаются в узком переходе обойти несколько грузную даму солидного возраста. Она удивленно оглядывается по сторонам и недоверчиво переспрашивает: «Это вы мне?»

— Вам! — раздается уверенный ответ.

— Ну, ты загнул! — подначивает парнишку его приятель.

— А что не так? — искренне недоумевает первый.

А я наблюдаю за женщиной, летящей походкой проходящей мимо меня. Плечи распрямились, глаза сияют, губы озарились улыбкой. Еще бы, она — красавица. Ей только что об этом напомнили...

Как часто, обращаясь к незнакомому человеку, мы используем безликие «мужчина», «женщина», «девушка» или «молодой человек»? Практически всегда, даже не задумываясь об этом.

А ведь можно подарить кому-то немного радости, просто изменив обращение.

В прошлое ушли «сударь» и «сударыня», «дама» и «кавалер», но тоска по красоте по-прежнему остается в душе.

Давайте будем искать новые формы обращения друг к другу. Чтобы в нашем мире стало немного больше красоты и радости.

Когда я открыла глаза, внизу, за окном, плыли облака. Плотное и пушистое их одеяло надежно укрыло от взора поверхность земли. Да, мы летим. Я лечу на юг, а мои друзья — на север. Мы сейчас очень далеко друг от друга, и с каждой секундой расстояние между нами увеличивается.

Но очень странное чувство: мы вместе сейчас в небе. Я знаю, что в глубине душ наших что-то очень важное продолжает строиться и создаваться. И то, что мы далеко друг от друга, не мешает этому важному быть нашим общим. Как сейчас для нас общая высота над землей.

Я знаю давно, что не обязательно быть физически рядом, чтобы чувствовать единство душ. И можно встретиться в небесах, продолжая жить на земле. Можно вот так, летя в самолетах высоко над облаками, а можно — там, где живут наши общие идеи и мечты. Для этого никакой самолет не нужен. Для этого нужно, чтобы мы чаще вспоминали о том, что у наших душ есть крылья.

Как начинается ваше утро? Это время суток для большинства людей, наверное, самое трудное. Сперва нужно проснуться. Потом — гигиена, завтрак и бежать… Мое обычное утро было таким. Но однажды вышло по-другому…

Я проснулась раньше обычного. Дождь барабанил по подоконнику, я слушала его, думая о предстоящем дне. О том, сколько важных и сопутствующих дел нужно сделать. О том, кого я встречу. Захотелось музыки — спокойной, а не бодрой. Индейская флейта и пение птиц принесли еще больше покоя. В этом покое картина дня стала менее четкой по часам и делам, но более осязаемой внутренне. Ожидаемой. Осознанной. Я подумала: так много вещей мы планируем и делаем, соблюдая форму, можно сказать, ритуал — потому что запланировано, потому что надо… некоторые из них нам не в радость, потому что нет времени понять их истинное назначение, их пользу, их смысл. А есть то, что можно не делать совсем, если удастся подумать над предназначением этого в сегодняшнем дне хотя бы пять минут.

Я поняла, что хочется любое движение делать не на бегу. Чувствовать понимать, видеть, слышать, осязать, принимать… Не думать, что минута созерцания или раздумий является потерей времени, отрыванием его от важных, нужных, необходимых дел. Жизнь — это каждая минута. Пять минут тишины ранним утром позволили мне заново это понять.