Музеи Москвы — это особый мир, ведь он так не похож на мир нашей повседневной жизни. В этом мире свой ритм, свои законы, своя жизнь. Эта жизнь вдохновлена музами.
Понятие «музей» в Древней Греции означало место, посвященное музам, храм муз. Первые музеи возникли там, где произведения искусства постепенно сосредотачивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний.
Систематическое коллекционирование памятников искусства началось в XV в. и широко распространилось в XVI–XVII вв. в Италии, потом во Франции, Англии и Германии. Коллекции принадлежали частным лицам: королям, феодалам, купцам. Первая Кунсткамера возникла в XV в. в Западной Европе.


В Москве первыми музеями, хранившими реликвии и раритеты, были ризницы монастырей и церквей, а в Кремле — Оружейная палата, которая уже в XVII в. имела своего рода экспозиционный зал.
С XVIII в. получили распространение частные коллекции («Музеум трех царств природы» П.Г. Демидова, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрания А.И. Мусина-Пушкина, М.П. Погодина и др.) и «натуральные кабинеты» учебных заведений в Московском университете: Минеральный кабинет (1759), Кабинет натуральной истории (1791), ставший потом Зоологическим музеем, Минцкабинет (1806).
В 30–50-х гг. XIX в. появились первые проекты общедоступных музеев З.А. Волконской, А.А. Добровольского, Е.Д. Тюрина, многие музеи приобрели статус публичных (Оружейная палата — в 1858 г.).
Значительным культурным событием Москвы стали перевод сюда Румянцевского музея (1862 г.; был размещен в доме Пашкова) и проведение всероссийских выставок, экспонаты которых послужили основой для создания ряда музеев, например Политехнического и Исторического, Музея антропологии Московского университета, Музея народного искусства.
В XIX — начале XX в. частное коллекционирование приобрело общественно значимый характер. Многие владельцы преобразовывали свои коллекции в музеи, доступные публике (кн. С.М. Голицын, В.А. Кокорев, И.С. Остроухов и Боткины), передавали их публичным музеям и городу (П.М. Третьяков — Третьяковская галерея, 1892 г., А.А. Бахрушин — Театральный музей). Значительную роль в создании музеев играли  Московское  общество  испытателей  природы  при  Московском  университете  (1805),  Общество  любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (1863), Московское археологическое общество (1864).
Со второй половины XIX в. доминировали специализированные музеи, появились первые мемориальные квартиры  — Л.Н. Толстого, «Чеховская комната» в Румянцевском музее, Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории. К 1914 г. в Москве было более 40 музеев.
Музеи вели большую просветительскую и научную деятельность, организовывали передвижные выставки, народные чтения, публичные лекции, литературные и музыкальные вечера, снабжали наглядными пособиями школы. Некоторые музеи были бесплатными, например Третьяковская галерея.
В 20–30-х гг. в старинных усадьбах Москвы и Подмосковья создаются музеи — Кусково, Останкино, Архангельское. В 50–60-х гг. основываются военно-исторические музеи — Центральный музей Вооруженных сил, Бородинская панорама.
Сейчас в Москве около 110 музеев, и чтобы просто познакомиться с их экспозициями, потребуется целый год. Многие музеи Москвы сейчас переживают второе рождение — реконструируются залы, по-новому представляются экспозиции. Очень частым явлением стали вечера и концерты. Музеи словно оживают, стряхивают «пыль веков» и обращаются к тем, кто открывает их двери.


Исторический музей

Создателем первого и пока единственного Российского Исторического музея был Иван Егорович Забелин. Личность удивительная, таких на Руси называли самородками. Бедняк, получивший 5 классов образования, рано потерявший родителей воспитанник Сиротского дома, Забелин стал автором 250 книг, множества статей, доктором русской истории, почетным членом Петербургской Академии наук, главой первого национального исторического музея в России.
«Нельзя делить Русь на столетья механически, Русь есть живое, образное пространство», — говорил Забелин. Чтобы понять историю, важны не только раритеты и сокровища, важна каждая мелочь, которую можно назвать «хламом». В нем Забелин мог отыскать золотое зерно, через которое можно возродить связь поколений, извлечь уроки в настоящем.
Для создания облика музея была созвана специальная комиссия, в которую вошли архитекторы В.О. Шервуд и А.А. Семенов. Было выбрано лучшее место — Красная площадь, а само здание архитектурно отражало черты русского зодчества XVII в.
Сейчас в музее множество разных отделов, где собраны памятники славяно-русской и греческой письменности, новгородские берестяные грамоты, первые русские печатные книги, шедевры русского, западноевропейского и восточного ювелирного искусства. Уникальна коллекция тканей и костюма, мебели XVI — начала XX вв., деталей древнерусского интерьера и обстановки усадеб XIX в. Среди собрания отдела оружия есть вещи, имеющие мемориальную ценность: сабли Д. Пожарского и Наполеона, палаш Скопина-Шуйского и другие вещи — свидетели событий, оставивших след в нашей истории.
Музей изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина

