Наверняка вы слышали про Бусидо́ (яп. буси-до: «путь воина») — путь воинов самураев в средневековой Японии, и вполне естественными образами всплывающие самурайские мечи, боевые искусства, война.

Меня в один момент сильно удивил тот факт, что своё письменное выражение принципы Бусидо обрели в тот исторический момент, когда в Японии шло спокойное мирное время (эпоха Эдо), после более чем 600 лет междоусобной войны. Хагакуре — одно их канонических частей кодекса чести самураев — написана в начале 18 века, когда уже больше чем 100 лет не ведутся войны. Так зачем же появилась необходимость в написанном кодексе, когда и так века подряд жили этими принципами, да и тем более, когда достойному самураю и меча незачем было доставать из ножен?

Глобальные вызовы не делают нас хуже или лучше. Они подобны лакмусовой бумажке, которая проявляет, делает более выпуклыми и заметными те наши качества, которые были нам присущи и раньше. Просто теперь они видны более отчетливо, и о них хочется говорить. Сегодня речь пойдет о солидарности.

В свинцово-сером бушующем море новостей все чаще встречаются сообщения не только о проблемах и нарастающей угрозе, но и о прекрасных проявлениях человечности в ответ на постепенно окружающую нас опасность. Впрочем, так было всегда: чем суровее были вызовы, тем ярче светили те, кто им противостоял.

Этот герой близок многим молодым поколениям. Говорят, что его история связывает больший диапазон возрастов: от стариков до детей, которые верят в чудо и волшебников.

Вселенная, которую создала Роулинг, поражает воображение. Те, кто прочитал от корки до корки все книги, с яростью утверждают, что фильмы упускают огромнейшее число важных и не очень деталей.

В сериале «Темные начала» есть симпатичная сюжетная линия о бронированных медведях. Главный из них — Йорек Бирнисон, — когда сражается за трон со своим злейшим врагом Йофуром Ракнисоном, почти погибает, потому что враг физически сильнее. Но потом находит в себе силы продолжить битву и победить.

Бронированный медведь Йорек Бирнисон

Бывает время, когда очень хочется, чтобы кто-то тебе помог. Но волею судьбы ты один перед данными обстоятельствами. И может наступить момент, когда, как говорят, опускаются руки. Особенно если предстоит что-то серьезное и важное сделать, а жизнь сопротивляется.

Я тогда вспоминаю одного человека. Я его жизнь плохо знаю. Великие полководцы не могут быть идеальными, скорее, даже наоборот. А я хочу брать пример именно с того, что может в жизни пригодиться, и не хочу перебивать его главное достоинство даже малейшим сомнением.

Так вот. Фердинанд Фош, французский военачальник времен Первой мировой войны. Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы так относиться к сложной ситуации на поле сражения:

«Мой центр сдаёт, правый фланг отступает, положение превосходное. Я атакую".

Каким достоинством обладал такой человек? Нельзя лучше охарактеризовать его, чем это сделал он сам:

«У меня есть одно достоинство — я никогда не прихожу в отчаянье“.

Я тоже так хочу.

Есть книги, скажем так, «для девочек», а есть те, что «для мальчиков». К последним я бы с уверенностью отнес «Врата огня» Стивена Пресфилда. Прочитал ее этим летом на одном дыхании. Она — о подвиге 300 спартанцев в Фермопильском ущелье во время войны греков с персами. События того времени автор описывает очень жёстким, но реальным, на мой взгляд, образом. Война есть война, и смерть присутствует в ней сплошь и рядом. Но не только. Оказывается, в ней может быть место благородству, мужеству, дружбе, самопожертвованию.

