Вот они — стоят рядом на полках: Иван Грозный и Ярослав Мудрый, Тамерлан и герой гражданской войны Александр Пархоменко, безымянная афганская принцесса и славянка из Звенигорода... Именно эти скульптурные портреты казались нам самым живым и достоверным в довольно скучных учебниках истории, посреди схем и дат.
Мы находимся в лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Когда-то эту лабораторию создал Михаил Михайлович Герасимов. Сегодня ею руководит к.и.н. Татьяна Сергеевна Балуева.

Четыре года в недрах Московского архитектурного института (МАРХИ), а точнее, прямо в подвале центрального корпуса, ведутся археологические раскопки каменных палат времен Анны Иоанновны (начала XVIII в.). Каменные строения тех лет в Москве сами по себе редкость, а это особенно интересно тем, что его архитектор, Петр Михайлович Еропкин, — один из первых зодчих России, получивший профессиональное образование в Европе. Теперь студенты Архитектурного могут знакомиться с произведением мастера не выходя из здания альма матер.
Мне посчастливилось увидеть этот уникальный раскоп, услышать об истории старинного дома на Рождественке и о том, как до нее докопались, как говорится, «из первых уст». Моими гидами и собеседниками были две замечательные дамы: Лариса Ивановна Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ (благодаря ее интуиции, энтузиазму и упорству осуществилась эта находка), и Анастасия Георгиевна Борис, ведущий научный сотрудник музея.

Наши собеседники в разговоре о грибах — молодые ученые Екатерина и Вера Малышевы. Сестры-близнецы, они в свое время выбрали одну и ту же специальность — микологию, науку, занимающуюся грибами. Сейчас они учатся в аспирантуре Санкт-Петербургского государственного университета. А встретили мы их в Жигулевском заповеднике, где уже второй год они занимаются изучением грибов Самарской области. Собран огромный материал, результаты работ опубликованы в научных статьях и представлены на фотовыставках. В этом году Екатерина и Вера как молодые талантливые ученые стали лауреатами премии им. И.И. Спрыгина, которая присуждается за работу в области заповедного дела.

Продолжая разговор о причерноморских скифах, начатый в прошлом номере нашего журнала, доктор исторических наук профессор Валерий Иванович Гуляев рассказывает о легендарных амазонках.

Вот уже более двадцати веков передается из поколения в поколение чудесная легенда об амазонках — прекрасных женщинах-воительницах, живших по весьма странным обычаям. До недавних пор считалось, что это просто вымысел, миф, сказка. Но новые археологические открытия на территории России и Украины постепенно превращают эту древнюю сказку в быль.

Многим интересующимся Древней Америкой В.И. Гуляев знаком как автор книг о культуре майя. Но, оказывается, за плечами у Валерия Ивановича еще и 12 лет раскопок на территории Ирака, где изучались ранние дошумерские культуры Месопотамии VII–IV тысячелетий до н.э. Сейчас он вернулся к своей самой любимой в археологии теме — скифам.
Вот уже несколько лет доктор исторических наук профессор Валерий Иванович Гуляев руководит раскопками скифских курганов в Воронежской области, по среднему течению Дона.

Доктор исторических наук М.Ф. Косарев археологом стал случайно — как-то в молодые годы он, коренной сибиряк, попал в экспедицию. После этого жизнь его изменилась. Одна часть ее проходила в Москве — диссертации, работа кабинетного ученого, библиотеки. Другая — экспедиции, долгие месяцы в глухой тайге, северной тундре, в болотах. На всю жизнь его любовью осталась Сибирь, ее история, обычаи, верования. Весь этот мир для Михаила Федоровича, которому в этом году исполнилось 70 лет, знаком и близок не в теории, а через реальный опыт соприкосновения с традициями многих народов. Михаил Федорович является знатоком всей культуры языческой Сибири, и наша встреча посвящена сибирским шаманам.

Когда она поступала в медицинский, с ней разговаривали как с умалишенной: мол, девочка, все пройдет, какой из женщины травматолог! Сейчас Елена Алексеевна Литвина — заведующая отделением сочетанной травмы Первой Градской.

Когда попадаешь в 10 травматологическое отделение Первой Градской, первое, что удивляет, это чистота и приветливость людей в белых халатах и голубых костюмах. И слова благодарности. Они раздаются прямо в лифте, если кто-нибудь из врачей поднимается в отделение вместе с родственниками пациентов.

Людей порой бывает трудно понять. Вот, например, никто так и не ответил на вопрос, зачем альпинисты ходят в горы, а они продолжают подниматься на вершины. Человек, о котором пойдет речь, не просто ходит в горы — помимо этого он еще очищает их от мусора. И не просто горы, а высочайшую вершину мира — Эверест. Знакомьтесь: Олег Константинович Федоров, мастер спорта по альпинизму, председатель Комиссии по экологии гор при Федерации альпинизма России и Евроазиатской ассоциации альпинистов.

Все началось в 1993 году, когда в Федерацию альпинизма России пришло письмо из Королевства Непал из общественного фонда «Пазанг Ламу Шерпа» с просьбой о помощи. Бить в колокола заставила экологическая обстановка на склонах высочайшей вершины планеты — Эвереста (8848 м). По оценкам непальцев, только на одном, самом популярном, маршруте восхождения на Эверест скопилось к этому времени несколько тонн мусора, отходов бивачного снаряжения, пустых кислородных баллонов, упаковочной тары. Оставались на горе и тела альпинистов, погибших при попытке взойти на вершину.

Интервью с народной артисткой СССР, лауреатом Российской премии  им. Глинки, профессором, руководителем Академического русского народного Северного хора Н.К. Мешко.

Кто любит — тот любим,
Кто светел — тот и свят...

Как часто в жизни мы вспоминаем нашего первого учителя, подарившего нам важное слово, сказанное в самый нужный момент, взгляд, говорящий о том, что ты не одинок, сердце, наполненное любовью. У кого-то такой учитель встречается в семь лет, когда он впервые приходит в школу, у кого-то в старших классах... А у меня такая встреча произошла довольно поздно, когда я училась в институте, хотя поздно или рано — это, наверное, неважно. Главное, что это произошло.

Первая наша встреча состоялась три года назад. Я попал на удивительную выставку Владимира Лагранжа. Его фотографии захватывают тебя с первых же кадров, а когда выходишь из зала, создается впечатление, что ты окунулся в удивительный мир красоты природы.

• Владимир, что изменилось в фотографии за те годы, что Вы держите в руках камеру?

По сравнению с тем, когда мы начинали, техника фотографии сделала рывок совершенно фантастический. В те времена даже думать об этом было невозможно. Я еще тогда мечтал — это было в середине 70-х годов: была бы создана камера с маленьким экранчиком, чтобы можно было посмотреть, так снял или нет, хотя бы приблизительно... А сейчас это обычно. Сейчас полностью сбылось все, о чем я тогда фантазировал.