Интервью с профессором МГУ В. М. Тихомировым

Ученики Андрея Николаевича Колмогорова вспоминают своего учителя только в превосходных степенях. Да и список учеников впечатляет, многие из них стали крупными учеными в разных областях науки: В. И. Арнольд, И. М. Гельфанд, М. Д. Миллионщиков, Ю. В. Прохоров, А. М. Обухов... Сегодня у нас в гостях профессор МГУ им. Ломоносова Владимир Михайлович Тихомиров, один из учеников великого математика и крупнейшего российского ученого.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

В гостях у нашего журнала Ирина Дмитриевна Прохорова, главный редактор журнала и издательского дома «Новое литературное обозрение», соучредитель благотворительного Фонда Михаила Прохорова.

• Ирина Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, для чего создавался фонд, каковы его цели?

Официальное название фонда — «Фонд культурных инициатив». Он создан для поддержки культуры в регионах России, и главная его задача — делать не просто больше программ (этих поддержать, тех, других, и все отлично), а больше хороших программ. А для этого нужно понимать специфику существования  людей на территории. Поэтому, прежде чем начать работу с конкретным городом, регионом, мы его изучаем: привлекаем статистические данные, специалистов, которые рассказывают нам об истории края, о ситуации в нем, о приоритетах самих жителей, их потребностях. И исходя из всего этого, мы пытаемся разработать те программы, которые хорошо легли бы на особенности региона.

В Норильске, например, мы уже пятый год проводим театральный фестиваль. Это не красивый фантик, это — жизненная потребность для норильчан, потому что в городе театры не гастролировали больше 10 лет. И люди были обречены ходить в свой замечательный, но единственный театр. Второй крупной акцией, инициированной нашим фондом, стал Фестиваль современного искусства «Таймырский кактус», который в этом году тоже проходит в пятый раз.

0
0
0
s2sdefault

День, когда мы ехали на эту встречу, был самый обычный, разве что небо над нами висело серое, непроницаемое, с низкими облаками. Пущино, спутник Москвы, город с академическими институтами и крупнейшей в России радиоастрономической обсерваторией, жил обычной жизнью. Вход на территорию обсерватории охраняла большущая собака с «умным выражением лица». Поздоровавшись с ней, мы шагнули внутрь. Нас ждал астроном Сергей Тюльбашев, человек, как оказалось, редкой профессии.

 

0
0
0
s2sdefault

Однажды мы взяли в руки книгу о собаках, открыли и не смогли оторваться, прочли залпом. И сразу очень захотелось поближе узнать ее автора — человека, который посвятил свою жизнь помощи собакам и их хозяевам. Знакомьтесь: у нас в гостях зоопсихолог, автор книг и телепередач о взаимоотношениях человека и животных Наталия Дмитриевна Криволапчук.

0
0
0
s2sdefault

За победу в состязаниях достойнейших главный бард Британии получал величайшее уважение всех кланов, почитание превыше короля — и арфу. Она стоила 120 серебряных монет: в два раза больше драгоценного воинского щита и лучшего меча с серебряной рукоятью, в одиннадцать раз дороже плуга. Но цена была соразмерна сути.

О причинах поклонения арфе в большинстве культур, о «портрете музыкой» и научных основах арфотерапии мы беседуем с Элизбаром, музыкантом, который первый в России, Венгрии и на Украине начал давать сеансы «лечения арфой».

0
0
0
s2sdefault

Каждый месяц в тверском Путевом дворце проходят необычные концерты-путешествия — слушатели погружаются в эпоху, знакомятся с судьбами композиторов, и музыка для них звучит уже совсем по-другому. В этих странствиях их сопровождает педагог Тверского музыкального училища, руководитель камерного ансамбля «Классика» Тамара Петровна Юдина. Сегодня она гость нашего журнала.

 

0
0
0
s2sdefault

В гостях у нашего журнала режиссер, кинодраматург, актер театра и кино, заслуженный деятель искусств России Владимир Александрович Грамматиков.

