Гагаку, в переводе с японского «изящная музыка», — это классическая придворная музыка Японии, которая сопровождала дворцовые церемонии и священные ритуалы в храмах.
Она попала в Японию из Китая, через Юго-Восточную Азию, вобрав в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, Монголии, Восточного Туркестана, а также Корейских царств. Ее создателем принято считать Конфуция — он полагал, что музыка, идеальная, изящная, воплощающая вечную космическую гармонию, легко проникающая в человеческое сознание, должна воспитывать людей и общество. Он воссоздал древнюю музыку золотого века — я-юэ, в японском прочтении — гагаку, противопоставив ее низкой и вульгарной музыке, что была популярна в то время.
То, чему положил начало Конфуций, оформилось лишь спустя столетия. Принципы я-юэ были выведены на основании «Книги Перемен», учении о силах инь и ян и о пяти стихиях. В основу звукоряда положен числовой ряд из 12 месяцев года, в нем четные и нечетные числа соотносятся как 2 к 3, а нечетные и четные как 3 к 4. Эти соотношения позволили создать ряд кварт и квинт, символизировавших инь и ян. Из звукоряда были выделены пять звуков (по числу стихий), чередование которых выражало главный принцип «Книги Перемен»: «То инь, то ян — это и зовется Путем».


В конце VII века в Японии было создано специальное дворцовое управление Гагаку-рё — оно ведало музыкальным сопровождением придворных и религиозных церемоний, а также штатом музыкантов, в который входили учителя музыки, пения, танцев и их ученики.
Своего расцвета искусство гагаку достигло в эпоху Хэйан, более тысячи лет назад. В то время стали появляться композиторы, сочинявшие эту «изящную музыку», и целые династии профессиональных исполнителей. Их прямые потомки и сегодня, спустя 1300 лет, исполняют гагаку в императорском дворце.
По велению императора Ниммё знаменитые музыканты того времени провели реформу гагаку и создали каноническую модель японской музыки.
Существует несколько жанров гагаку. Кангэн — это инструментальная музыка. Ансамбль, исполняющий кангэн, обычно состоит из 16–19 музыкантов. Здесь главная мелодическая тема принадлежит духовым инструментам, а не струнным, как в западной музыке. Бугаку — это танцы и музыка. В ней большое внимание уделяется символике цвета костюма и маски, а также символике жестов. Именно этот жанр стал прообразом знаменитых театров но и кабуки. Каё — это песни и стихи, исполняемые под музыку.
Очень необычны в гагаку и инструменты. Ведущими в ней являются духовые. Это миниатюрный губной орган сё, состоящий из 17 соединенных бамбуковых труб, звук его поражает своей глубиной и кажется неземным. На сё можно сыграть одну ноту или аккорд из пяти-шести звуков. Это также маленький инструмент хитирики, по звучанию напоминающий гобой. В длину он всего 18 см, но у него очень громкий пронзительный звук. И еще бамбуковая флейта рютэки, на которой исполняется основная мелодия. К струнным относятся 13-струнная японская цитра со — довольно большой инструмент, корпус которого сделан из павлонии, а струны шелковые. И лютня бива китайского происхождения, играют на ней при помощи самшитового плектра. А маленький, 15 см в диаметре, барабанчик коко, большой, до 2 м в диаметре, барабан тайко и бронзовый гонг сёко, на котором играют двумя палочками с роговыми наконечниками, — это ударные.
В конце XII века с началом эпохи Камакура, когда к власти пришли военные, и угасанием класса аристократии развитие гагаку прекратилось, а весь репертуар был канонизирован.
Гагаку — это мистическое действие, ритуал, в котором тесно переплетены музыка, слово и движение. В ней все имеет значение. Как истинно сакральная музыка она влияет на каждый план человека, благотворно воздействует в том числе и на физическое тело — каждая нота в ней соответствует определенному органу и гармонизирует его.
Музыка, которую мы слышим сегодня, звучит так же, как звучала много веков назад. Ее неземные, чарующие звуки уносят нас в древние времена утонченной придворной жизни, позволяя прикоснуться к непостижимой душе Японии.

You have no rights to post comments