Имя фараона, заключенное в охраняющий его картуш

Снова путешествие в мир Древнего Египта — готовлюсь к лекции. Каждый раз открываю для себя новые книги, новые статьи, и, как следствие, новые вопросы и новые идеи. Например, понятие «рен» — Имя. Для нас — это просто слово, обозначение конкретного человека, чтобы выделить его из множества ему подобных. Однако для египтян, как пишут многие исследователи, имя человека или божества содержало индивидуальность человека, было своего рода живым существом или даже самим этим существом. И владеющий именем этого существа владеет им самим, как произошло это, например, с Ра и Исидой.

Существо, не имеющее имени, как бы не существует. Для египтян человек рождается, когда боги произносят его имя, без имени его нет. Интересно, что мы и сейчас инстинктивно (или интуитивно) не хотим говорить свое имя не нравящемуся нам незнакомцу, оставаясь для него «никто». У Гомера злоключения Одиссея начинаются с момента, когда он перестает быть «Никто» и открывает свое настоящее имя циклопу Полифему. И уже множество веков, человек становясь монахом, т.е. умирая для этого мира со своим старым именем, рождается для мира небесного с новым именем.

Для египтян имена есть у всего в этом мире, именно поэтому мир и существует (по крайней мере, для тех, кто знает эти имена). Ведь и правда, представьте, если мы не знаем имен вещей, нас окружающих, что мы видим вокруг? Нечто круглое или квадратное, живое или неживое, впрочем, это ведь тоже имена, которыми мы владеем, а если не знаем и их? Видим «нечто», и если теряем это последнее — не видим ничего… Это очень сложно представить.

В логике владение именами, мне кажется, аналогичным владению понятиями. А «понятие» в русском языке, как и «концепция» на латинских, означает «принятие», «схватывание», я бы сказал, овладение сутью. Это происходит, когда мы даем этому понятию определение. Возможно, египтяне, называя, например, Осириса «Богом на вершине лестницы» или «Тот, у которого только одна нога», тем самым и определяли его, позволяли понять, «схватить» его суть... Нам для этого надо вникнуть в менталитет египтян — и это самое трудное. Однако стараться употреблять хотя бы в своем повседневном обиходе максимально точные слова, бережно и уважительно к ним относиться, мне кажется, хорошее начало...

You have no rights to post comments