Виктор Алексеевич ШалайИнтервью с Виктором Алексеевичем Шалаем, директором Приморского краевого музея имени В. К. Арсеньева

Для жителей европейской части России (то есть  для большинства) Владивосток — это символ края Земли. Интересно, что если спросить жителя Владивостока, как далеко Москва, то ощущение бесконечной удаленности не появится ни в его глазах, ни в словах. Этот удивительный парадокс разного ощущения расстояний существует несмотря на то, что мы живем в век самолетов и Интернета. И, оказывается, у этого есть свои «исторические» причины.

Здесь, во Владивостоке, как и во многих городах России, есть свой краевой музей. Каким он был раньше — нам трудно сказать, мы его не видели, но какой он сейчас! Это живое, наполненное идеями и насыщенное разными деталями пространство. И — что самое удивительное — многое можно не только рассмотреть, но и потрогать. Каждый зал индивидуален, как портрет человека, будь то зал о древнем захоронении времен чжурчженьского царства или зал о традиционных народах Приморья — удэгейцах, нанайцах, орочах — с древом жизни, символически соединяющим небо и землю. Или кабинет исследователя XVIII–XIX веков, в котором многочисленные шкафы и комоды наполнены коллекциями минералов, гербариями и другими интересными артефактами, а на столе развернуты географические карты. Вы попадаете в атмосферу рабочего кабинета русского первооткрывателя этих земель — как будто хозяин дома вышел ненадолго, а вы ненароком заглянули к нему.  В залах «Время Дороги», «Время Города», «Время Дела» сплетаются разные чувства людей: горечь разлуки с родиной, счастье встреч, обретение нового дома, азарт коммерческого дела, открытие новой страницы жизни. Здесь встречаются и взаимодействуют разные культуры, языки, народы.

В музее оживленно — школьники, взрослые, — а в зале с природой Приморья даже можно заметить деловито расхаживающего кота, то и дело интересующегося витриной с рыбой — ну что ж, его интересы вполне понятны.

Музей — это целый комплекс площадок (Дом путешественника Арсеньева, Дом чиновника Суханова и Музей города) и еще филиалы в пяти населенных пунктах Приморья. Главный корпус музея расположен в самом центре Владивостока на пересечении двух первых улиц города — Светланской и Алеутской — и своими окнами смотрит на город и на людей.

Наш собеседник - официальный представитель Международного благотворительного фонда «Диалог Культур — Единый мир» в Германии Константин Бёгель.

Закрывая V Международный фестиваль культур народов Северной Америки «ТипиФест» президент Международного благотворительного фонда «Диалог Культур - Единый мир» и инициатор культурно-образовательного проекта ЭТНОМИР Руслан Байрамов сказал по-индейски мудрые слова: «Когда что-то происходит в первый раз, то это еще не означает, что произойдет второй. Когда что-то происходит второй раз, то вполне возможно, что будет и третий. Когда что-то происходит в третий раз, то это будет всегда». Создатели этого проекта, положив начало развитию нового культурологического пространства, сразу задали очень высокую планку. И неудивительно, что год за годом количество желающих приобщиться к мировому историческому наследию только растет. Каждый день на обширной территории ЭТНОМИРА происходит что-то интересное. В силу обстоятельств у нас не было возможности поговорить об этом с самим Русланом Байрамовым, но мы обратились к представителю Фонда из Германии Константину Бёгелю, который уже в четвертый раз приезжает на «ТипиФест» совместно с Гойко Митичем. В его судьбе крепко переплелись русские и немецкие корни, а такие понятия как благотворительность, миссия, культура, взаимопонимание и уважение, увы, в настоящее время ставшие для многих лишь книжными терминами, определили для него однажды правильный вектор движения. И Константин с интересом рассказал нам не только об общих принципах и идеях Фонда «Диалог культур», но и о своём будущем проекте в рамках ЭТНОМИРА, посвященном Германии, работа над которым является для него сегодня основополагающей.

