22 апреля исполнилось 296 лет со дня рождения Иммануила Канта. Существует мнение (и я с этим согласен), что всё огромное здание философии покоится на двух «китах»: теории идей Платона и теории познания Канта. Их разделяет более 2000 лет. Но что такое пространство и время? Всего лишь свойства феноменального (чувственного мира), как считал Кант.

Человек же с помощью разума способен пребывать и в ином, ноуменальном мире, где этих ограничений не существует. Может быть, поэтому он так не хотел уезжать из своего любимого Кенигсберга? Притом, что его познания и в географии, и в многих других областях науки, искусства, быта и традиций народов поражали современников. Он был превосходным оратором и интереснейшим собеседником.

«Маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный...», — так писал о встрече с «кенигсбергским затворником» Карамзин. Природа не одарила Канта отменным здоровьем, всю жизнь ему приходилось прилагать большие усилия для его поддержания. Диететикой Кант называет искусство предотвращать болезни. Терапевтика — искусство их лечить. Никогда не обращался к врачам и мог с помощью воли и разума останавливать подступающие болезни. С годами он выработал целую систему.

Вот некоторые советы от Канта:

  1. Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде. Комната, в которой он работал, никогда не отапливалась.
  2. Меньше спать. «Постель — гнездо заболеваний». Вставал он в 5 часов утра, а ложился спать в 10 вечера.
  3. Больше двигаться: самому себя обслуживать, гулять в любую погоду. Ежедневная прогулка Канта в одно и то же время, по одному и тому же маршруту была достопримечательностью города.
  4. Есть один раз в день. Утром только пил чай. Но очень плотно и долго обедал. Всегда с удовольствием. Никогда не ужинал.
  5. Вредно за едой напряженно думать или читать. Никогда не обедал один, только в кругу друзей, так как считал, что дружеская беседа за обедом весьма способствует хорошему усвоению пищи. Сам же и был при этом главным рассказчиком.
  6. Дышать носом, плотно сдвинув губы. Правильное дыхание спасает от простуд, способствует хорошему сну и даже отгоняет жажду.
  7. И, наконец, занятие философией. Это великолепное духовное средство для преодоления разного рода недомоганий, своего рода «стимулятор настроения». Философия отвлекает от внешних обстоятельств, порождает духовную силу, которая восполняет наступающую с возрастом телесную немощь.

Это, конечно же, не догмы. «У каждого есть свой собственный способ быть здоровым, отступать от которого нельзя, не подвергая себя опасности», — утверждает философ в одном из писем.

Да, Кант заботился о своем здоровье, но эта забота была необходима лишь для того, чтобы всегда быть в форме, достойно исполнять свой долг.

Что же такое этот самый долг? Моральный закон, который ни в коем случае не принуждение, а, наоборот, подлинная свобода. Природа его для нас непостижима, но мы чувствуем его проявление каждый день. И узнаем мы его благодаря разуму. В мире явлений властвует необходимость, ограничивающая человека, но человек совершенно свободен пользоваться своим разумом. Вот только для этого нужно стать совершеннолетним, то есть вырасти.

Несовершеннолетние нуждаются во внешнем руководстве. И хотя по природе большая часть людей давно достигла совершеннолетия, им не хватает мужества и решительности освободиться от множества алчных опекунов, пользоваться разумом, принять на себя ответственность за свои поступки. Гораздо удобнее оставаться «маленькими». Здесь не помогут никакие революции, никакие реформы. Свободы человек достигает только через самовоспитание. Фраза «Sapere aude!» Лукреция становится девизом Канта: «Имей мужество использовать собственный разум»!

Тогда и долг, исполняемый осознанно и свободно, превращается в точную формулу: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». В этом смысле и любовь к другим людям тоже является долгом.

Канта критиковали, им восхищались, над ним смеялись. Его черты угадываются в образе Фауста. Гёте с величайшим пиететом относился к Канту. Он стал родоначальником немецкой классической философии. Его книги вдохновляли поэтов и писателей серебряного века России.

Взор убегает вдаль весной:
Лазоревые там высоты...
Но «Критики» передо мной
Их кожаные переплеты...
Вдали иного бытия
Звездоочитые убранства...
И, вздрогнув, вспоминаю я
Об иллюзорности пространства.
(А. Белый)

Кант прожил долгую, интересную, творчески насыщенную жизнь. И продолжал работать, несмотря на постепенное увядание. Работа была для него самым большим наслаждением в жизни. Он умер, до конца исполнив свой Долг.

Не умствуй о любви.
Какой в том толк?
Живи. Хоть миг живи.
Жить это долг.
(«Фауст» пер.Б. Пастернака)