Из путевых записок

История этого путешествия началась задолго до того, как мы отправились в путь, я даже не могу сказать, когда именно.

Еще в детстве я очень хорошо запомнил одну книгу, которая стояла на моей книжной полке: роман Болеслава Пруста «Фараон». Почему-то из всех книг в детской взгляд постоянно останавливался именно на ней. Я не знаю, как она попала в мою комнату и почему заняла свое место среди книг Маршака, Барто, Чуковского. Но как бы то ни было, я был рад этому соседству и часто перед сном смотрел на нее, представляя загадочную страну, о которой тогда ничего не знал.

Фивы

Прошли годы... И снова образ Египта вернулся в мою жизнь. Тогда, в конце 80-х, я встретился с философской школой «Новый Акрополь», начал ходить на занятия по философии, истории, психологии. Именно тогда я узнал о профессоре Хорхе Анхеле Ливраге и о его книге «Фивы».

Первый ее перевод был напечатан на машинке под копирку. Взяв «Фивы» на один вечер, я сразу стал пленником этой книги, которую прочитал за несколько часов, не отрываясь. Мы встретили рассвет вместе, и я долго не мог уснуть. В мою душу вновь через много лет, вернулся Египет, словно планета совершила свой круг по небесному своду.

И хотя Греция, Рим, Китай, Южная Америка, Индия и другие культуры также были частью моей жизни, все же Египет занимал в ней особое место. Я много раз задавал себе вопрос: почему? Но так и не смог до конца ответить на него. Я понял только, что в жизни есть вещи, которые невозможно объяснить логически.

С тех пор, как я прочитал «Фивы», Египет уже не отпускал меня. Я знал, что когда-то побываю там. И вот, спустя десять лет, этот день настал...

Сегодня любой человек при наличии желания, времени и средств может побывать в любом уголке нашей планеты. Однако именно эти три составляющие не всегда находятся в согласии между собой. Но, как бы то ни было, для нас они сошлись в одной точке, что и сделало наше путешествие возможным. Справедливости ради нужно сказать, что с первым условием проблем никогда не было.

Мысль о том, что завтра я буду ходить по земле Египта не давала мне уснуть. Я вновь и вновь пытался представить себе картины, описанные в «Фивах»: пирамиды, сфинкс... Я мысленно гулял по древним, давно заброшенным храмам, касаясь рукой камней, возраст которых насчитывал тысячи лет...

Фивы... Завтра...

Самолет египетской авиакомпании поднялся в воздух. Всего четыре часа полета - и мы в Египте!

Такси, поджидавшее нас в аэропорту, покатило по улицам Каира. В огнях вечернего города прямо на улице нас встречали памятники времен Рамсеса II. От перелета, перемены климата и всего увиденного мы едва соображали, что происходит.

Первая ночь на египетской земле прошла с чувством ожидания встречи.

В наши планы входили: Каирский музей, пирамиды в Гизе, пирамида Джосера в Саккаре, перелет в Фивы, Восточный и Западный берег, Дендера, Абидос. На все - семь дней. В первое утро перед нами открылись залы Каирского музея, заполненные статуями богов и фараонов, саркофагами и папирусами, статуэтками и украшениями. Значительная часть музея отдана открытию века - гробнице Тутанхамона. Мы ходили среди вещей, которые когда-то служили богам и людям.

Чем меня всегда поражал Египет, так это своей непостижимой глубиной и одновременно лаконичностью. Здесь вы не найдете ни одного предмета, ни одной статуи, сделанной просто “для красоты”. Каждая вещь отражала невидимую суть, имела свою душу, была выполнена в строгих пропорциях, нужных цветах и служила точно определенным целям. Современному человеку трудно понять необходимость этих вещей: для многих ученых эти предметы стали лишь объектом вечных споров по поводу датировки или принадлежности к той или иной династии.

Но тем и красив Египет, что он предоставляет каждому думать что ему угодно, сохраняя при этом свою чистоту и глубочайшую суть.

Не буду подробно останавливаться на шедеврах Каирского музея, скажу только, что эта коллекция до сих пор пополняется новыми находками, которым уже не находится места в основной экспозиции, и пока их судьба - храниться в запасниках музея.

На следующий день нам предстояла еще одна долгожданная встреча, которую я часто рисовал в своем воображении, - плато Гиза. Пробравшись через кучи бытового мусора и конского навоза, мы оказались у подножия Большой пирамиды, известной сегодня как пирамида Хеопса. (Как выяснилось немного позже, мы подошли к ней не с центрального входа.)

Стараясь не замечать того, что было у нас под ногами, мы все же так до конца и не смогли преодолеть чувства обиды за эти некогда священные места.

