Если мы действительно хотим найти ответ, то, прежде всего, должны хорошенько запомнить: не нужно дожидаться, пока у дорогого нам человека возникнет серьезная проблема или, не дай бог, случится беда. Близкого человека надо поддерживать постоянно — это очень важно, но, к сожалению, мы слишком часто об этом забываем. Если уж хотите правду — хорошо бы нам научиться преодолевать свою инерцию и лень, которые так мешают сделать шаг навстречу другому.
«Поддержать» не значит провести «разовую акцию» и расслабиться, считая свой долг выполненным. Великое искусство быть другом, быть надеждой и опорой для близкого человека постиг только тот, кто научился постоянно, каждый день и час, быть с ним рядом душой и сердцем и прилагать усилия к тому, чтобы становиться еще ближе.

Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Вы этому, пожалуйста, не верьте;
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.
Юлия Друнина

Уже 400 лет Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса, ни на миг не останавливаясь, путешествуют из страны в страну, из перевода в перевод, из толкования в толкование, из книги в книгу, отражаясь то в стихах, то в картинах, то в карнавальном действе.
Их судьба полна приключений и неожиданных поворотов. Они активно участвовали в жизни людей и каждому поколению читателей открыли и открывают что-то свое. Не случайно XXI век назвал книгу Сервантеса лучшей в истории человечества.

Истинно, исполняются древние пророчества. Пришло время Шамбалы. В давних веках было предсказано, что перед временем Шамбалы произойдут многие поразительные события. Многие зверские войны опустошат страны. Разрушатся многие державы. Подземный огонь потрясет землю... Истинно, уже наступило время Шамбалы.
Н.К. Рерих. «Сердце Азии»

Тема борьбы добра и зла актуальна сегодня как никогда. Все чаще и чаще задается вопрос, который звучит уже как протест: неужели мир устроен так, что зло всегда побеждает или остается безнаказанным?
Наверное, поэтому так популярны в наши дни фильмы и книги о борьбе добра и зла. И о героях, которые спасают мир. (Причем на фоне ширпотреба иногда появляется то, что действительно вызывает резонанс, задевает, заставляет думать.) Спасители человечества предстают перед нами в образе великих, а иногда малых и незаметных героев, которые совершают свой подвиг — побеждая чудовищ и злодеев световыми мечами, защищая справедливые дела, уничтожая смертоносное кольцо и его хозяина, который грозит окутать тьмой весь мир, сражаясь с вампирами и нелюдями на ночных улицах и спасая их потенциальных жертв.

Улучшение материального положения людей и рост потребления сопровождаются проявлением все новых признаков общего кризиса культуры, духовной деградацией. Парадокс?
Уже не первый год мы движемся от общества распределения к обществу потребления, постепенно подстраиваясь под его стандарты и порядки. Да и само общество потребления тоже движется к нам, заполняя рекламой средства массовой информации и придорожные щиты, предлагая при этом не только самые разнообразные товары и услуги, но и образ жизни, менталитет, поведение. А поскольку все, что предлагается, раньше или позже находит своего потребителя, то человек меняется, стараясь соответствовать новым стандартам, одобренным обществом и поддержанным всепроникающей рекламой.

Этот вопрос часто можно услышать от тех, кто впервые знакомится с этим явлением. Побывавшие на конференции считают, что это научное общество, участвовавшие в нашей экологической акции — что это нечто «типа Гринписа», танцевавшие на наших балах — что это студии творчества. А услышав слова «классическая философская школа» и вовсе запутываются. Естественно, непонятное может рождать самые разные слухи и домыслы.
Дадим слово людям, которые больше других и точнее других могут рассказать о «Новом Акрополе». Потому что сами его создавали. Зададим им — виртуально — те вопросы, которые нам чаще всего задают. Ответы — реальные.
Итак, наши собеседники:
Хорхе Анхель Ливрага (1930–1991), основатель и первый руководитель «Нового Акрополя»,
Делия Стейнберг Гусман — нынешний международный руководитель «Нового Акрополя»,
Елена Сикирич — основатель и руководитель российского «Нового Акрополя».

Хорхе А. Ливрага: Вы меня спрашивали о различных типах людей, об их внутренней природе.
Как известно, то, что мы называем человеком, — это не начало и не конец, но лишь мгновение в эволюции Монады (Эона), которая приходит из глубины изначальных времен и устремляется в грядущее. Как говорил божественный Платон, человек несет в себе память о первом Золотом Веке и в то же время предчувствует и ожидает приход нового. Но пока он не наступил, человек подвержен влиянию изменчивого фактора, называемого временем, которое вовлекает его в свой круговорот.

