Освобождение можно рассматривать с обычной религиозной позиции; с точки зрения современной психологии; или с более внутренней точки зрения, которую можно было бы назвать теософской.

С экзотерической религиозной точки зрения, присущей обычному человеку, который по сути является мирским, даже надев религиозное облачение, освобождение — это скорее бегство от действительности, чем что-либо иное. Для многих таких людей религия становится «комплексом», средством утешения, что оборачивается слабостью, бегством с жизненного поля битвы, респектабельным прикрытием для бездействия, поводом снять с себя бремя ответственности, удовлетворением внутреннего побуждения, по своему качеству не отличающегося от других побуждений их натуры. Религиозный человек считает освобождением окончательный уход от напряжения и давления трудной и безотрадной жизни. Но такой уход означает не только крах самого замысла жизни и признание своей слабости, но и заботу лишь о личном спасении, когда тебе нет дела до других. И согласно этой концепции, достигший освобождения человек живёт в таком состоянии обособленного эгоистичного блаженства, наслаждаясь своим Богом во веки веков.

Освобождение — это термин, знакомый и современной психологической мысли, которая пытается анализировать элементы, составляющие человека как существо психологическое, и стремится объяснить человека на основании того, что должно восприниматься в его обычной сознательной и подсознательной жизни. Психоаналитик помогает пациенту осознать те фрустрации, что он испытал, и избавиться от комплексов, вызванных их подавлением. Средства освобождения, к которым ведут пациента, нередко становятся простым потаканием каким-то вожделениям или страстям, которые до сих пор были в нём «закупорены».

Лишения, самоотречение, сдержанность, с одной стороны, и горячее рвение, потворство своим желаниям, распущенность, с другой, — это две крайности.

Теософия, которая является синтезом истинного в каждой из крайностей, или истиной, их уравновешивающей, предлагает точку зрения, с помощью которой мы можем осознать, что путь к освобождению пролегает не через вожделение и не через отвращение, а через любовь. Любовь, что превосходит их и создаёт понимание, где есть уравновешенность, рождённая из глубокой внутренней гармонии и дающая созидательный выход тем творческим энергиям, которые лежат во внутреннем существе человека.

На каждой ступени эволюции, раньше или позже, человек способен жить в состоянии приспособления или уравновешенности, в своей степени созидательного, хотя мы и не научились устанавливать такой порядок в обществе, чтобы это было возможно. Средством для достижения этой цели должно стать правильное образование.

Освобождение можно представить и как цель, и как процесс. Понимание процесса, в котором мы участвуем, помогает увидеть цель.

Этот процесс непрерывен и представляет собой путь, описываемый в индийской философии как путь возвращения. Путь, на котором человек уже не жаждет всё большего и большего опыта того рода, что даёт ему мир, но, достигнув точки насыщения им, стремится познать ценность и смысл всего этого и, понимая его, открыть самого себя.

Затем он приходит к стадии выяснения того, что является ограниченным и что ограничивает.

То, что должно быть освобождено, — это мы сами, какими являемся на самом деле, глубоко внутри, а не такие, какими мы обычно себя ощущаем. Мы должны быть освобождены от той природы, что стала нашим облачением и нашими ограничениями. Чистый поток нашего сознания разделился и сузился, а также окрасился пристрастиями, антипатиями, жадностью, страхом, условностями и привычками.

По сути необходимо освободиться из тюрьмы холодного и отравляющего эгоизма. Ведь любое зло, которое мы видим, его чудовищное порождение. Повседневный опыт может научить нас, что любовь как самоотверженная эмоция или сила является единственным и высшим освободителем от нашей обычной эгоцентричности.

 

К сожалению, в наши дни понятию «любовь» придают искажённое значение. Оно выражает физическое сексуальное возбуждение, потакание ему, и состояние обладания, основанное на стремлении к такому возбуждению. Это не любовь Св. Павла из его послания к коринфянам, или Бхакти (самоотверженная преданность) истинного подвижника.

Основным средством освобождения по отношению ко всем нашим собратьям может быть только любовь, выраженная в служении. То есть в действии, при котором мы забываем про себя, и через которое проявляется высшее Я, что приводит к созданию красоты и к счастью.

Оккультист, человек, который стремится в своей жизни к духовному совершенству, должен преодолеть любое вожделение, любую слабость, требующую снисхождения, и достичь состояния владения собой, равно как и отказа от обладания. Его любовь — это полная отдача себя, своей подлинной сущности, ничем более в реальности не обладая. Это нейтрализация яда «эго» и освобождение скованного движения жизни от его временных ограничений в вечность.

Права на обладание, самоутверждение и безграничное потворство своим желаниям, к сожалению, повсеместно стали самыми угрожающе распространившимися явлениями современной жизни, с которыми связано большинство её трудностей. Ни один здравомыслящий человек не может ожидать совершенства, невозможного на нынешнем этапе, как не будет и никакой пользы в том, чтобы проповедовать идеал индийского саньясина (отрекшегося от мира) человеку мирскому, домохозяину. Но в наши дни не существует умеренной дисциплины, идеала по-настоящему духовной жизни, которую мог бы практиковать мирской человек. Заслуга замечательного порядка ашрамов (стадий жизни) в Древней Индии заключалась в том, что обязанности, возложенные на каждую стадию — юность, мужественность, возраст глубокой зрелости и период, предшествующий временному освобождению от тела, — были рассчитаны на то, чтобы подготовить человека к следующим стадиям и заставить его постоянно осознавать глубоко духовную цель в жизни.

Идеал любви, нисходя до уровня практической повседневной жизни, должен означать служение каждого всем в его сфере деятельности, уважение прав окружающих, самоконтроль, а особенно воздержание от жестокости и чрезмерного вожделения. Для каждого может существовать своя степень духовной свободы, если условия жизни организованы на этой основе.

 

Каждый должен найти в себе то, что способно к прекрасному раскрытию, что будет защитой и благословением для других, средством высвобождения света в себе, по сравнению с которым всё остальное — лишь тени. В этом свете и в этом раскрытии и заключается подлинное счастье. Бывают моменты (они приходят к нам слишком редко), когда мы чувствуем блаженство временного самозабвения, благодаря преданности, настоящей любви или бескорыстной помощи другим, и в такие моменты мы зажигаем искорку, которая может вырасти в яркое, величественное пламя. Когда это состояние будет достигнуто, мы станем освобождёнными людьми.

Глава из книги «Интересы человека»

Перевод: Виктор Кононенко. Редакция: Леонид Мебель.

You have no rights to post comments