Огромные блоки, из которых составлена пирамида, настолько искусно обработаны и совмещены друг с другом, что этому могли бы позавидовать самые серьезные современные строительные фирмы. Поставленные один на другой, они достигают высоты 146 метров. Венчал творение пирамидон, который сегодня заменен сварным металлическим каркасом.

Когда-то пирамида была облицована, ее поверхность выглядела зеркальной, так что путник мог видеть ее за десятки километров. А если бы удалось тогда посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидели бы на ее поверхности сверкающий кристалл.

Но смирим свое воображение; отметим лишь, что сегодня, помимо официальной версии использования пирамиды - в качестве гробницы - есть и другие, на мой взгляд, более правдоподобные. Египет умеет хранить тайны.

Недалеко от Большой Пирамиды находится еще один прекраснейший памятник древней цивилизации - Большой Сфинкс. Время его постройки также остается загадкой, как, впрочем, и его предназначение.

Сфинкс

Его лицо много раз изменялось, обретая в новые времена новые черты. Из рассказов профессора Хорхе Анхеля Ливраги я запомнил описание Сфинкса, представляющего символ Ученика в виде четырех покоренных стихий - Земли, Воды, Воздуха и Огня. Его лицо изначально представляло одного из магов-правителей далекой Атлантиды, на спине были крылья, на лбу находился отполированный золотой диск, отражавший в пространство между лапами первые лучи восходящего солнца. Я долго оставался у Сфинкса, пытаясь представить его в былом величии. Мои размышления прервала русская речь. Она доносилась из только что подъехавшего автобуса с туристами, которых, как водится, окружили местные торговцы, предлагая купить какую-нибудь безделушку. В толпе я увидел “нашего” с “мобильником”, в цепях, в “крутой” рубахе. Он очень громко говорил по телефону, настойчиво объясняя собеседнику, что тот неправ. На громкую, по-настоящему “русскую”, речь от толпы местных отделился один, на ходу вытаскивая из кармана “дежурного” скарабея, который имеется у всякого уважающего себя торговца подобными “ценностями”. Скороговоркой он произнес заученную фразу по-русски: “Добрый день, Александр! Как дела?” Дальнейшее по определенным причинам передать дословно невозможно: «Горбачев - ...!, Ельцин - ...!». “Наш” ничуть не удивился услышанному, лишь прикрыв ладонью микрофон/динамик телефона, прокричал звериным воем: «Мы здесь уже все купили!» Эта картина вызвала у меня сожаление; но, повторяю, в Египте каждый находит то, что хочет найти.

Дальше нас ожидала встреча с пирамидой Джосера в Саккаре. Знаменитая ступенчатая пирамида, построенная во времена III династии, более четырех тысяч лет назад, открылась нашему взору задолго до того, как мы смогли до нее добраться. Над созданием этой пирамиды трудился знаменитый архитектор Имхотеп, который впоследствии был обожествлен.

Неподалеку находится пирамида Унаса, в которой обнаружены знаменитые “Тексты пирамид”. Сегодня она представляет собой печальное зрелище умирающей пирамиды.

Время безжалостно к этим памятникам. Но, как учат древние тексты, все имеет свое рождение, расцвет и смерть. После дня наступает ночь, а после ночи - день...

На обратном пути нашему взору предстал прекраснейший оазис среди песков - поляна с цветущими всеми красками радуги акациями, луговыми цветами и строгими, как воины, пальмами, словно защищающими это место. Я вновь почувствовал благодарность природе, в которой так гармонично могут сочетаться умирающее и рождающееся, прошлое, настоящее и будущее.

На следующий день нам предстоял перелет из Каира в Фивы. Нужно сказать, что побывать в Египте и не посетить Фивы почти равнозначно тому, чтобы пройти мимо источника, будучи томимым жаждой. Фивы - центр Египта, сердце, некогда пульсировавшее в полную силу и дарившее всему Египту свою живительную энергию. Я с трепетом ждал этой встречи.

И вот уже машина мчится по улицам Луксора — современных Фив. В окно нашего авто за хижинами из необожженной глины и тростника, сквозь пальмы показываются остатки храмового комплекса, прерывающиеся дорогами, Аллея сфинксов, соединявшая когда-то храмы Луксора и Карнака. Наконец, появляется сам храм Амона в Луксоре.

храм Амона в Луксоре

Расположившись в гостинице, окна которой выходят на Нил, мы спешим в луксорский храм. Купив входные билеты, подходим к началу Аллеи сфинксов и начинаем движение внутрь храма. Обелиск, пилоны, отрытый дворик, гипостильный зал, зал Ладьи, святилище... Все кажется до боли знакомым, хотя увидено впервые.

Мы не торопясь обошли весь храм и вышли на задний двор, где взору предстала печальная картина: сваленные в беспорядке обломки колонн, капителей, рельефы стен, изуродованные статуи...