• Владимир Александрович, как вы стали режиссером, с чего все началось?

Я родился на Урале, в Свердловске, потом мы переехали в Москву. Поселились на одной лестничной клетке с семьей Никиты Михалкова. И я узнал, что есть кино, есть актеры, режиссеры — в общем, другая жизнь. Пришел к отцу и говорю: «Пап, я пойду в артисты». А он: «Сынок, никогда. Получи диплом, потом хоть в клоуны». Раньше даже мысли не возникало ослушаться отца, и я, как все мои братья и сестры, пошел в технический вуз. Но учиться было невмоготу, я год промаялся и все-таки ушел. Поступил на актерский факультет в ГИТИС, но меня тут же забрали в армию. Отслужил три года, а когда вернулся, стал поступать во ВГиК на режиссерский. Поступил только на пятый год, с пятой попытки. У меня уже рос первый сын Егор, и было непросто. С отцом отношения были сложные. Он, человек жесткий, суровый, после «Усатого няня» меня не простил, не понял: первая картина — и шурум-бурум какой-то! Только после фильма «Шла собака по роялю» настало великое примирение. После премьеры — она была в Доме Кино, я волновался ужасно — отец позвал меня, я подошел, и он меня обнял.

0
0
0
s2sdefault

В песнях Татьяны Хрящевской — вся ее душа, красивая, мудрая, чуткая, сильная, делящаяся с другими тем, что ей дорого. Они о стремлении к Небу, о звездах, о древних культурах, о Рыцарстве, о Поиске, благородстве и чести. Слушаешь — и ощущаешь, что песни рождаются и живут прямо сейчас, вызывая в тебе самом стремление искать, идти вперед, становиться лучше… Сегодня Татьяна и ее супруг композитор Сергей Левин — гости нашего журнала.

Татьяна, каким, на ваш взгляд, должно быть настоящее искусство? Что оно должно нести в себе, к чему побуждать?

Настоящее искусство должно преображать. И самого творца, и того, кто знакомится с его произведением, не важно, музыкальным, живописным или архитектурным. Если произведение создавалось как дань моде или как попытка реализовать себя, то скорее всего никакого эффекта преображения не получится. На мой взгляд, такое искусство не то чтобы не имеет права на существование… оно просто не очень нужно, особенно в современном мире.

0
0
0
s2sdefault

Интервью с Евгением Гришковцом

В наш век клиповой культуры и криминальных сериалов обращение к старому доброму, но изрядно подзабытому жанру моноспектаклей уже само по себе достойно уважения. И то, что эти спектакли не затерялись среди множества новаторских экспериментов, а нашли своего зрителя и принесли Евгению Гришковцу известность и любовь тысяч поклонников, делает их, безусловно, событием. И хотя секрет его успеха на первый взгляд кажется очень простым, каждый, кто однажды видел, слышал, читал Гришковца, невольно ловил себя на мысли: «Так это же все про меня!» Но как он добивается подобного эффекта, остается загадкой. Желая разгадать ее, мы пришли к мастеру, застав его перед самым выходом на сцену.

• Евгений Валерьевич, ваш верный глаз, меткое слово — это от природы или результат долгой шлифовки?

Разумеется, шлифовки. И еще сыграл свою роль интерес, который тоже рождался постепенно, а от интереса появилось и внимание. К тому же я больше ничем не занимаюсь, только…

0
0
0
s2sdefault

Директор Карельского краеведческого музея в Петрозаводске. Учитель истории, на чьих занятиях не бывает скучно. Знаток и почитатель Державина — «державинофил», как он сам себя называет. Любитель хорошего футбола и французского языка. Человек, ищущий смысл… Мы просто не могли, дорогой читатель, не познакомить вас с Михаилом Леонидовичем Гольденбергом.

• Михаил Леонидович, не могли бы вы вначале чуточку рассказать о себе — кто вы, как живете…

...Зачем живете?.. В России всегда был важнее вопрос не «как живешь?», а «зачем живешь?», это извечный вопрос.

0
0
0
s2sdefault