За окном еще поют метели, с неба сыплются белые крупинки снега, и кажется, что до весны еще очень далеко, а уж до осени… Но для тех, чьи дети 1 сентября пойдут в школу, время имеет свой счет. Для них неокончившаяся зима, весна и долгое лето вмещаются в одну короткую фразу: «Скоро в школу!» И ведь действительно скоро. Считать и читать можно научить ребенка за лето. Но только ли это нужно будущим первоклашкам? Школа – дело взрослое, и к нему стоит подготовиться.

 

 

 — Откройте книги на картинке со слоненком, посмотрите, что там нарисовано. Что это за буква? Тема! Лена, помоги Теме. Сколько раз я тебе говорила не брать игрушки на занятия!

В комнате тишина. Я стою у доски, за партами сидят дети, их головки опущены, ни один не смотрит на меня. Стою и вспоминаю, как я сама когда-то пошла в школу… Первое сентября для меня было праздником — незнакомые дети, их было много, все с цветами… Перед школой разыгрывалось целое представление, а когда пришла домой — опять праздник: торт, все радуются поздравляют. Вот здорово! Наверное, так будет каждый день, это и есть — “ходить в школу”.

Но на следующий день все было по-другому… Учительница что-то долго объясняла, мне стало скучно, и я достала из портфеля своего любимого динозаврика. Учительница рассердилась, отобрала, а я больше ни о чем не могла думать… Потом ругала мама, и я сказала, что не хочу ходить в школу. Потянулись серые будни: долгое терпеливое высиживание уроков, на перемене — яростная возня, потом еще дома долго-долго: напишу букву — в окно посмотрю. Еще напишу — приласкаю моего милого динозаврика…

 

Лена стоит за партой, в руках стиснут заяц, глаза опущены, губы поджаты. Конечно, она уступит мне, разрешит заключить игрушку в темницу учительского стола, но…

Но я же помню: когда-то давным-давно я мечтала быть воспитательницей. Я не знала, что такое и как это — воспитывать. Но очень хотела понимать всех детей на свете. Я представляла себе много счастливых, озорных, улыбающихся лиц, а в середине я - мудрая и добрая… И вот я в середине, а вокруг хмурые, замкнувшиеся дети!

- Ребята, а хотите, я вам сказку расскажу? Идите сюда, и зайчик послушает.

В ответ глаза — еще не совсем верящие, что гроза миновала, но родные, теплые.

“Давным-давно на свете жило племя диких людей. Никто из них не умел ни писать, ни читать, и букв-то у них не было. В этом племени жила-была девочка. Однажды она пошла вместе с папой на охоту…”

Это сказка Киплинга “Как появилось первое письмо”. Я и сама очень люблю сказки, которые рассказывают “как?”, “отчего?”, “почему?”. А ребята — глаза любопытные, рты пооткрывали. Вот это история! И все так получилось из-за того, что в племени никто не умел ни читать, ни писать? И что же они решили?

“И вот папа сказал своей дочке: “Понимаешь, твои рисунки понятны только тебе, а другие люди понимают их по-своему. Надо сделать так, чтобы все понимали одинаково”.

Это уже история о том, как появились буквы.

— Давайте отгадаем, из чего девочка сделала букву “А”? На что она похожа?

Сначала трудно, приходится им помочь:

— На шагающие ножки. На шалашик. На недостроенный домик… А буква “Б”?”

Посыпались самые невероятные предположения:

— На ключик, на ягодку на палочке с листиком, на пузатого дядьку…

— Ну, это уже совсем хулиганское предположение!

Стали выбирать наугад самые замысловатые буквы. И в один момент все они попревращались в щетки, в заборы, грибы и всякую другую всячину. Вот уже и не алфавит, а целое царство-государство.

Мои маленькие фантазеры! Вы немножко поэты, немножко художники, немножко изобретатели, а главное — во всем сказочники. И как в сказке, в ваших руках все оживает, начинает хлопать глазами, пытаться думать и выделывать разные веселые штучки. Ну что ж, скажем волшебные слова “крибле-крабле-бумс”, и пусть придуманное нами царство оживет. Станем творцами, засучим рукава, достанем пластилин…

— Ты какую букву будешь лепить? А где у нее ножки? А где ее глазки? А где она живет? А что любит? Ну, конечно же, все, что с нее, с этой буквы начинается.

