Зачем разбили мы кумиры их,
Зачем изгнали их из древних храмов?
Изгнание для них не стало смертью...
Константинос Кавафис


Глядя на величественные храмы и устремленные в бесконечность времени лики статуй богов и царей, невольно задаешься вопросом: неужели та духовная традиция, которая дала жизнь богатейшей в мире цивилизации, Стране Кемет, вечной земле Египта, навсегда умолкла, растворившись в раскаленном мареве безжизненных песков пустыни?

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

И вновь останавливаюсь в оцепенении, услышав загадочные звуки кельтской арфы. Рождается состояние гармонии, равновесия, как будто из суеты и беготни ты вдруг попал к чистому лесному озеру.
Кельтская арфа — инструмент очень древний. Столь же древний, как и сама кельтская традиция. Это небольшая арфа, у которой грациозно изогнуты и рама, и стан. В отличие от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями.
Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времен года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия — мелодия грусти и умиления. Вторая — вызывающая сон: когда слушаешь ее, душа наполняется состоянием покоя, а сам ты погружаешься в целительный сон. Третья мелодия арфы — это мелодия радости и возвращения весны.

0
0
0
s2sdefault

Затерянный в непроходимых джунглях Камбоджи город Ангкор, древняя столица кхмеров, хранит в себе немало тайн. Этот построенный более восьми столетий назад город своими размерами и заключенными в нем математическими пропорциями отражает законы устройства мира и космические циклы времени. На стеле в королевском дворце археологами была найдена загадочная надпись: «страна Камбу аналогична небу».

0
0
0
s2sdefault

История знакомства людей с ранними формами искусства — это история сомнений, удивительных открытий, это рассказ о способности по-новому взглянуть на эстетический потенциал и художественные навыки наших далеких предков, об умении поставить технику на службу не только технологическому прогрессу, но и делу познания прошлого человечества.
Практика нанесения изображений на скалы существует по крайней мере 30 тыс. лет, хотя приводятся данные (пока еще недостаточно аргументированные), что она значительно древнее — до 60 тыс. лет. От Урала до южной оконечности Иберийского полуострова насчитывается около трехсот пещер, скрывающих в своих глубинах изображения, которые относятся к древнему каменному веку, или палеолиту, — огромной по продолжительности эпохе (от 2 и более млн. до 11 тыс. лет назад). Ее изучение является, возможно, наиболее романтичным разделом археологии, позволяющим соприкоснуться с детством человечества, проследить его взросление, а самая большая загадка кроется в ответе на вопрос «почему первые образцы искусства отнюдь не являются робкими и неумелыми попытками, а имеют совершенные формы?».

0
0
0
s2sdefault

Между 5° южной широты и тропиком Козерога протянулись Центральные Анды, включающие три цепи Кордильер. Казалось бы, не столь обширный регион. Но климат здесь меняется самым радикальным образом буквально с каждым километром по мере продвижения вглубь континента. Дело в том, что прибрежная полоса не столь широка, и уже в 15 км от моря высота гор достигает 4000 м! А самый высокий перевал расположен на высоте 6500 м. Другой особенностью климата является то, что жаркая прибрежная пустыня омывается мощным течением, носящим имя Гумбольдта, которое поднимает из океанических глубин достаточно холодные воды и несет их вверх, к экватору, вдоль западного побережья континента. Этот феномен характерен для всего южного полушария Земли: мировой океан ни на минуту не прекращает своего вращения влево и несет к западным берегам Америки, Африки и Австралии воды, поднятые из глубин у ледников Антарктики. Эти течения, связанные с пассатами, способствуют возникновению чрезвычайно засушливых пустынь: Намиб на Черном континенте, Западной на пятом континенте и цепи прибрежных пустынь от Атакамы до Сечуры в Новом Свете.

0
0
0
s2sdefault

Вопрос о происхождении искусства неожиданно привел нас к проблеме происхождения человека. Об этом размышляет гость нашего журнала, сотрудник Института востоковедения РАН.
Cчитается, что первые памятники искусства — это петроглифы, наскальная живопись и скульптура верхнего палеолита, датируемые временем от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом общие закономерности эволюции искусства родового общества можно считать твердо установленными. В целом, оно развивается от натурализма к условности, причем наиболее условные образы возникают в позднем родовом обществе, находящемся на грани государствообразования. Потрясающий натурализм многих палеолитических изображений, резко контрастирующий с условностью искусства мезолита, неолита и эпохи металла, не оставляет ни малейших сомнений в том, что это — настоящее искусство. Но только на первый взгляд...

0
0
0
s2sdefault

После десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: «В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине». Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война.

0
0
0
s2sdefault

Дольмены, менгиры, кромлехи...
Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Менгир — это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление. Кромлех — это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика. Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». В этот класс попадают также длинные каменные ряды, в том числе в виде лабиринтов, трилиты — сооружения из трех камней, образующих подобие буквы «П», и так называемые жертвенные камни — неправильной формы валуны с выемками чашеобразной формы.

0
0
0
s2sdefault

XX век принес нам большое количество открытий, качественно изменивших наше представление о Вселенной. Идея «бесчисленного множества миров, подобных нашему» уже не кажется нам удивительной, как 400 лет назад, во времена Джордано Бруно. Мы легко употребляем слова «галактика» или «квазары». Мы привыкли верить во всемогущество науки и техники и считать достижения последних ста лет исключительным завоеванием нашей эпохи.
Тем более восхищают нас и заставляют задуматься глубокие астрономические познания многих древних цивилизаций. Что заставляло людей тысячи лет назад тщательно исследовать ритмы движения звезд и планет, пропорции Солнечной системы, очень точно фиксировать астрономические направления? Почему именно на небе располагали они обитель верховных божеств?
На стыке мифологии, археологии и астрономии в 60-х годах XX века родилась удивительная наука — палео- или археоастрономия, которая пытается ответить на эти вопросы и пролить свет на многие загадки доисторических времен.

0
0
0
s2sdefault

5 февраля 1914 года экспедиция сэра Флиндерса Питри, работавшая в районе заупокойного комплекса Сенусерта II в Лахуне (в Среднем Египте, в районе Фаюмского оазиса), обнаружила вход в маленькую полуразрушенную пирамиду. Через два дня археологи расчистили небольшую погребальную камеру, где стоял огромный гранитный саркофаг и ларец с канопами — сосудами для хранения внутренностей умершего. Ученые были разочарованы: за много столетий до них в гробнице явно побывали грабители, которые унесли с собой все ценные вещи. Тем не менее, ведомый интуицией исследователя, Питри принялся за окончательную расчистку помещений.
Почти сразу же, как только начались работы по удалению толстого слоя глины, покрывавшего весь пол гробницы, рабочие стали находить фрагменты золотых украшений, которые свидетельствовали о былом богатстве захоронения. Каждый день приносил все больше и больше находок. Наконец был расчищен приямок, в котором лежали пять разбитых шкатулок, наполненных множеством предметов — браслетами, пекторалями, бусами, косметическими сосудами. «Я никогда не забуду этого зрелища, — писала Гильда Питри, супруга археолога. — Все украшения, короны, пекторали, браслеты для рук и ног, бусы сияли своими яркими красками; золото, бледная синева лазурита, багрянец сердолика...»

0
0
0
s2sdefault