Как-то перед сном мы читали с шестилетней дочкой «Питера Пэна» и остановились на том месте, когда мама забирала на ночь мысли детей, вытряхивала, как подушку, а потом чистыми и проветренными клала обратно. Поцеловав дочку, я сказала: «Ты спи, а я приведу твои мысли в порядок». «А как?» — прозвучал вопрос. «Так же как в книжке — проветрю за окошком, стряхну пыль и чистыми верну обратно», — ответила я.

Утром традиционно, разбудив девочку, я отправилась в ванную комнату, а когда вышла, не сразу поняла, что происходит: на кухне кипел чайник, а шестилетняя Аня разбивала очередное яйцо, стоя над шипящей сковородкой. «Ой, что это с тобой сегодня такое? Завтрак готовишь…» — удивилась я. «Ты же вчера сама привела мои мысли в порядок» — услышала я в ответ.

Этот простой ответ на любой вопрос вам наверняка приходилось слышать. Несмотря на простоту, силой он обладает колоссальной. Вывести из себя учителя, поставить в тупик родителей, обескуражить друзей — всё в его власти. Простое и грозное оружие, которое подросток достаёт из-за пазухи довольно часто. От чего же он защищается?

Он скромный, очень обаятельный, невероятно энергичный и с головой погружён в любимое дело: в работу Молодёжного парламента, студенческих трудовых отрядов, разные проекты и тренинги для молодёжи. Вместо того чтобы стать экономистом или юристом, Андрей Туманов выбрал путь социального служения. И вот почему.

«Мне ближе иной взгляд на вещи, — говорит Андрей. — Это путь выбрал меня. Это особое чувство, когда можешь заниматься и первым, и вторым, и третьим. Берёшься за одно — становится скучно и тоскливо; начинаешь второе — и какое-то однообразие и бессмыслица; занимаешься третьим — думаешь, поскорее бы закончился рабочий день. А начинаешь четвёртое — и времени не хватает сделать всё, что хочется. Обсуждаешь с людьми ближайшие планы — а уже подмывает обсудить и следующие, и ещё более дальние! В такой ситуации не задумываешься, какой путь выбрать. Просто оглядываешься назад и видишь: да, всё складывается в какую-то понятную траекторию. Решаешь повседневные проблемы — и начинаешь понимать, к чему тебя жизнь призывает. Отвечаешь на её зов — и чувствуешь, что 24 часов в сутках мало. А если его игнорируешь, то даже шести-семи часов слишком много».

Родитель: «Немедленно выключи этот ужас!»

Подросток: «Это не ужас, это музыка! Это группа ***, и она сейчас очень популярна».

Родитель: «Это музыка? А зачем они так кричат? Неужели нельзя петь нормально? Да они просто воют! А музыка? Да это просто скрежет и визг».

Подросток: «Да ты ничего не понимаешь… Отстань от меня, что хочу, то и слушаю».

Обычный разговор в обычной семье. И опять между нами — бездна! Вывод, который делает родитель: «Ну вот, опять он не хочет ничего слушать…» А подросток подумает при этом: «Меня здесь никто не понимает и понять не хочет…» И конечно, оба расстроены и оба в глубине души хотят совершенно другого: понимания, уважения, любви. Хотя у каждого это выражается по-разному. Но почему они так странно демонстрируют то, чего хотят достичь? Ведь мы хотим, чтобы было по-другому, но…

Прежде всего, совет: каждый раз задавайте себе вопрос, о чем рассказывает, какие чувства пробуждает музыка, которую вы хотите послушать со своим малышом. Музыка будет ему понятной, если в ней есть знакомые образы: цветы, птицы, животные, любимые игрушки.
Маленький человечек в этом возрасте активно познает мир, его мы и попытаемся услышать. А для начала научимся слушать тишину. Да, да, не удивляйтесь! Несколько секунд малыш будет слушать тишину с огромным удовольствием, а больше и не нужно: он и за это время успеет приобрести много ярких впечатлений. «Тссѕ слышишь, проехала машина. Ах, как красиво запела птичка! А что ты еще слышишь?» И дальше — только успевайте считать звуки. Малышу явно по-нравилось, а вам? Всего за несколько секунд вы открыли вместе мир звучащий!