В VII веке, когда Египет стал частью арабского мира, все памятники некогда цветущей цивилизации безжалостно уничтожались. Часть из них послужила материалом для постройки мечетей и жилых домов, часть погибла от рук грабителей, искавших золото, а остальным было уготовано медленное умирание под палящими лучами солнца и песчаными бурями среди равнодушных людей.

Но несмотря на все это, Египет остается Египтом. Через какое-то время я поймал себя на том, что почти перестал замечать современные дома, неоновые огни рекламы, местных охранников. В сознании как будто что-то переключилось, и я смог смотреть на все другими глазами.

В Карнаке, помимо всего, что доступно обычному туристу, нам удалось увидеть небольшой храм Птаха, в святилище которого стоит статуя Сехмет. Рассказывают, что однажды охрана была подкуплена, и статую попытались вывезти на вертолете, сломав при этом крышу святилища. К счастью, сделать этого не удалось. Сейчас статуя прикреплена огромной металлической балкой прямо к стене во избежание очередных посягательств.

Легенды повествуют, что изначально эта статуя находилась в святилище другого храма и была одним из “экзаменаторов” для учеников, проходивших обучение в египетских Домах Жизни. Последний экзамен для претендента на право стать посвященным врачом-жрецом проходил в святилище один на один с Сехмет.

Необычность этой статуи с головой львицы заключалась в ее способности преображаться под воздействием проникающего солнечного света и, наверное, каких-то других факторов, о которых сегодня неизвестно. Ее лицо могло меняться от вселяющего ужас до улыбающегося.

Ученика закрывали в святилище, где он должен был посмотреть в глаза Сехмет. Если статуя “улыбалась”, это означало, что душа ученика чиста и Сехмет принимала его под свое покровительство. Если ее лицо выражало гнев, значит, ученик не был чист душой и в нем жили пороки, с которыми он не справился. Самыми страшными пороками для ученика были эгоизм, тщеславие и амбиции, которые остаются актуальными и для современного человека.

И хотя мы, конечно же, ни на что не претендовали, но, войдя в святилище Сехмет, мы, признаться, испытали некоторое волнение при взгляде в ее глаза... Так закончился еще один день нашего путешествия.

На следующее утро нас ожидало путешествие на западный берег, туда, где для фараонов и цариц заканчивался земной путь и начинался путь небесный.

Нужно сказать, что для египтян не существовало смерти, в нашем понимании этого слова. Жизнь и смерть для них были неотделимы друг от друга и составляли одну единую Жизнь. Они умели жить в согласии с природой, и все их существование было нацелено на узнавание и следование законам, которые управляют Вселенной. Человек не был оторван от природы и, следовательно, был ее частью.

Человек осознавал себя путешественником в вечности и после прохождения своих испытаний на земле отправлялся странствовать по небесным дорогам, не переставая учиться, впитывать и запоминать.

Западный берег был отдан Городу мертвых, где за холмами располагались Долина царей и Долина цариц. Эти долины представляют собой ущелья, со всех сторон окруженные холмами. У подножия холмов располагаются входы в царские гробницы. С давних пор эти места притягивали к себе разных людей. Одних привлекали сокровища, которыми была наполнена земля, других — научный поиск. Так в начале ХХ века была открыта в этих местах гробница Тутанхамона. А сколько еще скрывает в своих недрах египетская земля!

Здесь же, на западном берегу, стоит еще один памятник, напоминающий о величии и мудрости Древнего Египта, - это Колоссы Мемнона, знаменитые поющие статуи. Их лица обращены на восток, навстречу восходящему солнцу. Именно на восходе эти статуи издавали звуки, возвещая о начале еще одного цикла времени. К Колоссам мы подъехали, когда солнце заходило за Западную гору. Мы молча проводили уходящее солнце.

В этот последний вечер мы уже никуда не торопились, поэтому расположились неподалеку от Колоссов. Мы просто сидели, погрузившись каждый в свои мысли. Заканчивался еще один день... Подходило к концу наше путешествие. На небе стали медленно зажигаться звезды, словно богиня Нут протянулась с востока на запад, укрывая Землю своим звездным одеянием. Над Северным Колоссом появилась Большая Медведица...

колоссы Мемнона

Я вспоминал наше путешествие, Фивы, профессора Ливрагу. Я был рад тому, что мы бродили с ним по одним и тем же местам, смотрели на одни и те же храмы и звезды. Я старался смотреть на Египет его глазами и был беспредельно счастлив, что Судьба свела меня с ним, а через него - с тем, что наполняет мою жизнь.

И главное, что открылось мне в этом путешествии, - я понял: что Фивы - не географическое место, Фивы - это состояние души. И вслед за профессором Ливрагой, как в книге “Фивы”, я повторил про себя фразу из “Книги Скрытого Жилища”: “Блажен, кто живет в Фивах, блажен, кто в Фивах умирает”.


Статья 1998г.

You have no rights to post comments