Телефонный звонок раздался внезапно, когда студент Белградской академии физической культуры и спорта Гойко Митич собирался отправиться на запланированную лыжную прогулку. Его распорядок обязательно включал в себя ежедневные тренировки, и сейчас он стоял с лыжами в руках у открытой двери, размышляя, стоит ли поднимать трубку. В тот момент, когда он все же решил поинтересоваться, кто его беспокоит, Гойко еще не знал, что теперь  навсегда расстанется со свистком и спортивным костюмом учителя физкультуры и, на долгие годы примерив индейскую куртку из оленьей кожи, для миллионов зрителей станет примером героя, выбравшего тернистый путь борьбы за мир и справедливость.

Так начиналась большая жизненная дорога человека, никогда и не мечтавшего быть актером, но Судьба пришла к нему сама. Известный режиссер Йозеф Мах, посмотрев немецко-югославские фильмы по романам Карла Мая, разглядел в молодом статисте с красивой мускулистой фигурой и правильными индейскими чертами лица своего вождя племени дакота Токей-Ито. «Сыновья Большой Медведицы» (1966) стали первой картиной из серии 12 восточногерманских истернов (в западной терминологии - «красный вестерн»), которые, имея ошеломляющий успех, последовали один за другим...

Андрей Владимирович ГнездиловВ гостях у нашего журнала Андрей Владимирович Гнездилов — петербургский врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), председатель Ассоциации онкопсихологов России, создатель первого в России хосписа. Еще Андрей Викторович — писатель-сказочник, известный под псевдонимом «Доктор Балу». Правда, его сказки имеют одну особенность: они написаны для смертельно больных людей.

Интервью с доктором физ-мат. наук Семеном Ароновичем Пустильником.


Семену Ароновичу и его младшему брату Льву Ароновичу очень повезло. Их семья переехала в Алма-Ату именно тем летом, когда они успешно прошли олимпиаду и поступили в физмат-школу при Новосибирском университете. Тем же летом в Алма-Ату приехал их дядя, астрофизик, молодой доктор наук, который брал мальчиков с собой на космостанцию на высоте 3000 метров и много рассказывал про Вселенную, про космические лучи и только что открытые квазары. Рассказывал с таким энтузиазмом, что Семен и Лев, окончив школу и поступив на физфак Новосибирского университета, уже знали, чем хотят заниматься. После университета они уехали стажерами на Кавказ в еще строившуюся Зеленчукскую обсерваторию, лишь бы рядом с небом.

Что позволяет сформировать ценностный «стержень» в человеке? С какими философскими понятиями можно отождествить его? Как его сохранить в течение всей жизни?

Основная проблема здесь состоит в том, чтобы приобрести «стержень»; потом, конечно, можно его утратить, если падать и не иметь сил подняться (но я бы сказал, если падать морально). Прежде всего стержень теряется, если человек предает самого себя.
Стержень — это позвоночник человеческой души, то, что позволяет нам быть вертикальными; это центрирующая ось, собирающая воедино все наше существо, всю нашу жизнь; это то, что придает душе форму. Если нет стержня, душа не имеет формы, а не имея формы, она рассыпается, приспосабливаясь к миру.

Виктор ФранклВ этом году исполнилось 110 лет со дня рождения всемирно известного австрийского гуманиста, психолога, философа и психиатра Виктора  Франкла (1905–1997), основателя логотерапии.

История логотерапии восходит к 30-м годам XX века. Отталкиваясь от таких направлений, как психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера, Франкл разработал основы нового оригинального подхода. Логотерапия, иногда ещe называемая «третьей венской психотерапевтической школой», сегодня представляет собой признанную на международном уровне и активно развивающуюся область психологии. Логотерапия (букв. «исцеление смыслом») основана на идее о том, что стремление к  смыслу является основной движущей силой человека. Согласно логотерапии, человек призван, реализуя свои свободу и ответственность, сделать лучшее возможное из самого себя и окружающего мира посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации.