В 1899, а может, в 1906 году родилась... Постойте-ка, семь лет разницы между вариантами года рождения — не странно ли? Ведь героиня нашего рассказа — ровесница века, мифолог и писательница, известная «мама» не менее известной Мэри Поппинс!

Помните ли вы музыку, которую слушали в раннем-раннем детстве? Наверное, не очень. А что любите сейчас? Скорее всего, это и будет ответ на первый вопрос.

Первые три года жизни — очень важный этап в жизни ребенка: в это время он совершает множество открытий, каждый день приносит ему что-то новое — первые шаги, слова, опыт... А самые первые впечатления малышу дарит музыка. Его привлекают не слова, а интонации — музыка родных голосов (кстати, когда он заговорит, интонации родителей перекочуют к нему). Колыбельные и песни, которые пели в семье, нередко остаются любимыми на всю жизнь. Атмосферу любви помогает создать красивая, гармоничная негромкая музыка, лучше классика, с «живыми» инструментами.

Начнем с того счастливого мгновения, когда женщина узнает, что под ее сердцем бьется еще одно маленькое сердечко. Американский дирижер Борис Брот на вопрос, где он научился любить музыку, ответил: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Брот обнаружил, что в некоторых новых для него произведениях партии струнных он знает почти наизусть. Оказалось, его мама-виолончелистка во время беременности играла именно эти произведения.

Ночью в небе появилось зловещее знамение. Зрелище было непонятно, а потому ужасно. Люди переговаривались, обсуждая, каких бед ожидать в дальнейшем, дети, разбуженные взрослыми, плакали — обстановка накалялась. А комета с красным глазом вдруг начала опускаться прямо в их небольшое селение. И как раз в сад Анны Ньютон. Исаак подтягивал к себе на бечевке воздушного змея с зажженным внутри фонарем...
Учась в школе, мальчик жил у аптекаря, вечерами с интересом наблюдал мудреный процесс изготовления порошков. Школьный учитель Генри Стокс, полюбив смышленого ученика, занимался с ним отдельно, давая решать замысловатые задачи. Но мать распорядилась по-своему — через три года учебы забрала сына домой, поднимать запущенное хозяйство.
Однажды поднялась сильная буря — ломались ветки, гнулись деревьяѕ А Исаак решил поставить свой первый научный опыт: измерить силу ветра. Для этого он прыгал по только что вскопанным грядкам — сначала по ветру, а затем против него, замеряя длину своих прыжков и определяя разницу. Опыт удался, но не с точки зрения матери: затоптанные грядки привели ее в ужас. Как вы думаете, что было дальше? Генри Стокс не мог примириться с тем, что его лучший ученик копает огород и пасет скот, и уговорил отчаявшуюся Анну Ньютон вернуть Исаака в школу.
«Ну, это Ньютон, — скажете вы. — Таких немного». Да, безусловно. Хотя...
Родившийся ребенок совсем не знаком с миром. Для него все вокруг интересно и непонятно. Целыми днями он только и делает, что познает мир, удивляется, пробует, совершает открытия — и приобретает опыт.

Записки Взрослого
Поездки с детьми куда-либо, как, впрочем, и походы, — это большой труд. Маленькие или большие, они в любой момент готовы разбежаться в разные стороны, порезать руки-ноги, поссориться, потеряться.
Большой труд и большая усталость...
Но самое главное — почти никогда не видно отдачи.
Возвращаясь из очередного странствия, я в последний раз глазами пересчитываю ребят по головам, облегченно вздыхаю и клятвен-но обещаю себе больше никуда не уезжать.
Но потом словно бы из воздуха, которым мы дышим каждую секунду, в какой-то миг появляется новая мечта и зовет в путь.
У вас дома случайно нет какого-нибудь человека лет этак двенадцати-пятнадцати?
Подарите ему на каникулы приключение. Приключение, у которого будет запах дороги, вкус романтики и звук поэзии. Поверьте, воспоминания и новые впечатления — это и дивное лекарство от многих душевных болезней, и витамины для духовного роста. Дорога помогает что-то забыть или что-то вспомнить, дорога лечит, объединяет попутчиков в одну команду.