Эту историю мне рассказал один мой хороший знакомый. Она проста, но, как мне показалось, весьма поучительна для родителей.

Школьная двойка... Обычное дело, скажете вы, с кем не бывает? Конечно, огорчается ученик, расстраиваются учителя, родители. Последние, кстати, должны принимать меры. И у каждого из родителей есть свои методы «борьбы», свой розыгрыш «стандартной ситуации» -- от «лишения свободы» до «экономической блокады» или от запрета подходить к телевизору до высшей меры наказания -- ремнем. Но в противовес «традиционным» методам борьбы с двойками, а точнее, с теми, кто их получает, наши герои неожиданно нашли, на мой взгляд, самый действенный способ...

 

Архимедова силаДвойка по физике -- согласитесь, приятного мало. За ужином мы сидели молча и каждый думал свое:

Мама: «Ну что с ним делать? Ума не приложу. Вроде неглупый мальчик...»

Я: «Физика -- это был мой любимый предмет... Да, видно Алешка (так звали сына) в этой области пошел в маму...»

Алешка: «Ну что они молчат? Наругали бы, и то легче бы стало. А то думают себе не пойми что...»

Тишину нарушила мама.

-- Ну вот что, я не знаю, как вы будете исправлять двойку, но завтра вы сидите дома и занимаетесь физикой. И никаких телевизоров и гаражей!

«А меня-то за что?» - подумал я. И хотел было возразить... но твердый голос мамы прозвучал как приговор, который в данной ситуации обжалованию не подлежал.

Заседание, то есть ужин, закончили, и все разбрелись по своим углам.

Когда Алешка уснул, я потихоньку пробрался в его комнату и взял учебник по физике, чтобы подготовиться к завтрашнему сражению.

Открыв нужный параграф, я стал внимательно читать...

Раздел назывался так: «Действия жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила».

Я старался читать очень внимательно и медленно, не пропуская ни одной фразы и формулы, мысленно возвращаясь к прочитанному.

«...Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу, поэтому если какое-либо тело взвесить в жидкости или газе, то его вес окажется меньше веса в вакууме на числовое значение этой силы.»

Я еще раз прочитал последнюю фразу. «Ерунда какая-то», -- подумал я.

А учебник проворчал: «Завтра разберемся, кто кого выталкивает и почему».

Утром после завтрака мы остались вдвоем с Алешкой.

-- Ну что, Архимед? -- с иронией спросил я. -- С чего начнем?

-- На тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости, -- спокойно произнес Алешка.

Я, если честно, не ожидал, что действие начнется так быстро.

–      И что? -- спросил я.

–      Ничего...

–      А куда направлена сила...

–      Противоположно силе тяжести, -- не дождавшись конца вопроса, выпалил Алешка.

«Да, -- подумал я, -- так ничего не получится. Попробую с другого фланга».

-- А скажи мне, чему равен объем?

- А этого нет в этом параграфе, -- обиженно сказал Алешка.

-- Ну и что? Ведь проходили раньше.

Объем? Алешка почесал в затылке и буркнул:

-- Кажется, масса, умноженная на плотность.

Подумал еще немного и добавил:

-- А может, деленная?

И тут я понял, что он ничего не знает. Вот оно – глупое запугивание ради «зарабатывания отметок».

Нужно было что-то кардинально менять в подходе. Вначале мы с ним очень долго говорили о пользе учебы и, в частности физики, о том, что все это пригодится в жизни...

Потихоньку мне удалось пробудить в нем какой-то интерес, и, когда мы подошли к проблемам кораблестроения, Алешка вдруг спросил меня:

-- А почему они плавают -- ведь они из железа и очень тяжелые...

«Вот оно! - подумал я. -- На этом примере можно и архимедову силу объяснить, и вообще показать красоту физики».

Еще не представляя, что будет дальше, я вбежал на кухню и стал судорожно соображать, что взять для примера.

Мысли путались, и я машинально открыл холодильник.

Там на дне я увидел одиноко стоящую банку, на которой было написано “Лосось”, -- знаете, обычная такая банка с розовой этикеткой.

Меня как будто подбросило. “Нашел!” -- чуть не крикнул я.

Через секунду я уже был в комнате, держа в руках банку и консервный нож.

— Сейчас будем ставить эксперимент! — гордо сказал я и принялся быстро открывать банку.

Вывалив содержимое на тарелку, которая очень кстати оказалась на столе, мы стали внимательно всматриваться в пустую емкость.

Так! Задача! Банка -- это корабль. Нам нужно узнать, сколько груза может взять наш корабль на борт, чтобы не утонуть. После расчетов эксперимент будем проводить в ванне.

Судя по глазам Алешки, затея ему очень понравилась.

Я знал, что наш корабль будет плавать в том случае, если средняя плотность железа, находящегося в нем воздуха и груза будет больше 1.

Мы начали расчеты...

Измерив диаметр (d = 8,2 см), высоту банки (n = 4,8 см) и толщину жести (взяв ее равной 0,03 см), мы, после некоторых расчетов, узнали объем железа Vж = 5,29 см3.

Зная плотность железа из таблицы учебника pж=7,8 г/см3, мы рассчитали массу банки m = 41,2 г, Добавив по 3 грамма на каждую из завальцованных сторон, мы получили, что наша банка весит 47,2 г. Полдела было сделано.

Обьем пустой банки вычислить было нетрудно и Алешка уже через минуту выписал в нашу таблицу с расчетами: V = 253,5 см3.

После этого мы определили плотность банки с воздухом. Она была равна рб = 47,2/253,5 = 0,18.

И последняя задача заключалась в том, чтобы определить максимальный вес груза,, при котором наш корабль не пошел бы ко дну.

Величина этого груза напрямую зависела от суммарной плотности, которая не должна превысить 1.

В нашем случае мы имели плотность пустого корабля р = 0,18 г/см3.

По расчетам получалось, что критическая масса, при которой р = 1, равняется 253,5-47,2=206 грамм.

На все расчеты у нас ушло около двух часов. Как только была получена последняя цифра, Алешка сорвался с места и побежал наполнять ванну водой, а я сидел, еще раз просматривая наши расчеты.

-- А где мы возьмем 206 грамм? -- раздался голос Алешки из ванной.

Я опять машинально пошел на кухню и стал внимательно разглядывать стоящие там предметы.

Мой взгляд упал на обычный граненый стакан, в который помещалось ровно 200 г.

“Хорошее место — кухня”, — подумал я и, наполнив стакан водой, пошел к месту эксперимента.

Все было готово.

Алешка выключил воду, и в ванной стало тихо.

Мы осторожно спустили банку на воду. Для чистоты эксперимента я немного наклонил ее в воде и выпустил воздух, который собрался внизу под дном.

Алешка потихоньку начал “нагружать” корабль, тоненькой струйкой выливая воду из стакана.

На последней стадии эксперимента у меня участилось сердцебиение. Я почти не дышал.

Упала последняя капля воды из стакана, и Алешка закричал:

-- Ура! Плавает!

Я вытер пот со лба и тяжело перевел дух. Получилось!

Придя в комнату после эксперимента, мы стали собирать бумаги со стола. Тут я увидел, что тарелка, в которую мы выкладывали лосося, пуста, а на кресле с очень довольным видом лежит наш кот Федор и лениво облизывает лапу.

Мы с Алешкой переглянулись и вдруг расхохотались так громко, что спугнули бедного Федора.

А когда мой взгляд упал на случайно открывшийся параграф учебника --“Воздухоплаванье”, я засмеялся еще громче, потому что представил себе, как мы проведем следующие выходные...

You have no rights to post comments