Образы рыцарей и дам средневековья — такие далёкие от нас сегодняшних, в чём-то трогательно наивные, во многом странные. Они проводили ночь на поле боя после сражения, в ожидании, не вернётся ли противник, даже если это лишало их военных преимуществ. Они не могли позволить себе ударить со спины или сидя на коне сражаться с пешим. Они давали обеты не отступать, даже если это означало верную смерть, и сама смерть для них была не так страшна, как трусость или бесчестье. [2]

Было в них что-то, чего нам очень не хватает сейчас, и даже если мы улыбаемся тому, что кажется нелепым в их образе жизни, нас продолжает трогать их подлинное благородство, чистота души, отвага, преданность, великодушие и безграничная щедрость. Они были защитниками справедливости, с радостью брались за трудное и даже невозможное. А главное, им было, ради кого и чего жить и умереть, если понадобится. В чем секрет такой беззаветной храбрости? Что вело их? Чему они служили?

Популярную литературную и телевизионную сагу «Игра престолов» интерпретируют по-разному. Цель моего исследования — выявить некоторые символические ключи, с помощью которых мы сможем немного больше узнать о самих себе, поскольку персонажи этой саги отражают архетипы, свойственные человеческой душе.

В «Игре престолов» очень ярко показано, как в нашем сложном современном мире изменилось понимание человеческих ценностей. В саге нет однозначно хороших и однозначно плохих персонажей, этим она отличается от других героических легенд. Настоящий характер героев раскрывается постепенно, в процессе повествования. Те, кто сначала казались хорошими, показывают свое истинное лицо, которое они скрывали ради удовлетворения собственных амбиций; а те, кто на первый взгляд были плохими, оказываются более благородными и бескорыстными.

Удэ. Боевая добродетельСледуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель и лишь затем изучай приемы.
Хо Юаньцзя


УДЭ: СКРОМНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, СЕРЬЕЗНОСТЬ
«Большая сила побуждает к великой мудрости» — в этом древнем афоризме воинских искусств тонко подмечена основа гармоничного воспитания бойца, которое сочетает в себе единство духовного совершенствования и боевой практики.
Может быть, все это — обыкновенная восточная банальность, облеченная в традиционную форму, и мы напрасно ищем за глубокомысленной фразой духовное откровение старых мастеров? Не покажутся ли нам рассуждения о добродетельных поступках воинов, их высокой гуманности и мудрости немного наигранными и рассчитанными на публику?
А если все же допустить, что за всем этим стоит вполне реальное, абсолютно конкретное состояние духа учителей воинских искусств и их объяснения добродетельной мудрости следует понимать не логическим умом, а осознавать сердцем? Почему известные наставники в своих трудах больше места уделяют именно нравственному воспитанию человека, причем не в затертом утомительными рассуждениями западном смысле нравственности, но именно как проявлению чистого, спокойного, светло-доброго состояния сознания?
Этот особый путь нравственно-духовного воспитания через боевые искусства, ведущий к природной чистоте человеческого духа, носит название «удэ» — «боевая мораль» или «боевая добродетель». Именно этому качеству испокон веков отводилось важнейшее место во всех школах воинских искусств.

Сегодня мы рассмотрим понятия войны и мира и постараемся разобраться, насколько война и мир являются частью жизни, что значит быть воином в подлинном смысле слова. Что такое мир? И как его найти? Что такое война? И существует ли справедливая война?

Подлинный мир, подлинное счастье нужно искать где-то глубоко внутри себя. И, наверное, этот внутренний мир — нечто, что можно назвать внутренней гармонией, которая одновременно содержит и внешнее движение, и покой. Подлинный воин, философ-воин, воин, осмелившийся на внутреннее путешествие, в конечном итоге находит красоту внутри себя, находит мудрость и завоевывает ее.

С другой стороны, мы видим, что сегодня все меньше и меньше безопасности в мире, все больше иррациональных войн и жестокости, хотя существует ООН, функционируют международные организации, занимающиеся вопросами международной безопасности в мире, и приняты многие декреты. Но несмотря на эти декреты сегодняшние войны стали более жестокими. Видимо, подлинный мир связан с подлинной гуманностью. Поэтому основной проблемой сегодня как на индивидуальном уровне, так и на уровне государства является недостаток гуманности, любви к человеку, уважения друг к другу, чести и достоинства.