Началось все это со сказки.
Зимнее утро. Нет солнца, но нет и снега. Холодно, неуютно, грустно. Центр города, а ни одного человека... Мы с ребятами решаем проверить, что было бы, если бы Маленький принц приземлился не в пустыне, а в центре большого города. Стоим, оглядываемся. Восемнадцать Маленьких принцев, чуть постарше того, из сказки.
Редким прохожим нет никакого дела до детей, листающих книжку. И даже если обратиться к ним с вопросом, могут не услышать, они заняты своими проблемами... Здесь, в городе, так много людей, все время что-то происходит, меняется, а на самом деле хуже, чем в пустыне. Ведь там Маленького принца умели слышать.


Отчаявшись понять, отчего это происходит, мы собрались в тесный кружок, чтобы было теплее, и читаем сказку Антуана де Сент-Экзюпери. О Маленьком принце, о Лисе, о Розе, об узах, связывающих разные существа, о таинственном слове «приручать»...
Приручать... Это слово всегда имело для нас простой смысл, а в сказке стало каким-то особенным. Мы с ребятами спорим, приводим примеры из своей жизни, и, наконец, договариваемся написать письма, в которых каждый мог бы порассуждать о том, что такое приручать. Ведь все понимают это по-своему...
Об этом не говорится на уроках. Постичь значение таких слов можно только самому, в общении, в жизни, пробуя и ошибаясь. В школьном расписании нет такого практического занятия - «Навыки приручения». Ты познаешь все сам, прислушиваясь к себе, наблюдая за другими, находя и теряя друзей.
А иногда кто-то и сам обращается к нам...
 «- Пожалуйста... приручи меня!
    Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
    -  Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпением, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, на траву, - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...»
Приручать... Мудрое слово. Оно заключает в себе многое: и любовь, и дружбу, и очень чуткое, осторожное отношение к другому. Интуитивно мы чувствуем, что приручение происходит очень-очень постепенно. И если ты хочешь кого-то или что-то узнать поближе, если хочешь, чтобы у тебя был друг - приручи его.
В тот день нам почему-то не хотелось расставаться. Мы немного приоткрылись сами и получили в подарок откровенность других. Но, главное, мы ждали писем от наших подростков. Некоторыми выдержками из них хотим поделиться и с вами.
«Что такое приручить? Это понятие больше относится к диким зверям. Дикого зверя приручить очень трудно. Нужна большая выдержка, много терпения. Если вы приручите, например, волка, вы будете его понимать, даже, можно сказать, с ним как-то разговаривать. Но если волку будет что-то угрожать и ему придется уйти, то сделать это для него уже будет очень сложно. Ведь вы стали друзьями».
 «Мне очень хочется иметь настоящего друга, для которого я была бы не просто человек со своими привычками, а человек с душой. Сложно найти человека, который никогда не предал бы тебя. Меня очень легко приручить, только мало людей, кто делал это искренне».
 «...это не обязательно надеть ошейник и выводить на прогулку. Это значит создать отдельный мир. Мир для того, кто приручил, и для того, кто приручен... И совсем не обязательно приручитель начальствует над прирученным: приручитель лишь в ответе за прирученного».
Конечно, самые сокровенные вещи охотнее доверяешь лучшему другу. Но что делать, если лучшего друга ты еще не встретил?
«Всегда должен быть человек, на которого можно положиться, но не у всех он есть. Даже родители не помогут, если нет друга. Лично для меня трудно поговорить с мамой или отцом как с другом. Сама не знаю, почему. Мне кажется, что они не поймут...»
Больше всего нам хотелось бы видеть в родителях друзей и мудрых советчиков. Как сильно мы порой нуждаемся в их жизненном опыте, в помощи, а иногда просто в поддержке и сочувствии. Но...
«Они меня не слушают и не хотят понимать!» - кричит подросток. «Он плохо себя ведет и ни в грош не ставит наше мнение!» - жалуются родители. Спешка, неумение выслушать, понять, что происходит во внутреннем мире другого человека, нежелание посмотреть вокруг его глазами - это очень мешает и тем, и другим. Мы все очень хотим, чтобы нас понимали и выслушивали. Но ведь кому-то нужно первым сделать шаг навстречу, а кому-то - последовать этому примеру.
« Я думаю, приручить кого-то может только добрый и открытый человек. Самое важное в дружбе - это взаимопонимание. Нужно творить добро, и добро вернется».