Делия С. Гусман: Я хочу представить вам профессора Хорхе Анхеля Ливрагу, который будет сегодня читать лекцию. Тема «Общество комфорта и теория риска» объединяет ряд идей, касающихся проблем человека в современном мире. Разумно было бы начать с объяснения того, что понимается под обществом комфорта и в какой степени оно полезно для общечеловеческого развития.
      
Хорхе А. Ливрага: Очевидно, что общество комфорта, стремление к удобству в физической и экономической сферах, к легкости социальных отношений, к порядку в политике и т. д., — все это столь же старо, как и само человечество. Я думаю, что человек всегда стремился к комфорту, начиная с пещерного жителя, который пользовался каменным топором и которого современная наука считает нашим предком (в отличие от древних традиций Востока и Запада, утверждающих, что мы являемся наследниками других цивилизаций, следы которых теряются в глубинах времен). Человек всегда хотел окружить себя чем-то, что сделало бы его жизнь более легкой и приятной.
То, что мы сегодня называем обществом комфорта, представляет собой, скорее, совокупность чрезмерно раздутых естественных человеческих потребностей. Для примера представим, что каждый из присутствующих держит в руках камень. Если я положу свой камень посреди зала, то он никому не помешает, но если это сделают все, то получится целая гора, которая будет мешать всем. Иначе говоря, индивидуальные стремления к комфорту, суммируясь, образуют общество комфорта, сложный механизм, который начинает давить на всех. В таком обществе уже не средства используются для удобства человека, а наоборот, человек становится заложником этих средств. С каждым днем их становится все больше, они все сильнее давят на личность, подчиняя себе психологию масс.

Нет, не родила еще мировая культура ничего важнее книги. Даже заново созданная Александрийская библиотека при всей ее суперсовременной компьютерной оснащенности все равно библиотека. Именно книги на всем протяжении человеческой истории были главным мерилом уровня культуры и главным хранителем золотого запаса духовности.
Какие же книги сыграли наибольшую роль в истории мировой культуры? Какие книги должен прочитать каждый образованный человек? На этот вопрос отвечает выдающийся украинский философ, профессор, д.ф.н. Сергей Борисович Крымский. (Естественно, он ориентировался прежде всего на украинского читателя, но, за вычетом национальных особенностей, список этот универсален.)

Разница между плывущим бревном и лодкой, сделанной из той же древесины, заключается в том, что у лодки есть весла и она может плыть против течения.
Д-р Н. Шри Рам

Эти слова я услышал из его уст в моей уже далекой молодости. Они не встречались ни в одном из его выступлений, и я не знаю, включил ли он их в какую-то из своих книг. Они просто прозвучали в одной из бесед.
Я много думал над ними, и когда пришло время воплощения моих самых высоких идеалов в философской школе классического типа, метафора бревна и лодки наложила свой отпечаток на все мои чувства и мысли, на всю мою деятельность.
Обычно люди подобны бревнам, брошенным в реку жизни: вначале крепкие и сухие, а позже изломанные и размокшие, они вечно следуют по руслу или его ответвлениям, уготованным для них сильными мира сего... Плывут!.. Плывут, наскакивая друг на друга в порыве бессмысленного насилия, грязные, перемазанные глиной, в неизвестном направлении и без определенной цели, пока не разобьются в щепки и не исчезнут с поверхности этой реки, все текущей неведомо откуда и куда.

Если ты идешь по пути, который день за днем прокладываешь собственными руками, то дойдешь до того места, где должен быть.
Древнеегипетское изречение

В жизни тех, кто всегда ищет Мудрости и не боится называть себя философом, особое место занимает поиск своей внутренней сущности и встреча с ней. Этот подход к жизни (который, если человек не соблюдает моральный кодекс, во многих случаях приводит к неуправляемому эгоизму) отражает поиск и открытие великих законов Вселенной. В конце концов, герметический афоризм «как наверху, так и внизу» не перестает быть верным несмотря на прошедшие столетия.
Стало быть, на долю философии остается поиск тех истин, которые помогут составить сложную картину существования. Мы вновь открываем забытые максимы, советы мудрецов, оставленные в гробницах тех, кто жил в свете древних учений. И к нам нисходит вдохновение, когда свет нашего настоящего снова возвращает жизнь этим глубоким учениям. Таков случай эпиграфа, который стоит в начале этой статьи, — лаконичного, точного настолько, чтобы заставить нас остановить безумный ход мыслей и разбирать слово за словом, пытаясь найти ключи к удивительному искусству быть самим собой.