Мало просто искать Истину, надо найти ее.
(Х. А. Ливрага, «Невозможные мечты«)

Очевидные вещи иногда перестают быть очевидными, если пытаешься добраться до их изначального смысла. Один за другим снимаются покровы, и давным-давно знакомое предстает перед тобой в новом свете. Возьмем, к примеру, слово «философия»: может ли оно открыть нам новые грани понимания?

Изобретение этого термина часто приписывается Пифагору, основателю одноименной философской школы. Считается, что когда его называли мудрым — «софосом», — он возражал. Он говорил, что сам еще не мудрый, что мудростью не обладает и именно потому любит ее и к ней стремится. Пифагор называл себя «любящим мудрость» — «фило-софосом».

Так и повелось с тех пор, что философия — это «любовь к мудрости». И каждый по праву вкладывает в это словосочетание то, считает должным, опираясь на свои собственные критерии. А что такое «любовь к мудрости» сегодня? Для кого-то — потребность в интеллектуальном обогащении, для кого-то — жажда нового. Кто-то назовет «философией» скучные лекции в университете, а кто-то убежден, что вся его жизнь — это сплошная философия.

Но у слова, оказывается, очень интересное происхождение.

Этимология

Как вы видите, само слово пришло из древнегреческого языка и имеет два очевидных корня:

  • Фило — любовь
  • София — мудрость

По-настоящему интересно становится, когда мы узнаем, что слово «любовь» древние греки понимали не так, как мы. Точнее, у греков было целых семь видов любви, и «филия», давшая свой корень нашему слову, — лишь один из них. Что же такое «филия», что она означает?

Филия — это любовь-дружба, не предполагающая плотского контакта и по этой причине часто называемая «платонической любовью». Само слово не имеет одного точного перевода на современные языки. Оно означает не просто влечение, но подразумевает поиск, встречу с предметом любви и прожитый в результате опыт. То есть это та любовь, которая не ограничивается только чувством, страстью, а идет гораздо дальше. Ей важно не только обладание предметом любви, ей важен не просто накал чувств; гораздо важнее для нее то, что родится в результате этой встречи.

Семь видов любви у древних греков. Филия в центре

София — это мудрость, но с ней тоже не все просто. Дело в том, что это мудрость не человеческая, а божественная. Есть разница, и она существенная. Мы имеем дело с двумя взглядами на мудрость, с двумя точками зрения: сверху и снизу, со стороны Бога и с позиции человека. Для человека мудрость — это знания, трансформированные в личный опыт. А он всегда фрагментарен и ограничен. Но с философской точки зрения София — это первая дифференциация Божественного, первое проявление из единства во множественность. Платон учит нас, что Единое (Благо) проявляется в нашем мире через четыре первоначальные Идеи: Добро, Справедливость, Истину и Прекрасное.

Икона «София — Премудрость Божия», «София создала себе Дом», «София семистолпная». Киев, 1812 г.

Таким образом, София — это не только Истина, но и ее неизменные спутники: Добро, Справедливость и Прекрасное. Это вполне естественно, ведь подлинную мудрость невозможно помыслить в отрыве от этих изначальных идей. Вы не сможете вообразить себе злую, несправедливую или уродливую мудрость, потому что это для самой мудрости противоестественно.

Получается, что философия — это не просто стремление к познанию, как часто интерпретируют «любовь к мудрости». Философия гораздо шире и глубже. Это, скорее, образ жизни, который позволяет стремящемуся встретить проявления божественной мудрости и пережить их, интегрировать в собственную жизнь.

Что же поможет на этом пути?

Три достоинства ученика философии

Раз философия по своей сути больше, чем просто интеллектуальное познание, значит, философствование, или философский образ жизни, должно подразумевать не только исследование, не только поиск истины. Это действительно так.

Поскольку философия — это «любовь к мудрости», та самая «филия», то философский образ жизни требует от ученика философии прежде всего любви к Истине. Это не поверхностный интерес, не просто любопытство; это потребность настолько сильная, что она способна направить ученика и помочь ему преодолеть многие испытания в жизни.

Вы наверняка знаете эту старую суфийскую притчу:

Молодой человек пришёл однажды к шейху Фариду и спросил:
— Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?
Фарид повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил в воду и держал там, невзирая на его попытки освободиться. Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил:
— Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?
Юноша ответил без колебаний:
— Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!
— Итак, — сказал Фарид, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха.

В притче, конечно, все утрировано, но по сути верно: пока ты чувствуешь себя самодостаточным, Истина тебе не особо нужна.

И еще одно важное качество ученика философии напрямую вытекает из понимания философии как образа жизни: нужно следовать Истине. «Ты не можешь идти по Пути, не сделавшись сам этим Путем», — говорит нам старинный текст «Голос Безмолвия». Познавать, но не применять познания на практике — большая расточительность, пустая трата времени и усилий. Если человек имеет убеждения, но на практике им не следует или следует лишь частично, это неизбежно приводит к внутреннему напряжению и разного рода расстройствам. Думать одно, а делать другое — непродуктивно и разрушительно.

Итак, мы имеем три основные необходимости и три связанные с ними достоинства, три основные качества ученика философии:

  • Искать Истину — исследование
  • Любить Истину — преданность
  • Следовать Истине — служение

Три достоинства ученика философии

Это три опоры, три достоинства, которые помогут каждому стремящемуся открыть красоту, силу и практичность философии — той самой «фило-софии», которой учили Пифагор, Сократ, Платон и многие другие. И которая очень помогает нам сегодня.

You have no rights to post comments