В этом возрасте ты быстро меняешься и часто сам удивляешься этому. Родители думают, что перед ними прежний ребенок, но за ночь с тобой произошло так много... О чем только ты ни думал. Ты мечтал, мысленно изменил весь мир и покорил неизведанные вершины. А может, именно сегодня ты вдруг понял, что влюблен... А потом тебе снился замечательный сон о будущем... Утром ты уже другой, и тебя заново нужно приручать, каждый раз подходя немного ближе, но родители этого не знают. И ты полностью согласен с героем книги Г. Михасенко «Милый Эп»: "Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов... ясновидцами и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!"
Один мой знакомый как-то рассказал мне, каким он был подростком.
«Я мечтал о самостоятельности. Демонстративно хлопал дверью, закрываясь изнутри и вешая на дверь табличку «Посторонним вход воспрещен». Не знаю, каким образом родители догадались, что мне в тот момент было нужно. Они стали стучать в дверь, если хотели позвать меня к столу или что-то спросить. Я тогда страшно боялся, что они войдут в комнату в мое отсутствие, и придумывал хитрые запоры, воображая себя шпионом, который опасается слежки. Родители сильно обижались и даже сказали мне об этом, но, что меня удивило, скандала не было. Единственное условие поставила мама. Она сказала, что если моя комната неприкосновенна, я сам должен поддерживать в ней порядок, и объяснила, в чем это заключается. «Если ты действительно повзрослел, ты способен на это», - сказала мама.
Сначала я кайфовал. В комнате царил «творческий беспорядок»: гвозди, проволочки, книги, кассеты - все вперемешку... Но пару раз в гости зашли друзья, и я, взглянув на комнату их глазами, понял, что выглядит она, по меньшей мере, странно. Возникло желание все изменить. Я  выбросил старые вещи, часть мебели, переставил все по-новому, все разложил по местам... И, знаете, мне даже понравилось иногда приводить все в такой идеальный порядок. Тем более что никто, кроме меня, его не нарушал.
В это же время родители завели традицию общего вечернего чая, за которым каждый рассказывал, что произошло за день, делился впечатлениями или просил совета. Я продолжал скрываться в своей комнате, а когда меня звали - отказывался. Но в один из вечеров, услышав, как отец очень весело что-то пересказывает маме, как они вместе смеются, я почувствовал себя ужасно одиноким и, решив, что очень хочу чаю, отправился на кухню. «Посиди с нами», - предложила мама. И я остался. Сначала, надувшись, молчал, а потом незаметно для себя стал рассказывать о том, как прошел мой день. Мне хотелось описать все как можно смешнее, и родители действительно смеялись и слушали меня... Правда, еще долго я испытывал их и мучился сам. Иногда грубил, кричал: «отстаньте вы от меня!». Но все чаще еще днем начинал задумываться, о чем я расскажу за чаем и что нужно спросить у мамы.
В это время я действительно почувствовал определенную свободу - то, чего мне всегда и хотелось. Можно было сколько хочешь сидеть в своей комнате, приводить гостей, гулять. Но ставились и жесткие условия. Я должен был непременно ходить в школу, а для этого вставать каждое утро в 7 часов. Время, в которое я ложился, не контролировалось, но через месяц сон, естественно, взял свое... Я должен был возвращаться домой в определенное время, а задерживаясь, обязательно звонить и предупреждать. Это было самым строгим требованием, и самым трудновыполнимым. Ну как можно вспомнить о звонке, когда ты сидишь в веселой компании? Да и неудобно как-то, боялся, что друзья меня засмеют. Я понимал, что родители волнуются, но то, что происходило в этот момент с друзьями, было для меня важнее. Совесть начинала мучить, только когда я подходил к дому.
Такие нарушения наказывались. Мне и самому было стыдно, я видел, как переживала мама. Но она не ругала: «Ты должен научиться думать о других. Если задерживаешься - звони, мы за тебя очень волнуемся». Отец был строже. Он высказывал мне все, что он думает по этому поводу, и на какое-то время переставал со мной разговаривать. К счастью, это продолжалось недолго и к следующему вечернему чаю проходило. Я сам просто не смог бы заговорить с ним первым. Я понимал, что виноват, но не мог заставить себя сделать первый шаг и попросить прощения.
Один раз, стоя перед дверью, я слышал, как мама успокаивала рассерженного отца: «У нас умный и сообразительный сын. Он способен найти выход из трудной ситуации. В конце концов, он умеет быстро бегать. Я верю, что с ним не случится ничего плохого. И тебе советую. Почему бы тебе не рассказать ему, как ты поступал в таких случаях, не научить его...» И отец действительно стал рассказывать, что он пережил за свою жизнь, что ему помогало. Кое-чем из этого я пользуюсь до сих пор.
Сейчас, когда я вспоминаю о том, что вытворял в детстве, мне иногда становится стыдно. До сих пор удивляюсь, как у родителей хватило терпения потихоньку, изо дня в день вводить меня в свой мир, в правила человеческих отношений. Ведь если случалось что-нибудь действительно серьезное, я, забыв про всю свою самостоятельность, бежал советоваться с ними...»
«Приручить очень сложно, нужно запастись терпением и не отчаиваться в случае неудач. Многие, боясь этих неудач, не приручают, и им тяжело жить одним. А ведь так важно создавать то, что соединяет людей, как бы далеко они не находились».
Нам понравилось писать друг другу письма, ведь бумаге легче доверить то, что есть на душе. Мы спросили подростков, о чем бы хотелось поговорить еще, и услышали в ответ: о любви, о дружбе, об одиночестве, о чем-то грустном и важном... Почему-то с вами, дорогие читатели, мне тоже не хочется расставаться просто так. Давайте договоримся писать друг другу письма. Быть может, мы сумеем подружиться и понять что-то важное...
«Что было бы, если бы человек не мечтал быть прирученным? Наверное, полное одиночество. В жизни самое страшное - это отсутствие плеча, в которое можно было бы уткнуть свой мокрый от слез нос, руки, в которую можно вложить свою руку, глаз, которые смотрят в душу...»
«Что такое приручить? На этот вопрос могут дать ответ только прирученные, и, наверное, прирученные мы все, но не все это осознаем».


You have no rights to post comments