Так часто мы слышим в нашей жизни слова «сад», «парк». При этом от каждого рождается свой образ и свое понимание. Для кого-то сад — это воспоминание о прогулках в Александровском саду, для кого-то — лавочка рядом с деревом, которое росло на его глазах и было его современником, а для кого-то — это реальный сад на даче и т. д. Действительно, столкновения с этими понятиями не так уж и редко, но объединяют все воспоминания в одно — это место, где ты можешь просто побыть с собой наедине, вдохнуть глоток воздуха не только «атмосферного», но и «душевного». В жизни, какая бы она ни была, быстрая или медленная, человек часто испытывает потребность в остановках, в поисках гармонии. И где, как ни у природы искать этого. С древних времен, например, с Древнего Египта и заканчивая сегодняшним днем, человек создает сады, идет на трудности, связанные с осушением и орошением местности, заботится о каждом деревце или цветке. Для чего же это все, зачем?


Конечно, один из ответов уже прозвучал выше — чтобы было место отдохновения для души человека, но есть и еще несколько не менее важных причин. Каждый парк или сад имел в основе своей символ — символ времени, правителя, мировоззрения, связи со вселенной. Один из примеров может служить парк Версаля, где если даже посмотреть на план сада не просто так, а зная, что Людовик XIV нарекался «король-солнце», то аллеи, расходящиеся от центра дворца, становятся символами солнечных лучей и т. д. Вплоть до того, что каждое дерево или группы те имели свое значение. К сожалению, в наше время мы меньше придаем значения изучению символов, и для нас это просто «удивительно красиво». Создать сад — это не просто искусство знание, какое дерево сочетается с другим, а, скорее, как одно искусство всегда стремиться к другим искусством в разных областях: поэзии, музыке, живописи, архитектуре, математике… Ведь одно не может существовать без другого, т. к. законы вселенной едины для них. Сейчас нам сложно представить, как жил парк во времена создания, что там играла музыка, поэты читали произведения, навеянные им окружением гармонии, у художников рождались идеи будущих картин, что каждый момент времени сад ожидал и жил только для них — тех, кто пришел на встречу с ним.
Каждый сад, будь он «регулярный» или «пейзажный» был индивидуален и непредсказуем, всегда скрывал в себе загадку и множество ответов во всем: в запахах цветов, отдающих аромат по-другому, пока они не срезаны. В цветовых гаммах и сочетаниях… деревьев, в пении птиц и во многом другом, в чем вам удастся увидеть и услышать душу и голос природы.
Почему так гармонично себя чувствуешь в таких местах? Наверное, потому что человек создававший сад обладал гармонией в сердце и своим языком общения с природой и пытался перевести для нас все, что нашептала ему Жизнь. Быть садовником означало быть человеком глубоко чувствующим, верующим и любящим. Это была своего рода миссия, жизнь садотворителя целиком принадлежала любви и создания сада. Редкий человек мог стать садовником, но если это был он, то вся жизнь была значимой и живущей одновременно и для природы и для человека. Только он планируя и начиная обустройство сада, видел, каким он будет через 10-50, сотни лет, видел радость от жизни в нем людей и переживал за каждое дерево в парке.
Сад создавался как отражением рая на земле с одной стороны, носитель символа времени, истории и мифологии и как огромное знание жизни разных деревьев, кустарников и цветов. С другой стороны, в любое время года и суток сад должен был жить, отдавая и радуя полностью. Поэтому такое большое значение передавалось подбору растений, их ароматам, плодам, эстетическому виду в «активной жизни» и «во сне». Создание не заключалось только в первоначальном импульсе начала планирования, посадок, это было делом жизни. Ежедневно «король»-садовник с несколькими подмастерьями выходил в сад и поправлял то или иное место, сажая или выкапывая растения, ища форму его эстетического вида, словно художник, видящий ошибку и вдохновленный этим, создающий новый живой образ; словно поэт, строки которого тянут как поток чистоты и вечного стремления к выражению красоты.
Сколь бы трудным это ни было, то искусство и по сей день не оставляет нас, видевших сад даже уже не в первозданном виде, равнодушными и такими, какие мы входили в него до. Да, мы привыкли к нему современному, и уже сложно представить, какой он был, но стоит вообразить и … музыка льется мелодично и тихо, самих музыкантов не видно, но стоит завернуть по этой аллее налево и, да вот они, играющие гимны природе; скользят по глади воды лодки; ароматы цветов, подхваченные ветром, разносятся по саду… Все живо как тогда, а мы дамы и рыцари, ищущие в саду гармонии, понимания красоты. Да, но оживить это в наших силах.
В наше время уже нет тех «королей»-садовников, но суть человека всегда стремится к одному, поэтому в современных терминах это — ландшафный дизайнер, архитектор, и даже мы на своем небольшом участке, создавая сад, являемся именно им.
Задумывались ли мы, сколько наших потомков будет жить наш сад, сколько наших потомков увидят его уже в полностью законченном виде. Так часто наш сад становится для нас только носителем плодов для заготовок и пищи физической, а во времена древней Руси плодовые культуры не были только грядками и огородами, к которым наш глаз относится только так, где с начала роста, в пору цветения, а время плодов, процесс постоянного движения, изменений.
Никогда  не поздно начать создавать такой сад, главное увидеть себя создателем и попробовать сделать шаги к этому. Первым будет шаг к пониманию себя — для чего, какова ваша мечта. Второй будет как приближение, отражение мечты. Этот шаг уже потребует более конкретных результатов. Образ должен приблизиться, пусть в стихотворной строке, но приблизиться. Начать лучше всего именно с описания образа (не думая о последствиях для себя), например, сад тенистый, зелень его закрывает от посторонних глаз мой мир, вокруг кружат птицы, бабочки, чуть не забыла — слышно журчание воды, краски сдержаны и благородны, цветы. Непременно цветы. Их немного, но самые любимые, а в центре — поляна, к ней ведет тропинка от самого порога моего дома, а там… там что-то должно быть, да, что-то, где будет самое мое главное место в саду, конечно же, как же, чуть не забыла о питании — зоны с овощами, ягодами, может, и правильно. Это не в центре, все ж не они же главные здесь, а я и т. д. Если с этим удастся определиться, то дальше следующий этап — планирование. Этап, связанный и с логикой и с чувствами. Нарисовав план участка, станет очевидней, что это не огромный парк, а небольшой участок. Но не стоит сразу отказываться от предыдущего образа, следует правильно отдать предпочтение одному, другому, третьему, завязать в одно и функцию и красоту. В этом может помочь небольшой совет — необязательно мыслить прямоугольными формами, разбивая их зоны, возможно, радиальные или кривые формы помогут в решении вопросов с площадью. Следующий этап — узнать как можно больше о тех растениях, которые станут спутниками и собеседниками в вашем саду: как они живут, их ритмы и особенности. Эстетический вид — представьте себе, как будет выглядеть сад через десять лет, для начала, что вырастает быстро, что медленней. * В саду всегда бывают доминантные деревья, основа сада * Не забывайте о ясности и высоте растений, их структурах. Пятый этап — один из самых сложных, начинайте жить вместе с этим садом, делайте шаг за шагом к той мечте, которая была первоначально. Ведь без этих шагов сад не может сказать вам все ваши вопросы. Попробуйте начать этот диалог, и уже сложно будет сказать, кто из друзей — вы или он был тем самым создателем.

You have no rights to post comments