Проводил на днях занятие по «Дао дэ цзин». Пришли несколько мыслей на тему второй главы: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное…».

Как я понимаю, эту идею можно распространить на все грани нашей жизни: приятное и неприятное, радостное и грустное и т.д. Наш мир двойственен, и в этом «Дао дэ цзин» полностью согласен с Платоном. Однако как следует из текста, речь идёт не о свойствах вещей или явлений, а об именах, т.е. о понятиях, стало быть, о нашем уме, в котором и рождаются эти суждения. Не формируя подобные суждения, мы избегаем встречи с безобразным, неприятным и т.п., приходя к внутреннему спокойствию. Возможно, с этой целью отказывались от суждений скептики.

Дао — это поток, в котором противоположности переходят одна в другую: «...бытие и небытие порождают друг друга...» (в этом и есть движение). Моё недовольство отдельной противоположностью — сопротивление потоку, и оно приводит к боли. Что важно — недовольство у меня «в голове». Там я принимаю или не принимаю что-либо. Не случайно, наверное, слово «приятный» имеет корень «приять», т.е. принять. Другими словами, только от меня зависит причина страданий.

Естественно, такое принятие не означает бездействия. Принцип «у-вэй» (недеяние) не отменяет активного действия, даже такого, которое мы можем назвать борьбой.

You have no rights to post comments