Наскальные изображения — всемирный феномен. Их находили, находят и, наверное, еще будут находить ученые, исследователи и обычные люди на всех обитаемых континентах планеты. Это искусство родилось в далеком прошлом, развивалось на протяжении тысячелетий от палеолита до средневековья и даже в последующие века, а в некоторых местах Земли живо и сейчас.
По данным итальянского исследователя Эммануэля Анати на 1993 год, наскальные изображения известны в 120 странах мира — зафиксировано 140 тысяч групп с общим количеством 35 миллионов фигур. Поразительно, но сюжеты многих групп петроглифов разных эпох и мест, иногда удаленных друг от друга на тысячи километров, похожи! Это сходство сближает людей с разных концов Земли и наводит на мысль о родстве и единстве человечества, о том, что все мы одна семья.


В России о первых наскальных изображениях (их назвали писаницами) узнали из рассказов людей, побывавших в Сибири в XVII веке. В конце XVII столетия голландский знакомый Петра I Николай Витсен во время своего путешествия скопировал знаки, нанесенные охрой на утесе над уральской рекой Ирбит, а в 1705 году напечатал их в своей книге.
Первые научные публикации о древних рисунках на скалах появились у нас только в довоенные годы. Первые три книги были посвящены петроглифам Карелии.
Для систематического изучения петроглифов у нас в стране создан проект «Мир наскального искусства Евразии», руководителем которого является доктор исторических наук Екатерина Георгиевна Дэвлет. Цель проекта — обобщить материалы памятников наскального искусства с обширной территории Европейского севера России, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока, накопленные за более чем 250 лет изучения.


Дополнительно:
В азиатской части России особенно много памятников наскального искусства. Писаницы встречаются в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока, по берегам Байкала и в степном Забайкалье, горно-степных районах Тувы, в горах Алтаяѕ

Эти памятники находятся чаще всего на скальных полотнах вблизи воды, по берегам рек, озер. Часто они расположены в труднодоступных местах: на островах или высоко на отвесных скалах. Как туда добирались мастера, как оставляли выбивки или рисунки, которые требовали порой кропотливой работы?..

You have no rights to post comments