Франкл предупреждал: «Мир находится в плохом состоянии и будет становиться хуже до тех пор, пока каждый из нас не сделает то лучшее, что он может сделать».

30–31 мая 2015 года в Москве состоялась международная конференция «Человек в поисках смысла», организованная  Московским институтом психоанализа, Институтом Виктора Франкла в Вене, Профессиональной гильдией психологов и Австрийским культурным форумом. В рамках конференции состоялось торжественное открытие мемориальной комнаты Виктора Франкла в Московском институте психоанализа.

Во время конференции с помощью Светланы Штукаревой, председателя координационного совета Профессиональной гильдии психологов, нашему журналу удалось взять интервью у профессора Дэвида Гуттманна.

Владимир Чеберяк в роли Махатмы ГандиВладимир Чеберяк — ведущий солист Екатеринбургского театра оперы и балета, дипломант международных конкурсов, дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска», исполнитель партии «Ганди» в опере «Сатьяграха».

Что такое опера «Сатьяграха» для вас? Как вы ее понимаете?

В наше время она особенно актуальна. Взять хотя бы то, что сейчас творится на Украине. Я сам с Украины, и для меня еще и в этом смысле «Сантьяграха» имеет особое значение. Среди всех моих ролей Ганди — это пик. Сама судьба меня привела, чтобы я участвовал в этой постановке. Поэтому я считаю, что я счастливый человек в творчестве. Я благодарен Богу, что оказался здесь, в этой постановке.

На Урале успешно проходит первая в России интерактивная выставка «Искусство путешествий» (этот проект вошел в число победителей Х грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»). Началась она в Екатеринбурге и постепенно завоевывает все новые города. Выставка создана по модели активного участия — большинство экспонатов и историй путешествий принесли жители города. Несколько залов выставки дают возможность совершить настоящее путешествие: определить куда, наметить маршрут, понять, что взять с собой, вдохновиться примерами путешественников, познакомиться с тем, как проходили путешествия в прошлом. Каждый выходит из музея с твердым намерением отправиться в путь.

Нам очень понравилась выставка «Искусство путешествий», и мы решили встретиться с куратором этого проекта Сергеем Каменским — кандидатом культурологии, доцентом кафедр социально-культурного сервиса и туризма Уральского федерального университета и Гуманитарного университета — и поговорить о путешествиях, об их смысле.

В предгорьях Кавказа, в Республике Адыгея, есть поселок Каменномостский. Полторы сотни лет назад он назывался Хаджох и был знаменит красивым природным каменным мостом через реку Белую, прорывавшуюся в этих местах через каменную теснину. А вот 3–4 тысячи лет назад поселка здесь еще не было, а в округе было сосредоточено более полутора тысяч дольменов — уникальных мегалитических сооружений.

Сегодня большая их часть разрушена, некоторые восстановлены, а значительное число ждет исследования и реконструкции. Возле одного из восстановленных дольменов — он называется Хаджох-1 — расположен местный музей, где судьба неожиданно свела нас с очень интересным человеком.

Припарковав автомобиль, мы начали искать, как пройти к дольмену. Вокруг не было ни души, и тут из здания музея навстречу нам вышел сухощавый энергичный мужчина. Приветливо поинтересовался:
— Вы к нам?
— А вы кто?
— Я начальник.
— Ну, если начальник, тогда точно к вам.
Так мы познакомились с Игорем Петровичем Огаем, руководителем отделения Русского географического общества в Адыгее и директором музея «Сад камней». Он увлек нас в свой музей, заговорил, заинтриговал рассказами о дольменах до такой степени, что мы отложили другие дела и сели пить чай и разговаривать. Как выяснилось, о дольменах он знает все или почти все, относится к ним с большим уважением и является горячим поборником идеи восстановления дольменов на территории Адыгеи и создания своего рода «парка мегалитов».