Продолжая уже ставшую традиционной тему знакомства с заповедниками, летом этого года экспедиция «Нового Акрополя» побывала в Государственном Жигулевском заповеднике на Самарской Луке. Как всегда, нас ждала встреча с удивительными местами и интересными людьми, за что мы глубоко благодарны администрации заповедника и особенно научному сотруднику Сергею Владимировичу Саксонову.
В этом номере мы публикуем материал, посвященный жизни летучих мышей.

Доводилось ли вам когда-нибудь в вечерние сумерки наблюдать полет летучей мыши? В этом есть что-то сказочное и таинственное, словно стремительно пролетает большая ночная бабочка. Образ жизни этих необычных животных совсем мало изучен, а их внешний вид породил множество суеверий и легенд.


Нашим собеседником был сотрудник заповедника, териолог и маммолог Владимир Петрович Вехник, который уже 17 лет изучает летучих мышей в заповеднике. Он познакомил нас с этими замечательными существами и рассказал много интересных подробностей из их жизни.
Оказывается, здесь, в Жигулях, находится одна из крупнейших зимовок летучих мышей в Европе — колонии достигают 13 тысяч особей восьми видов. Среди летучих мышей есть «перелетные птицы», но многие виды, живущие на территории страны, на зиму не мигрируют в теплые страны, а остаются дома. Летом в основном живут в дуплах старых деревьев, а обитающие в городе — на чердаках.
Летучие мыши — ночные животные, поэтому в природе их очень трудно изучать. Для их обнаружения нужно специальное ультразвуковое и спелеологическое оборудование. Поэтому неудивительно, что даже в заповеднике сотрудникам требуется много лет, чтобы только узнать, сколько приблизительно мышей и каких видов обитают на территории.
Владимир Петрович познакомил нас с некоторыми своими питомцами, которых, страшно возмущенных, доставал из тканевых мешочков.

— Почему-то многие, кто не встречался с летучими мышами, считают их страшными и уродливыми. На самом деле они — симпатяги. Совершенно безобидные, не агрессивны. Правда, если с ними неправильно обращаться, могут и укусить.

Маленькое существо, представшее нашим глазам, — рыжая вечерница — весит 20 грамм. Но это еще довольно крупная особь, вес взрослых мышек некоторых видов достигает всего 5 грамм. Возмущенно пищащая и кусающаяся вечерница, несмотря на все волнение, с удовольствием съела предложенного нами крупного кузнечика. Владимир Петрович рассказал нам, что мышки довольно быстро привыкают к человеческим рукам и охотно берут из рук пищу. Они очень прожорливы — одна мышка может за день съесть до 70 кузнечиков! Но держать их дома в клетке неинтересно, потому что они ужасные сони — спят 7 месяцев в году.

— Содержать в неволе их тяжело, так как нужны особые условия и кормежка. Вот почему их не содержат в зоопарках: они совсем не подходят для демонстрации, все время прячутся от света, забиваются в какие-то трещины, щели.

Несмотря на пристальный интерес людей к летучим мышам, их поведение изучено очень плохо.

— Видимо, у них существует какая-то иерархия, есть свои лидеры, которые выбирают лучшие места — облюбуют какой-нибудь угол в клетке и не пускают никого. Но никогда не бывает, чтобы они со злостью набрасывались друг на друга, грызли. Наоборот, если становится холодно, они сбиваются в кучку и согревают друг друга.

Интересно, что эти маленькие существа, которых по какой-то причине связывают с нечистой силой и считают злыми духами, вполне могут послужить человеку примером взаимопомощи и сострадания. Оказывается, они — бескорыстные родители, способные усыновить любого потерянного «ребенка». Проводили даже эксперимент: сажали нелетающего мышонка на дерево, он начинал громко кричать, и тут же подлетала мышка, иногда даже другого вида, и улетала с ним — «спасала». А еще они самоотверженные товарищи. Знаете, как ловят летучих мышей? Просто расставлять сеть бесполезно — они пеленгуют ее при помощи эхолокации. Но стоит посадить рядом манок — подвязать к шесту мешочек с живой мышкой, так она, как только почувствует вблизи стаю, тут же начинает подавать какие-то сигналы: чирикает, трещит, кричит. Даже если рядом мыши совсем другого вида, они обязательно реагируют, подлетают и попадаются в сети. Что означают эти сигналы? Если предупреждение о тревоге, то, казалось бы, остальным следовало бы держаться подальше. А может быть, это сигналы SOS, просьба о помощи? Науке это пока не известно.
Плохо изучено и размножение летучих мышей, хотя и здесь, как рассказал Владимир Петрович, есть много непонятных и загадочных моментов.

— Интересно, что наши оседлые мышки зимой спариваются во сне. До конца это еще не изучено, но каким-то образом сперма сохраняется, консервируется до весны (ведь спят они 7 месяцев в году). Оплодотворение происходит уже только весной, когда наступают благоприятные условия, повышается температура воздуха и они вылетают. Но самое интересное, что если вдруг внешние условия становятся неблагоприятны (например, понижается температура), то они вновь впадают в состояние анабиоза — на неделю, на две; все процессы затормаживаются и, в том числе, замедляется развитие эмбриона! До лучших времен. Когда рождаются малыши (один, реже двое), в первые три дня они совсем голые, перемещаются вместе с самкой: цепляются за сосок и летают на охоту. А потом появляется шерстепокров, они отделяются и образуют детские колонии, «детсад»: поскольку их много, им гораздо легче сохранить тепло.

По поводу того, почему этих совершенно безобидных и симпатичных животных считают порождением нечистой силы, у Владимира Петровича есть своя версия:

— Я думаю, это связано с большим количеством американских фильмов ужасов, в которых показывают таких уродов, вампиров, сосущих кровь. А поскольку среди летучих мышей есть вампиры, возникает такая ассоциация. На самом деле летучих мышей, которые питаются кровью животных, в мировой фауне всего четыре вида. Они обитают только в Центральной и Южной Америке. Но это вовсе не означает, что они нападают на животных, им надо всего две-три капли крови. Опасность заключается в том, что в слюне их содержатся коагулянты, препятствующие свертыванию крови, и в результате укуса животное может ослабеть из-за потери крови.

К сожалению, очень многие люди относятся к летучим мышам недоброжелательно и даже пытаются уничтожать. Сотрудники заповедника рассказали нам, что в заброшенную штольню, где гнездится самая большая колония в заповеднике, несколько раз приходили какие-то люди и специально пытались сжечь мышей факелами или выкурить из насиженных мест. Кроме того, штольни заповедника являются довольно посещаемым местом экскурсий, люди часто заходят туда просто из любопытства. И это очень опасно зимой, во время спячки летучих мышей, когда они пугаются и вынуждены резко выходить из анабиоза. Если такое происходит несколько раз, то мышки легко могут погибнуть, потому что на выход из анабиоза требуется очень большое количество энергии.
Летучие мыши размножаются очень медленно — обычно у родителей за всю жизнь бывает один, редко два детеныша. Поэтому если что-то случится со штольнями, это будет угрозой целому виду.
Какая судьба ожидает в будущем маленьких ночных летунов? Сегодня они еще уютно устраиваются в глубоких штольнях, не подозревая о планах, которые строят люди. И пока еще можно побывать на экскурсии в их убежищах, затаившись постоять в прохладной темноте и вдруг на фоне дневного света входа увидеть быстрые тени, спешащие укрыться. После одной из таких экскурсий маленькая девочка-школьница написала новеллу и назвала ее так: «Не прерывай чарующий полет!»

You have no rights to post comments