Чуть более 10 лет назад, во время операции «Буря в пустыне» в Ираке перестал существовать самый знаменитый город древности – Вавилон. Тогда же мародерами был разграблен музей искусства Двуречья в Багдаде и многие культурные ценности исчезли безвозвратно. Увы, сегодня мы имеем немало подобных примеров разрушения. Однако со времен сожжения храма Артемиды в Эфесе история знает не только геростратов, но и людей, осознающих ценность культуры и пытающихся сохранить ее наследие от уничтожения.

1. Эпоха Возрождения: история одной мечты

Эпоха возрождения, - это был не просто один из многочисленных периодов истории. Это был своеобразный исторический феномен, один из тех потрясающих моментов в истории мировой культуры, когда происходят глобальные, коренные перемены, затрагивающие в первую очередь сознание человека, и его видение мира.
Семь веков после падения Рима, после продолжительного и “мрачного” средневековья, наступает сравнительно короткий но удивительный период, великая эпоха, в которой рождается и творит целая плеяда (созвездие) гениальных и великих людей. В течение сравнительно короткого времени, происходит глобальное и уникальное в своем роде, переосмысление в идеях и мировоззрении, создаются гениальные модели бытия и бессмертные творения, опередившие свою эпоху и повернувшие сознание людей на много столетий вперед.

Мы нередко пытаемся заглянуть в будущее, гадаем, каким оно будет. И часто не замечаем, что это будущее живет рядом с нами уже сейчас, не замечаем его элементов среди того, что нас окружает. Что же из будущего сегодня рядом с нами?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем, конечно, обратиться к ученым, которые расскажут нам о том, какие новые и интересные технологии сейчас разрабатываются, какие научные открытия могут быть сделаны в недалеком будущем и как они изменят нашу жизнь. Но нам намного интереснее узнать, какими будут люди будущего, что будет происходить с ними, ведь, в сущности, будущее будет таким, какими будут люди, особенно будущее отдаленное. Крайне сложно предугадать, какой будет материальная жизнь через несколько столетий, какими технологиями будет пользоваться человечество, но даже по ушедшему XX веку видно, что человек все меньше и меньше зависит от определенных технологий и все больше и больше высвобождает время и силы для чего-то другого. Нас уже не заботит, как обогреть свой дом, нам не важно, каким образом получается электричество, которым мы пользуемся, из каких материалов изготовлены те или иные вещи. Мы пользуемся десятками полезных приборов и устройств, не вникая в то, как они устроены и по какому принципу действуют. Главное, что все это есть, и позволяет нам не тратить силы на элементарную борьбу за выживание, уменьшая нашу зависимость от окружающей среды. Но на что же мы тратим освободившееся время и силы? Это – тот ключевой вопрос, ответ на который может показать нам, куда мы идем и каким будет наше будущее.

Эх, и умел же раньше народ веселиться! Гулять так гулять, и никто не усидит дома, когда шумит широкая масленица или в разгаре святочная потеха! И вот идут по домам ряженые: «медведь» с «козой» да «журавлем», а с ними «черти», «баба-яга»... Шутки, пляски, смех без конца:
Медведь пыхтун
По реке плывет,
Кому пыхнет во двор,
Тому зять в терем...
А вот праздничная ярмарка – отчаянно верещит петрушка, зазывая зевак в свой балаган, гудят дудки, кричат разносчики, у каруселей толпится народ...
Здесь мы с вами, уважаемый читатель, не то снисходительно улыбаемся, не то морщимся: фи, простонародные забавы, нехитрые затеи, грубоватые, а то и вовсе грубые шутки. О своем «позорном прошлом» даже вспоминать неловко. Мы-то люди современные, интеллигентные, не так отмечаем праздники.

Когда подходит к концу какой-либо цикл, мы склонны размышлять о пройденном этапе и делать выводы, используя возможность обрести новый опыт на основании того хорошего или плохого, что было нами пережито.
В целом, этот век был веком великих мечтаний и попыток их осуществить и одновременно веком великих провалов. Конечно, были и удачи, но по большей части человечество было ослеплено своими проблемами и конфликтами.

Когда мы приезжаем в незнакомый город, нас встречает шумный аэропорт, суматошный вокзал или просто автобусная станция. Первым делом мы устремляемся в центр, ведь там, как правило, сконцентрированы основные городские достопримечательности. Деловито бегаем по улицам, сверяясь с путеводителем или слушая пояснения экскурсовода, спешим, пытаясь охватить все, и уезжаем довольные: вот и познакомились с очередным новым городом.
Но состоялась ли встреча с ним? Ведь душа города так просто не открывается.

Посмотрите направо, посмотрите налево… Перед вами картина того-то и того-то, скульптура того-то… Сколько раз мы все это слышали за свою жизнь ? У вас никогда не возникало вопроса: вот Венера Милосская – что, такие дамы ходили по улицам Древней Греции? Или образы фараонов – такими они и были внешне? А вот в средние века люди вдруг стали такими, как скульптуры на фасадах соборов? Неужто и в Возрождение наступила эпоха, когда что ни дама, то как Джоконда? Однако какие разные, противоречивые образы…

Много женских имен стали знаменитыми. Одни из них обозначают целые эпохи, другие нашли свое место в истории благодаря подвигам и достоинствам их обладательниц. Но есть и имена-загадки, имена-вдохновение, символизирующие для нас нечто прекрасное, неповторимое. Среди них - имя Семирамиды.
"Висячие сады Семирамиды" - одно из чудес света, о котором, к сожалению, осталось очень немного сведений. Это свидетельства девних греков: Диодора Сицилийского, Страбона и Геродота. Но даже они иногда противоречат друг другу. Возможно, висячих садов было несколько, но основными считаются сады при Южном дворце царя Вавилона Навуходоносора II, построенные более чем 2,5 тысячи лет назад на берегу Евфрата.
Кто же такая Семирамида и почему в ее честь названо одно из чудес света? Оказывается, история создания садов не связана с ней самой: они были построены спустя два века после ее смерти.

Знаете ли вы, где во времена царя Алексея Михайловича находилось первое в Московском государстве научное общество, или Дом Мудрости, как его называли в народе, где переводились книги, составлялись словари, велись астрономические наблюдения за движением светил, писались философские трактаты?

“И это все пройдет...” Древняя мудрость неумолима. Все, что когда-то стало, свершилось, осуществилось: культуры, цивилизации, расы, языки, — пройдет.
Все проходит, даже звездные миры. Картины ночного небесного свода, которые видим сегодня мы, совсем иные по сравнению с теми, которые изучали древние астрономы Вавилона и Фив.
Тезис о бренности мира нередко порождает у нынешнего человека простую философию: “после нас хоть потоп”. Все пройдет и рассеется, как прах. Значит, все дозволено — “здесь и сейчас”. Люди живут одним днем — призрачным, зыбким, ускользающим. Современное существование, оторванное от корней, существование без памяти, часто лишено не только прошлого, но и будущего. Есть только дурно понятое “настоящее”. Может быть, в этом кроется одна из причин того, что люди так разобщены и одиноки, причина бесплодия нашего времени.