Мысль об устройстве «Эстетического музея» впервые зародилась в 20-х гг. XIX в. в кружке хозяйки литературно-музыкального салона княгини Зинаиды Волконской, мечтавшей о просветительской деятельности. Задуманный ею музей предполагалось посвятить античному ваянию.
Творцом Музея изящных искусств в Москве был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Он посвятил ему 25 лет жизни и свое сердце. Марина Цветаева, его дочь, в своих воспоминаниях говорит о том, что они с сестрой называли музей «колоссальным младшим братом».
В Москве был создан центр общеевропейского и мирового искусства буквально на пустом месте (пустыре бывшего Колымажного двора), с пустым карманом (Цветаев — сын бедного сельского священника, учившийся исключительно на казенный счет). 25 лет он разрабатывал его программу, собирал коллекции, добивался территории в центре Москвы и лучшего проекта здания, искал единомышленников, обращался к правительству, частным лицам, терпел унизительные отказы, потому что «жаждал посеять в душе отчужденных от искусства сородичей семена художественной формы... раскрыть основные моменты воплощения художественного идеала человеческого гения».
Из 22 залов музея половина была отведена античным памятникам как основе, фундаменту всей западноевропейской культуры. Вторая половина залов демонстрировала главные моменты исторического развития восточного и западноевропейского искусства с древнейших времен до эпохи позднего Возрождения. Для Цветаева было важно, чтобы музей стал местом, где человек может составить себе цельное представление об этапах развития культуры. Были сделаны точные гипсовые копии античной скульптуры, работ Микеланджело, написаны копии живописных шедевров западноевропейского искусства.
Но Цветаев мечтал о подлинниках и сделал, казалось, невозможное — получил из Петербурга всемирно известную богатейшую коллекцию русского египтолога В.С. Голенищева. С этого момента Музей изящных искусств вошел в число первых музеев мира.

Третьяковская галерея

Этот музей русской живописи давно стал одним из символов Москвы. В Замоскворечье, в Лаврушинском переулке, стоит сказочный терем, построенный по проекту Виктора Васнецова, художника, который первым обратился к теме русской сказки.
Богатейший музей русской живописи — дар Москве от ее гражданина Петра Михайловича Третьякова (1832–1898), купца и промышленника, собирателя картин. Всю свою жизнь Третьяков посвятил созданию первой национальной картинной галереи.
«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию... приношу в дар всю мою картинную галерею», — писал Третьяков в письме, отправленном в Московскую Городскую Думу.
Сейчас Третьяковка — целый музейный комплекс. В него входят не только залы с экспозицией, но и Инженерный корпус с компьютерным центром, и здание старой церкви Николы в Толмачах.
Среди шедевров музея, в котором собрана самая крупная коллекция древнерусской живописи XIV–XVI вв., — иконы Дионисия, Симона Ушакова, Андрея Рублева. Искусство русских художников XVII–XX вв. — Репина, Врубеля, Айвазовского, Левитана, Шагала, Серова, Нестерова и многих других — представлено здесь во всем своем великолепии.
Музей археологии

В сентябре 1997 г. на Манежной площади открылся первый в столице Музей археологии. Он входит в состав Музея истории города Москвы. Работы по реконструкции площади, строительству комплекса «Охотный ряд» сопровождались археологическими открытиями. Горизонты культурного слоя, которые показывают исторический центр города, таят великое множество предметов истории. Впервые удалось реконструировать застройку целой слободы — стоявшего тут в XVI–XVII вв. стремянного стрелецкого полка.
Прошлое Манежной площади предстало в памятниках своей овеществленной истории. На виду у всей Москвы раскрывались террасы старых улиц, под пластами времени как бы возникали некогда стоявшие здесь торговые лавки, ремесленные мастерские, жилые здания. Тысячи предметов земля возвратила истории. Самая крупная находка — архитектурный комплекс белокаменного Воскресенского моста конца XVI в., изображенного на многих древних планах (например, на Сигизмундовом чертеже 1610 г. мост опирается на семь каменных арок). Здесь, в Археологическом музее, можно увидеть и крупнейший в истории Москвы клад, в котором, например, оказалось 16 серебряных сосудов, изготовленных лучшими ювелирами России, Англии, Германии.

You have no rights to post comments