В VI в. до н.э. Конфуцию удалось придумать и даже воплотить необычную систему государственного управления, основанную не на формальном подчинении, а на естественных причинах объединения людей. В основу этой системы он поставил учение о «благородном муже». Не вдаваясь глубоко в суть самого учения, мне показалось интересным выделить в нем сам принцип объединения людей.

Конфуций противопоставляет «благородного мужа» и «низкого человека». Первым правят добродетели, вторым управляют пороки.

Благородный муж всегда думает о добродетели; низкий человек думает об удобстве.
Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
Благородный муж винит себя, низкий человек винит других.
Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Как же может учение о благородном муже помочь создать справедливое и счастливое общество? Очень просто. Дело в том, что добродетели притягиваются, а пороки отталкиваются. Точнее, добродетельные люди естественным образом объединяются, а порочные всегда будут конкурировать и противодействовать друг другу.

Действительно:

  • Добрые люди притягиваются друг к другу, а злые — отталкиваются.
  • Щедрые люди притягиваются друг к другу, а жадные — отталкиваются.
  • Мужественные люди притягиваются друг к другу, а трусливые — отталкиваются.
  • Правдивые люди притягиваются друг к другу, а лживые — отталкиваются.
  • Скромные люди притягиваются друг к другу, а высокомерные — отталкиваются.
  • Сострадательные люди притягиваются друг к другу, а жестокие — отталкиваются.
  • И так далее.

Конфуций рассуждал следующим образом: если хочешь естественным образом объединить людей, то в центре этого объединения ты должен поставить самого добродетельного — благородного мужа. И постараться во всех остальных пробуждать это духовное благородство. А для этого правитель должен образовывать и воспитывать своих людей. Благородный муж в центре государства — это своего рода духовный магнит, который сам по себе притянет себе подобных: тех, кто вместе с ним разделит ответственность государственного управления.

Так рождается пирамидальная система, в которой все равны перед Небом и Законом, а в центре находятся самые достойные люди, несущие максимальную ответственность. Таким государством управляет Добродетель. Это вертикальная пирамида.

Альтернативой является объединение людей на основе формальных законов и подчинения, порождающее классовое общество и необходимость подавления. Это знакомая всем горизонтальная пирамида.

 

Мне кажется, этот естественный закон притяжения добродетелей можно использовать не только для государственного построения (тем более, что сегодняшние государства основаны на иных и не всегда моральных ценностях, и ситуация вряд ли быстро изменится). Но для меньших общественных организаций конфуцианский принцип объединения может оказаться очень и очень востребованным.

Нужно только найти (или воспитать?) побольше благородных мужей.