Вильгельм Эрнст Вендерс родился в августе 1945 года (неделю спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки) в Германии, в Дюссельдорфе. И первые воспоминания Вима (именно так хотел назвать его отец) о детстве были связаны с руинами: «Горы развалин, печные трубы, направленные в небо, как указующий перст. Трамвай, который едет по холмам из развалин...»

Он мечтал стать архитектором, священником, художником. Учился на врача, потом на философа и стал... режиссером. «Кем бы я ни стал, я не был бы полностью доволен, поэтому я режиссер, чтобы иметь возможность заниматься всем сразу».

«Мне нравится такое кино, которое трогает, задевает и надолго остается в голове и в сердце. Фильм хорош, если он продолжает свое существование в воображении зрителя. Вообще все, что делается — в кино в том числе, — должно делаться с любовью. Без любви все бесполезно, все пустое». Вим Вендерс

Road Movies («дорожные фильмы») — под таким общим титром вышли многие фильмы Вима Вендерса. Это не только название компании, созданной им в 1976 году, но и устоявшийся кинематограф

Героический жанр: герой выходит-выезжает-улетает из одного места и направляется в другое, иногда сам еще не подозревая какое. Важен не способ передвижения и даже не цель пути. Важно то, каким станет герой в конце, что переживет и поймет, насколько изменится.

Герои Вима Вендерса самые разные. Это журналисты, писатели, актеры и режиссеры, даже... ангелы (в фильмах «Небо над Берлином» и «Так далеко, так близко», более известного как «Небо над Берлином-2»). И большинство героев приходят к самым простым, но самым главным осознаниям. Так, стареющий, проведший всю жизнь на съемочной площадке актер (фильм «Входите без стука») на склоне жизненного пути обретает семью, хотя она всегда была где-то рядом. В фильме «Лиссабонская история» звукорежиссер едет к своему другу, чтобы помочь в съемках фильма, а помогает ему разобраться в том, где граница между реальностью и иллюзиями.

Герой фильма «Ложное движение», снятого как трактовка произведения Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», пускается в странствие вообще для того, чтобы научиться задавать вопросы, понимать других людей и себя самого.

Особое место в фильмах Вима Вендерса занимает музыка. Она не просто служит оформлением — когда звучит музыка, замирает действие. Мы ждем вместе с героем последних аккордов, слушаем и сопереживаем. Благодаря фильмам Вендерса стали широко известны, например, Ник Кейв, Лу Рид и португальская команда «Мадредеус». А лидер группы «U2» Боно стал не только одним из композиторов «Отеля „Миллион долларов“», но и автором идеи фильма.

Не только герои Вендерса путешественники. Его самого смело можно назвать человеком мира. Вышло уже несколько документальных лент, в которых режиссер раскрывает свое отношение к городам, а через них и к их людям. Фильм «Токио-Га», например, — это не признание в любви к великой древней столице. Это встреча с местом, где смешиваются древняя традиция и современный абсурд. Местом, которое подарило миру одну из ключевых фигур мирового кинематографа — Ясудзиро Одзу. Человека, на чьих фильмах учились Андрей Тарковский, Джим Джармуш и сам Вим Вендерс.

кадр из фильма "Небо над Берлином"

Кадр из фильма "Небо над Берлином"

Отдельной страницей его творчества стали фильмы «Небо над Берлином» и «Так далеко, так близко». Это, скорее, притчи о жизни и смерти, о добре и зле, о вечных вопросах. Режиссер рассказывал, что над первым фильмом он работал без сценария, как над поэмой. Фильм был построен на инстинкте и изначально не имел сюжета. Завораживает масштаб и глубина еще не открытого и не познанного нами, соседство мира невидимого.

Вим Вендерс не только сам создает ленты, но и объединяет в творческие проекты современных киноклассиков. «На 10 минут старше» родился под влиянием и вдохновением одноименного фильма Герца Франка, в котором в течение 10 минут мы видим только лицо ребенка, смотрящего спектакль. За 10 минут маленький человек становится старше, пусть совсем немного, но это уже другой человек. В проекте для каждого режиссера история и жанр были свободными, оставалась единой только линия взросления, трансформации. Именно это важнее всего для Вима Вендерса: что человек переживает, прежде чем становится другим, более опытным и мудрым.

В мае 2008 года на Каннском фестивале режиссер представил свой новый фильм «Съемки в Палермо». Это история о фотографе, ставшем знаменитым и востребованным как журналами, так и выставочными залами. Но при всем кажущемся изобилии в творчестве в его душе — зияющая пустота. И, как во всех историях Вендерса, герой отправляется в дорогу. На этот раз в Палермо — навстречу тяжелейшим испытаниям, любви и Судьбе.

Вендерс мечтатель и романтик, но и жесткий реалист. Его называют сказочником и мудрецом, но и культовым эстетом. Как бы то ни было, для него в первую очередь важны зрители. Может, поэтому после каждого фильма остается щемящее чувство: зацепило...

«Кино может изменить людей. Фильмы остаются в человеке и формируют его мировоззрение, их нельзя выбросить из головы, из души. Вот и я, как захватчик, хочу захватить людские умы: вложить в головы зрителей некие идеи, образы, которые, я надеюсь, помогут им точнее увидеть мир и их собственную жизнь. Мои картины не содержат посланий. Только одно: каждый человек волен изменить свою судьбу. Это и есть мое кредо».

You have no rights to post comments