И вот на столе появился целый город: картонные домики, из окошек выглядывают всякие-всякие буквы, а улицы в беспорядке наполнены предметами, которые начинаются именно с этих букв.

— Хотите послушать историю, которую знает буква “А”? Эта история про автобус, который боялся темноты. А знаете, какая буква самая мудрая? Буква “Ы” — у нее палочка волшебная.

А это уже рассказы из книги Лопатиной и Скребцовой “Сказки о буквах”. Оказывается, каждая буква может рассказать какую-нибудь поучительную историю, ну, может, и не поучительную, но интересную и запоминающуюся.

— И выясняется, что эти буквы бывают гласными, согласными, глухими и звонкими. И еще они не просто так живут в городе.

— А как?

— Они дружат! И песни поют! “М” и “О” будет “МО”, еще “Р” и “Е” — будет “РЕ”, получается – «МОРЕ»!

Лепим пластилиновые слова: “роза”, “сани”, “туча”, “кони”. Догадайтесь, где какое слово? А теперь закройте глаза, слова поменяются местами. А теперь где какое слово?

 

Вспоминаю, как училась в детстве читать “Мама мыла раму”, “У Нины нитки”. Очень «содержательно»! До сих пор мурашки по коже бегут. По-настоящему писать и читать начала благодаря папе. Папу обожала, в прихожей ждала его с работы, приставала, когда же будет выходной, чтобы наконец побыть вместе. Однажды он показал мне коробочку и сказал, что это будет наш почтовый ящик и что мы будем оставлять в нем письма друг другу. Папа уложил меня спать, пообещав, что утром я найду в нем письмо. Не знаю, как мне удалось уснуть в эту ночь, но только, проснувшись, я первым делом открыла коробочку и действительно обнаружила там письмо. Оно было написано печатными буквами: “ПРИВЕТ, ДОЧКА! Я ОЧЕНЬ ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!” Я носилась с этой записочкой целый день и не могла не ответить папе: “ПРИВЕТ ПАПА! Я ТОЖИ ОЧИНЬ ЛУБЛЮ ТИБЯ!” Второе письмо было следующего содержания: “ПРИВЕТ, ДОЧКА! Я ПРИДУ ЗАВТРА ПОРАНЬШЕ. ЧЕМ БЫ ТЫ ХОТЕЛА ЗАНЯТЬСЯ?” Пришлось поломать голову, чем я завтра хочу заниматься, и написать ответ. Потом я получала письма о том, что папа делает на работе. В свою очередь он интересовался, как мои дела, как успехи. Еще папа в письмах давал мне разные секретные поручения: приготовить сюрприз, помочь маме сделать что-то... Со временем переписка, конечно, угасла, но помню, что даже и в старших классах, когда словами сказать было тяжело, я доставала наш старенький почтовый ящик, и папа все понимал — переписка возобновлялась…

— А что мы будем делать, когда научимся складывать буквы в слоги, а слоги в слова?

— Мы будем издавать книжки. Например, сходим в театр и выпустим  книжку “Как мы ходили в театр”. Нарисуем иллюстрации, а к ним сделаем короткие подписи: “Мы едем на автобусе”, “Театр вот такой”, “Золушка очень красивая”. А мамы и папы с увлечением будут наши книжки читать…

— Ну вот, ребята, занятие окончено. Спасибо, очень хорошо позанимались!

— А еще?

— Правда, хотите?

— Да!

— Хотите в школу поиграть?

— Да.

— А сможете?

— Да!

— Школа — дело взрослое, и подход к нему нужен соответствующий, играем по-настоящему. Кто будет учителем? Какой урок?

Вызвался Женька, гордо встал у доски и серьезно объявил: «Урок математики». Я посмотрела на него и вспомнила недавний разговор с его мамой (он пришел к нам в группу месяц назад):

— Вы скажете, когда нам нужно будет начать готовиться к школе?

— Можно уже сейчас.

— За год?!

— Да, чем раньше, тем лучше. Готовиться к школе за три месяца поздновато. Ведь готовность к школе – это определенная зрелость, которой не достигнешь за короткое время. Нельзя, например, у ребенка за месяц воспитать усидчивость.

— Понятно, надо за Женьку браться вплотную.

— Только вы, пожалуйста, не переходите с завтрашнего дня на «строгий режим». Я думаю, Женька не поймет такой перемены и будет сопротивляться. Попробуйте настроить его на положительное отношение к школе, вызвать в нем желание учиться.

— А как?

— Поиграйте с ним. Пусть он побудет и в роли ученика, и в роли учителя.

— А что нужно, чтобы он умел? Ведь, наверное, мало просто в школу играть, чтобы ему нравилась учеба.

— Желание учиться – это уже много. Попробуйте представить Женьку первоклассником. Что ему понадобится, чтобы чувствовать себя вполне счастливым школьником?

— Наверное, он должен не обижаться по пустякам и не стесняться; еще уметь ориентироваться в незнакомой ситуации, обращаться ко взрослым… Что еще?

— Еще должен быть самостоятельным, по возможности аккуратным, добросовестным, общительным…

— Хватит, хватит, мне бы самой такой быть, цены бы мне не было. Придется учиться вместе с Женькой, особенно общительности. Меня вот что еще беспокоит: все ребята в группе, вы говорите, уже в уме считают, а он все на пальцах. И вообще тугодум какой-то.

- Ничего, Пушкину тоже не давалась математика. И в детстве он был неуклюжим увальнем, чем его мама была крайне недовольна. Спасибо Александру Сергеевичу – теперь все неуклюжие увальни и тугодумы, родившиеся после него, имеют возможность быть потенциальными гениями. А если серьезно, ему нужно время. Процесс идет медленно, потому что ребенок старается понять. Есть дети, которые примеры решают, отвечают по аналогии с тем, что уже знают, а есть такие, которые каждый раз пытаются постичь суть происходящего – философы в своем роде.

 

- Сядь ровно, выпрями спинку, положи лапки на парту и внимательно слушай.

Эта фраза, обращенная, как оказалось, не ко мне, а к зайчонку, вернула меня к проходящим в комнате занятиям. Женька импровизировал у доски:

- Если у меня три яблока, одно я отдам Марине. Сколько у меня будет яблок?

Дети радостно кричат:

- Два!

 

Еще раз позволю себе отдаться воспоминаниям.

Сыну скоро в школу, кое-как читает, не пишет, считает в пределах двадцати. Даже и не знала, достаточно ли этого, чтобы ему не было трудно в первом классе. Видела у подруг разные тетради: прописи, “Учусь считать” и т. п. И решила купить сыну что-нибудь подобное. Выбрала пропись, в которой нарисовано стрелочками, в какую сторону какие палочки писать. Помню, одна моя знакомая, учительница начальных классов, говорила, что нужно обязательно такие. Тетрадь “Логика” мне очень понравилась — там были разные задания на сообразительность: продолжить последовательность, найти лишнее, понять, что общего и так далее. В тетради “Готовлюсь к школе” были задания на классификацию разных предметов, головоломки и тренировочные  задания на штриховку всевозможных фигур. С тех пор у нас с сыном начались уроки. Читать он умел, так что задание читал сам и старался сделать, как понял. Мы договорились, что это будут самостоятельные уроки и что он позовет меня на помощь в крайнем случае. Я только проверяла и говорила, что не так.

В результате в начальной школе у него не было проблем с самостоятельной работой с учебником и выполнением домашних заданий.

 

Вот так незаметно у нас пролетело все утро. Вечером я заглянула в комнату для занятий и увидела: куклы, мишки, зайчики и всякие другие зверюшки сидят ровными рядами на стульчиках. Перед ними у доски Зайчонок. Он не просто зайчонок, он — учитель:

 — Сядьте ровненько, будьте внимательны.

Игрушки учатся читать пластилиновые слова!

Я счастливый человек, потому что у меня есть дети. А это значит, что снова и снова придется задумываться, «что хочет сказать нам вон та самая блестящая звезда”, “почему этот камушек серый, а тот такой беленький”, “что думает кот, когда долго и пристально смотрит на меня”…

А на следующее утро:

 — Здравствуйте, ребята! Во что сегодня будем играть?

 — В школу!

You have no rights to post comments